Найти в Дзене
Штрихи и Мазки

«Посланник любви» Марии Спартали Стиллман – искреннее чувство, сокровенное желание

Любовь всегда была одной из ведущих тем в искусстве. Но конкретное воплощение романтических сцен разнится в зависимости от личности художника, культуры, исторического периода. И если Викторианская эпоха проявляла чопорность и сдержанность в изображении человеческих отношений, то движение прерафаэлитов выражало чувства более расковано. В этом отношении картина «Посланник любви» Марии Спартали Стиллман является своеобразным мостом между завуалированным символизмом и откровенной чувственностью.

«Посланник любви» Марии Спартали Стиллман (1885 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Delaware Art Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Loves_Messenger_Stillman_DAM.jpg
«Посланник любви» Марии Спартали Стиллман (1885 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Delaware Art Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Loves_Messenger_Stillman_DAM.jpg

Мария Спартали Стиллман (1844 – 1927) – британская художница-прерафаэлит, происходящая из греческой семьи. Ее отец, Михаил Спартали, был генеральным консулом Греции и преуспевающим торговцем, также как дед со стороны матери, Ефросины. При рождении девочка получила имя Мария Ефросина Спартали. Семья жила в роскошном лондонском особняке, построенном в георгианском стиле, с красивым видом на Темзу и чудесным садом, где часто проводились вечеринки для начинающих художников и писателей. Летом девочка и ее родители отправлялись на остров Уайт, где у них были виноградники.

Мария Спартали (фотограф Джулия Маргарет Камерон, 1867 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hypatia,_by_Julia_Margaret_Cameron.jpg
Мария Спартали (фотограф Джулия Маргарет Камерон, 1867 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hypatia,_by_Julia_Margaret_Cameron.jpg

Когда Мария выросла, она стала привлекать внимание умом и яркой внешностью. Чего только стоил ее рост (~190 см!), но кроме того производили впечатление черты лица и повадки. Девушку и двух ее кузин друзья называли не иначе как «Три Грации». Когда поэт Суинбёрн впервые увидел Марию, он был настолько поражен, что сказал: «Она так красива, что мне хочется сесть и расплакаться». Другой поэт и живописец, Россетти, которому Мария позировала вместе со своим будущим мужем – американским журналистом Уильямом Джеймсом Стиллманом, жаловался, что ему крайне сложно писать ее голову из-за «тонкого очарования жизни, которое невозможно воссоздать».

Портрет Марии Спартали, нарисованный Д.Г. Россетти (1869 г.) / Источник: Wikimedia Commons (images.easyart.com, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dante_Gabriel_Rossetti_-_Marie_Spartali_Stillman.jpg
Портрет Марии Спартали, нарисованный Д.Г. Россетти (1869 г.) / Источник: Wikimedia Commons (images.easyart.com, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dante_Gabriel_Rossetti_-_Marie_Spartali_Stillman.jpg

Мария Спартали не только общалась с прерафаэлитами (такими как Данте Габриэль Россетти), но и училась у одного из крупнейших представителей этого течения – Форда Мэдокса Брауна, вместе с его дочерью Люси и другими детьми. Поэтому неудивительно, что творческий путь Марии пролегал в этой же области. Она писала пейзажи, а также картины типичные для прерафаэлитов: женские образы, сцены из произведений Данте, Шекспира, Бокаччо…

Лицо девушки крупным планом / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Delaware Art Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Loves_Messenger_Stillman_DAM.jpg
Лицо девушки крупным планом / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Delaware Art Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Loves_Messenger_Stillman_DAM.jpg

Одно из таких произведений, написанное художницей в 1885 году, называется «Посланник любви». На акварельном рисунке изображена задумчивая молодая женщина, сидящая у окна, из которого открывается вид на затененный деревьями водоем. Отложив вышивку, она кормит белого почтового голубя, впорхнувшего через открытую створку и усевшегося на ее ладонь. Другой рукой девушка прижимает к груди послание, привязанное к лапке птицы красным шнурком. Ее каштаново-рыжие волосы покрывает шляпка с вуалью, на ней сложной платье из зеленовато-синей и коричнево-малиновой ткани, с кружевным воротом и серебряными пуговицами. К груди приколота красная роза, букет с темно-алыми цветами стоит в вазе на подоконнике.

А Вы знали, что голубиная почта использовалась еще во времена Древнего Египта и Античности? Эти птицы обладают поразительной способностью возвращаться к родному гнезду, преодолевая огромные расстояния (до 1800 км!). При этом голуби демонстрируют феноменальную память и отменную скорость – до 100 км/час.

Сюжет этой картины, написанной под влиянием как прерафаэлитизма, так и итальянской живописи эпохи Возрождения, довольно прозрачен: крылатый посланник принес девушке любовное письмо. Вся композиция насыщена традиционными атрибутами любви: голубь, роза, плющ, Купидон. При этом божество любви, которого вышивает героиня картины, изображено с повязкой на глазах – намек на то, что «любовь слепа»? В целом, вся сцена может считаться аллегорией любви, что сближает ее с символизмом.

Символы любви, чувственности и верности: Купидон, голубь, плющ, роза, любовное послание / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Delaware Art Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Loves_Messenger_Stillman_DAM.jpg
Символы любви, чувственности и верности: Купидон, голубь, плющ, роза, любовное послание / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Delaware Art Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Loves_Messenger_Stillman_DAM.jpg

Определенный интерес представляют интерьер и пейзаж за окном. Предположительно референсом (образцом) для комнаты послужили апартаменты лондонского дома художника Эдварда Бёрн-Джонса. Обратите внимание на необычное оконное стекло: зеленоватое, с бугорками, в кованой решетке с круглыми ячейками. Это так называемое лунное стекло, а зеленое оно потому, что в XIX веке прозрачное стекло было крайне дорогим удовольствием, поэтому обычно довольствовались более дешевым «зеленым», цветной оттенок которому придавали примеси.

Окно церкви Св. Павла (Австрия) с лунным стеклом / Источник: Wikimedia Commons (Wolfgang Sauber, CC BY-SA 4.0) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bad_Aussee_Pfarrkirche_-_Fenster_4_Butzenscheiben.jpg
Окно церкви Св. Павла (Австрия) с лунным стеклом / Источник: Wikimedia Commons (Wolfgang Sauber, CC BY-SA 4.0) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bad_Aussee_Pfarrkirche_-_Fenster_4_Butzenscheiben.jpg
Лунное стекло (кронглас) – разновидность оконного стекла, известная с давних времен и распространенная в Западной Европе с XIV по XIX век. Лунное стекло производили путем вращения расплавленной заготовки, в результате чего получался небольшой тонкий диск с характерным «пупком» в центре. Множество «лунных» дисков вставляли в металлическую оправу, набирая из них декоративные окна, ставшие визитной карточкой многих дворцов и замков эпохи Возрождения.

Что касается фонового пейзажа, то он (по словам самой художницы) написан с Вилла Боргезе – римского ландшафтного парка, с множеством старинных зданий, фонтанов и скульптур в окружении прудов, садов и вековых деревьев.

Пейзажный вид из окна комнаты / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Delaware Art Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Loves_Messenger_Stillman_DAM.jpg
Пейзажный вид из окна комнаты / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Delaware Art Museum, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Loves_Messenger_Stillman_DAM.jpg

Мария Стиллман была представительницей второго поколения Братства прерафаэлитов. За шестьдесят лет творческой карьеры она написала более 170 картин, экспонируемых сегодня в художественных галереях Великобритании и Америки. Произведения Марии отличают естественность и эмоциональность, по словам писателя Генри Джеймса, она «непосредственный, искренний, наивный прерафаэлит».

|Справка| Полное название картины – «Посланник любви» (Love’s Messenger). Автор – Мария Спартали Стиллман (Marie Spartali Stillman). Жанр – аллегория. Стиль – прерафаэлитизм. Дата создания – 1885 г. Материалы: акварель, золотая краска, темпера, бумага, дерево. Размеры: 81 x 66 см.