Найти в Дзене

Учитель года, или Китайские приключения Ивана | Часть 3. Как попасть на работу

[ Это продолжение истории, начало вот тут ] В будние дни будильник не нужен, просто нужно открыть окно перед сном, и в семь утра тебя разбудит построение автомехаников из местного сервиса. Все, конечно, происходит на китайском, и черт знает, что там за заклинания, но в семь утра армия миньонов выходит на построение и хором в полную глотку начинает вещать, видимо, какие-то политические лозунги и петь песни. Колодец из четырех огромных сорокаэтажных жилых комплексов усиливает все это, как граммофон. Будильник точно не нужен, миньоны рулят. Поначалу очень интересно наблюдать за синхронностью, маршем, лозунгами и т.д., потом начинает бесить, а со временем вообще не обращаешь на это внимания. В девять часов нашего героя забрали на машине и повезли знакомиться с руководством. Опять какая-то окраина города, офисный район ширпотребного вида, вход в старое здание, внутри офисы вперемежку с магазинами. Странная и подозрительная группа людей в арендованном полускладе-полуофисе-полумагазине. Ивана
by_Ann / Изображение создано с помощью нейросетей NightCafe Studio, Recraft
by_Ann / Изображение создано с помощью нейросетей NightCafe Studio, Recraft

[ Это продолжение истории, начало вот тут ]

В будние дни будильник не нужен, просто нужно открыть окно перед сном, и в семь утра тебя разбудит построение автомехаников из местного сервиса. Все, конечно, происходит на китайском, и черт знает, что там за заклинания, но в семь утра армия миньонов выходит на построение и хором в полную глотку начинает вещать, видимо, какие-то политические лозунги и петь песни. Колодец из четырех огромных сорокаэтажных жилых комплексов усиливает все это, как граммофон. Будильник точно не нужен, миньоны рулят. Поначалу очень интересно наблюдать за синхронностью, маршем, лозунгами и т.д., потом начинает бесить, а со временем вообще не обращаешь на это внимания. В девять часов нашего героя забрали на машине и повезли знакомиться с руководством.

Опять какая-то окраина города, офисный район ширпотребного вида, вход в старое здание, внутри офисы вперемежку с магазинами. Странная и подозрительная группа людей в арендованном полускладе-полуофисе-полумагазине. Ивана встретили четыре то ли пакистанца, то ли иранца. К его удивлению, они плохо разговаривали по-английски, и они же собирались его устроить на работу.

В отдельной комнате сидели Иван и еще пара будущих учителей. Один темнокожий афроамериканец, другой очень смуглый иранец и белоснежный европейского вида Иван. Как оказалось, ставку рекрутеры делали на Ивана и даже этого не скрывали. Китайцы не любят афроамериканцев, они их боятся по исторически сложившимся причинам, а людей со светлой кожей любят и стремятся быть как они, подражая, практически во всем, многие даже отбеливают свою кожу. Какой-то перекошенный фанатизм.

Предстояла задача за один день подготовить всех троих к собеседованиям в частных школах. Нужно было впечатлить действующих учителей и владельцев школ за 10-20 минут, и получить заветное место под солнцем. В двух словах объяснили, как говорить, с какой интонацией, как улыбаться, жестикулировать и все дела. Короче, для детей надо было включить клоуна (в хорошем смысле этого слова), и начать развлекать их, попутно пытаясь донести нужную информацию. Немного теории, и остаток дня они провели, играя в игру: выбирали учителя, остальные были дети примерно шести лет. Задача «детей» была вести себя максимально непредсказуемо и раздолбайски. Тяжело в учении, легко на уроках. Молодые парни были с очень даже хорошим языком, и к тому же с опытом работы с детьми, но они не были европейской внешности. Их шансы резко понижались. Что-то весь мир кричит за нетолерантную Россию, но это вы просто не были в Китае. Ты даже можешь не говорить по-английски, лишь бы был правильный цвет кожи. Имидж – все, качество – ничего. Такие вот особенности национального Китая.

На следующий день всех повели на первое собеседование к 11 утра. Ваня проснулся ровно в 7:00, мысленно поучаствовал в построении автомехаников, поел и выдвинулся к метро. До назначенной станции ему было ехать полтора часа. Встретились и пошли к школе. В торговом центре на четвертом этаже на арендованных площадях с хорошим ремонтом находилась новая школа английского языка для детей 5-12 лет. Довольно большая, со множеством классов разных размеров и различной оснащенности. Сидит, значит, наш герой словно среди инопланетян, славянской внешности бельмо среди множества азиатских лиц, а также иранцев и одного афроамериканца. Избранный Ваня в дискомфортной ситуации, но давать обратную он не привык, надо идти до конца.

Это был обычный класс со стульями, большим телевизором и подиумом. Первым вышел афроамериканец, воткнул флешку в TV, как его учили, выбрал нужный слайд и начал импровизируемый урок перед взрослой аудиторией. Его все внимательно слушали, ни разу не улыбнулись и смотрели с опаской. Вторым вышел смуглый иранец, и он сделал очень хорошую работу, все смеялись и были вовлечены. Ване самому понравилось, и он был уверен, что иранца уж точно должны взять.

Настала очередь Ивана Борисовича. Вот он на сцене, десять пар глаз смотрят на него и ждут шоу-программу. Флешка, слайд, мотор, поехали! Презентация была рассчитана минут на 10-15, Иван выдал ее за 5 минут. Все скомкал, темы не раскрыл, был очень серьезен, что не приветствовалось, заикался и вообще все забыл, и английский в том числе. Гробовая тишина после монолога. Недовольные взгляды китайцев за плохое предложение, задумчивые, с нотками тупика, лица рекрутеров. Сегодня пристроить учителей не получилось. В Пекине работодатель искушен, сюда стягиваются со всего мира и конкуренция тут огромная, но и предложений немало. В тот день никто из троих не получил приза.

На следующий день была попытка номер два. Новая локация, новая школа, только это был головной офис огромной франшизы детской школы. Вот это масштабы, у них было около 300 филиалов по всей стране. Опять собеседование и опять мимо. Каким бы ты ни был пофигистом, через неделю таких неудач начинаешь хотеть вернуться обратно в деревню. Нервы начинали хромать, и только рекрутеры совсем не переживали, у них, похоже, были случаи и посложнее. Они были спокойны, как танки, и в один из дней пригласили к себе в квартиру на собеседование онлайн. Ваня был в шоке! Обычная квартира на тридцатом этаже, три комнаты, старые диваны, обычный телевизор с приставкой «PlayStation», три кальяна и все в дыму от сигарет. Четыре то ли пакистанца, то ли иранца тянут тебе руки поздороваться. «Ну и жесть, что за притон! Нормально же все было, что началось-то? Хотя, вид из окна масштабный».

Вид из окна действительно впечатлял. Нескончаемые высотки уходили за горизонт, по мере наступления темноты, они начинали светиться как гирлянды. Бесконечные человеческие соты. Двухчасовое ожидание адресата с другой стороны, и, наконец, потенциальный созвон с очередной школой. Как только твой организм устает, включается механизм пофигизма и дела налаживаются. «Да и черт с ним, что будет, то будет!»

Телефон, «WeChat», две незнакомые китаянки, в правом верхнем углу голова Ивана. Полетели вопросы и заготовленные ответы. Эти ребята те еще отчаянные аферисты, но у них получалось, и это главное. Как оказалось, Иван уже как полгода преподает в Китае, знает кучу обучающих программ, уверен в себе, короче, на опыте. Ему повезло, что по ту сторону телефона английский у владельцев школы был совсем не очень. Продано! Лот уходит черт знает куда! На следующий день Ивану купили билет на скоростной поезд и отправили вон из Пекина. Любой товар найдет своего покупателя, главное договориться по цене.

Ехать четыре часа со скоростью 300 км/ч плюс остановки, получается, 1000 км от Пекина. Есть время подумать о том, что вообще произошло за последнюю неделю с небольшим. Сидения в поезде комфортные, за окном все мелькает, города-спутники, огромные длинные мосты над рисовыми полями, реки и редкие леса.

«Ожидания и обещания это одно, а реальность – совсем другое. Вроде должен был остаться в Пекине, а отослали в какую-то глубинку, в какой-то совсем маленький город-миллионник. По большому счету, поставили перед фактом и воспользовались беспомощностью человека в чужой стране. С другой стороны, ну не тянешь ты на нужный уровень для большого, видавшего многое города. Опять же, зачем было врать? Они же знали, что так получится. Человек без опыта, что он может сделать. Грязно как-то, просто взяли и отработали, и отработали довольно неплохо. Сам же приехал, сам на все подписался». Поезд шел очень плавно, несмотря на огромную скорость, железная дорога в основном была проложена по мостам – китайцы крутые! «Короче, поглядим, что будет, маленький город, нечего бояться». Иван едет набираться опыта и за новыми впечатлениями. «Все будет хорошо, – внутренний голос передавал по натянутому в струну стержню Ивана, – Все хорошо, это не смертельно!»

Продолжение истории

[ Подписаться и найти все части цикла "Учитель года", а также другие рассказы можно тут на Дзен или тут в Телеграм ]