Третий глаз Господа Шивы всегда очаровывал людей. Он почти всегда закрыт, зияя на лбу, но всегда готов выпустить огненный поток и уничтожить мир. Многие полагают, что именно поэтому Шиву называют «Разрушителем». Также считается, что этот глаз открывается, когда Шива злится.
Кроме того, Третий Глаз Господа Шивы - Адийоги Махадева - является источником сознания и господином всех мистических йогических сил. Сам Махадева пребывает в третьем глазе или тринетре со Своей бесконечной силой, Кундалини Шакти. Считается, что все индуистские Дэвы и Дэви (Боги и Богини) визуально видны Третьим глазом.
Читайте также о Третьем глазе:
Шива раскрывает своей супруге Парвати тайную технику открытия Третьего Глаза (как Аджна-чакры) в Виджнана Бхайрава-тантре.
Но в пуранах есть несколько других легенд, связанных с Третьим глазом, а сам Шива известен как Триамбака - Трехглазый.
Самая известная легенда рассказывает о том, как Сати стала женой Шивы, несмотря на протесты ее отца Дакши, который предпочел бы видеть свою дочь замужем за Дэвой — богом, а не за отшельником. В знак неуважения Дакша устраивает жертвопприношение — ягью и приглашает на него всех своих зятей, кроме Шивы.
Разозлившись из-за исключения своего супруга из списка приглашенных, Сати является на место проведения обряда и вызывает своего отца на спор из-за его презрительного отношения к аскетичному образу жизни Шивы перед всеми гостями. Не в силах вынести такого публичного оскорбления, Сати бросается в огонь ягьи и тем самым десакрализирует ритуал.
Когда Шива узнает об этом, он испытывает неистовую ярость и затем глубокую печаль. Отбросив свое обычное спокойное безразличие, Шива превращается в Вирабхадру Свами, свирепого воина, и неистовствует, нападая на всех, кто был молчаливыми свидетелями смерти Сати. Он останавливается только тогда, когда обезглавливает Дакшу. Но месть не отнимает Его печали – тогда Шива ходит по миру, нося с собой обгоревшие останки трупа Сати, слезы катятся по его глазам. Все, кто его слышит, чувствуют глубину его боли. Опасаясь, что скорбь Шивы угрожает благополучию мира, Дэвы уничтожают труп Сати, разрезая его на мелкие кусочки.
Когда тело его супруги исчезло, Шива смог преодолеть свою печаль. В соответствии со своей аскетической натурой он удаляется в пещеру на заснеженных вершинах Гималаев, очищая себя от всякого гнева и боли, отвергая все мирское.
Как Господь Шива обрел свой третий глаз?
Шива проявляет свой Третий глаз значительно позже этой истории. Это происходит, когда Сати воплощается в Парвати, дочь гор. Она старается разбудить в Шиве любовные чувства, но он остается равнодушным, вызывая ее раздражение и недовольство богов, стремящихся женить Шиву. Боги отправляют Камадеву, божество страсти, чтобы тот с луком из тростника и тетивой из пчел выпустил стрелы желания прямо в сердце Шивы. Однако все идет не по плану. В ответ на это Шива раскрывает свой третий глаз на лбу и выпускает огненный поток, который сжигает Камадеву до тла на глазах у испуганной Парвати. Именно тогда Шива получает имя Разрушитель.
Подробнее об этом читайте здесь:
Уничтожая Каму, Шива разрушает не только желание (страсть), но и сам принцип, который поддерживает жизнь во всем миру. Без желания пчела не полетит к цветку, бык не пойдет к корове. Не будет ни опыления, ни размножения. Если животные не спариваются, жизни не будет. Не будет ни обновления, ни воскресения, ни возрождения. Весна не последует за зимой. Мир превратится в пустыню.
Поняв, что Шива не ответит на страсть, дэвы оказались в затруднительном положении. Они обращаются к Парвати, которая оказывается необыкновенной девушкой. Она — мать-богиня, сама Шакти, женский аналог Шивы, дополняющий все, чем он является. В храмах Южной Индии ее изображают держащей все символы, связанные с Камой: лук из сахарного тростника, цветочные дротики и попугаев.
Ее даже зовут Камакши - Та, в чьих глазах обитает Кама.
Таким образом, она является полной противоположностью Шивы. Если Шива отрицает Каму, она утверждает и прославляет Каму. Она берет на себя задачу превратить отшельника в домохозяина и заставить его признать важность любовной страсти и желания в мире. Но метод, который она применяет, застает всех врасплох. Она молится.
Парвати погружается в аскезу, закрывает глаза, сидит неподвижно и думает о Шиве с такой интенсивностью, что не реагирует ни на какие внешние раздражители. Она не ест, не спит; она думает только о Шиве. Все попытки лишить ее решимости терпят неудачу. Силой своей молитвы она заставляет Шиву выйти из пещеры, предстать перед ней и предложить ей благо. Таким образом, через молитву Шакти демонстрирует свою решимость реализовать свое желание – и даже Шива, разрушитель бога желаний, вынужден подчиниться.
- Что ты хочешь? - спрашивает он. И она говорит, - Я хочу, чтобы ты был моим мужем. У Шивы нет другого выбора, кроме как принять.
Свадьбу Шивы и Шакти празднуют все. Это ключевое метафизическое событие, в котором Шива (тот, кто отвергает желание) присоединяется к Шакти (той, кто радуется желанию). Таким образом, аскет, осуждающий плодородие и материализм, вынужден признать важность плодородия и материальных благ в мирской жизни. Баланс восстанавливается.
Что представляет собой третий глаз Господа Шивы?
Как мы видим, Третий глаз Шивы символизирует отречение от стремлений и желаний. Это тот самый глаз, что покончил с Камой. Но почему Шива отказывается от стремлений? Он пришел к пониманию того, что желания могут привести к утрате объекта желания (Сати), за которым следует боль и злость. Желание не всегда приносит положительные чувства типа любви, радости или сочувствия. Оно также может быть корнем негативных переживаний — раздражения, недовольства и скорби.
Поэтому Шива предпочитает удалиться от всего этого, выбрав прохладные застывшие вершины как символ трансцендентного состояния или Ананды. Он пребывает в месте, где царствуют только спокойствие и блаженное наслаждение тишиной.
Но в трансцендентном смысле Шива — это Бхоле Натх — невинный. Настолько невинный, что он понятия не имеет, каким должен быть «жених». Итак, во время свадьбы он предстает перед родителями невкесты вымазанным пеплом, опьяненным бхангом, покрытым змеями и сопровождаемым призраками. Он настолько невежественен в мирских приличиях, что даже не знает, что такое «жена».
Когда Равана, царь демонов и преданный Шивы, говорит: «Я хочу жениться на твоей жене», Шива отвечает без лукавства: «Да будет так». Хотя Шакти и раздражена, она понимает, что ее великий муж-отшельник не способен оценить права и обязанности домохозяина. Вот почему только она может справиться с ролью его жены, постепенно приобщая его к мирским путям. Об этом, кстати, пишет в Девдатт Паттанаик в своей книге "Семь секретов Шивы". Обзор книги смотрите здесь:
Когда еще Шива открывал свой Третий глаз?
Однажды во время игры Парвати, смеясь, заслонила ладонями оба глаза Шивы, что погрузило мир в темноту, так как именно глаза Шивы излучали жизненную энергию. В ответ на это Шива раскрыл свой третий глаз, что позволило солнцу вновь осветить мир. Из-за жара из третьего глаза ладони Парвати, которыми она прикрывала его левый и правый глаз, начали потеть. Из этого пота родился ребенок по имени Андхака, который был создан из силы Шивы (жара) и Шакти (воды). Андхаку передали на воспитание бесплодному демону-асуре, являющемуся преданным поклонником Шивы.
Он вырос, так и не зная своего истинного происхождения. В молодости он совершил великое покаяние и получил дар: он будет бессмертен, но его может убить отец, если он когда-нибудь испытает вожделение к своей матери. Воодушевленный этим даром, он продолжил покорять три мира. Во время своего путешествия он наткнулся на Парвати и, вдохновленный ее красотой, решил сделать ее своей царицей. Он сошелся в битве с Шивой, который пришел Парвати на помощь и пронзил Андхаку своим трезубцем. Когда кровь вытекла из тела Андхаки, он осознал правду о своем рождении и извинился за свои кровосмесительные желания.
Этот рассказ освещает теневую сторону третьего глаза как уничтожающего все желания. Когда исчезает всякое стремление, пропадают все разграничения – не остается ни правого, ни левого, ничего хорошего или дурного, верного или ошибочного, благоприятного или вредоносного, личного или чужого. Человек поднимается над всеми земными различиями и иерархиями.
Однако по смыслу этой истории такое трансцендентное состояние делает человека слепым к земным реальностям. Андхака переводится как “слепой”, слепой до такой степени, что не способен отличить мать от жены. Третий глаз уничтожает любую привязанность – мужчина утрачивает понимание того, что ему принадлежит, а что нет. Поэтому для него женщина может быть и супругой, и матерью, что является противоестественным.
Это создает хаос, как в истории Андхаки. Следовательно, в то время как отшельники прославляют третий глаз Шивы, который отвергает все мирские желания, миряне отдают предпочтение левому и правому глазам Шивы, которые символизируют необходимость мирских желаний и мирские правила поведения, правила, которые в пуранах Дакша и требовал от своих зятьев.