— Мамочка! Ты только держись! Только до больницы дотерпи! Вот уже и город! Я тебя сейчас своей шалью укутаю, мне она ни к чему, лишь бы ты в тепле была! — Маруся уже третий раз просила деда Макара, старенького соседа, остановить его видавшую виды машину, чтоб посмотреть, как там мама: дышит ли, жива ли еще. Укутанное в несколько одеял, худое тело матери казалось совсем крошечным и невесомым. Недаром дед Макар, мужичок далеко не крепкого телосложения, смог поднять маму Маруси, словно пушинку, и донести до машины.
— Ну что, Марья, не реви! Даст бог, довезем мамку-то! Лишь бы метели не было! А все остальное – шелуха! Садись с матерью, следи!
И Маруся следила! Она пыталась вспоминать молитвы, какие знала, но ничего не шло на ум. Она помнила, что на похоронах бабушки к ней подошла старушка и приказала молиться. Обязательно, как умела. Маруся знала, что где-то на небе живет добрый Бог, который обязательно услышит детскую молитву и поможет мамочке выздороветь.
Маруся была единственным ребенком. Врачи и ее-то запрещали рожать тоненькой, хрупкой маме. Вся женская порода мамы Маруси была слабой. Больше одного ребенка не рожали ни мама Маруси, ни бабушка. Мама Маруси, выходя замуж за местного кузнеца, надеялась жить полной и богатой жизнью. Однако она стала мужу не нужна, как только стало ясно, что состояние здоровья не позволит женщине рожать каждый год по розовощёкому младенцу. Вскоре муж привез ее с ребенком в деревню и оставил в доме старенькой бабушки.
— Вот, забирай! Незачем мне такая хворая! Мне жена нужна, а не тень какая-то! Сама выхаживай. Дитё мне не нужно, так и знай. У меня скоро новая жена будет, она мне крепких ребят нарожает.
Старенькая бабушка с трудом справлялась, ухаживая за слабеющей внучкой и правнучкой. Марусе едва исполнилось двенадцать, когда не стало бабушки. Девочке пришлось взять на себя заботу и о маме, и о нехитром их хозяйстве – корове, курочках с петушком и поросенке.
Мама, несмотря на заботу дочки, угасала с каждым днем. Больницы в селе не было, поэтому лечить помогала соседка, знающая в травах. Когда и она поняла, что не справляется, ее муж, дед Макар, принял решение везти соседку в город – показывать врачам. Марусе к тому времени едва минуло пятнадцать. Всю дорогу до больницы девочка молилась о здоровье матери.
В больнице врач, оформлявший документы вновь прибывшей, покачал головой и с сомнением сказал:
— Если неделю протянет, можно надеяться. Уж очень слаба. Оставляй номер телефона, как будут новости – позвоню. Только обещать ничего не могу. Слаба очень.
— А что с ней, доктор?
— Раньше эту болезнь чахоткой звали, а сейчас тубeркулeз.
Маруся не хотела возвращаться в пустой дом. Было страшно. За маму, за судьбу свою, за нехитрое их хозяйство. Дед Макар и его супруга сами позвали девочку к себе на время. Маруся решила до возвращения мамы пожить у соседей. Одиноким старикам молодая соседка только в радость была. Она им помогала не скучать в одинокой старости, они ее поддерживали, не давали раскисать.
На лето к ним из города всегда приезжал внук Матвей, друг Маруси по детским играм. Паренек был старше на несколько лет. Узнав, что в семье его давней подруги случилась такая беда, он решил на время перебраться в деревню и поддержать ее.
Марусю за ее добрый характер любили все. И все старались помочь, кто чем мог. Один сосед по улице привез сено для коровы, другой дрова для печки, третий поправил покосившийся забор. Так и жила девочка, под присмотром всей деревни. Директор школы даже готовилась оформить на себя опеку за Марусей, чтоб девочка не попала в детский дом. К счастью, делать это не потребовалось, так как вскоре стало известно, что мама при хорошем лечении пошла на поправку. К концу весны ее отпустили домой.
Маруся готова была горы свернуть, чтоб мама набиралась сил. Матвей помогал ей и по хозяйству, и в доме, и про своих деда с бабушкой не забывал. Все лето парень трудился, а осенью уехал в город учиться, обещая каждые выходные приезжать, навещать.
Следующие несколько лет были для Маруси самыми счастливыми. Мама стала чувствовать себя лучше, в школе Маруся училась на «отлично», Матвей постоянно приезжал в деревню.
Однако незадолго до выпускного Маруси, мама снова заболела, но на этот раз врачам не удалось ничем помочь. Едва получив аттестат, девушка осталась сиротой. Пришлось учиться самостоятельности. Подарив всю живность соседям, Маруся поступила в техникум и получила комнату в общежитии. Матвей и здесь не оставлял девушку, помогая по мелочам. Порой он устраивал девушке выходной – водил в кино, показывал город. Все окружающие с улыбкой переглядывались, понимая, что молодых людей связывают далеко не дружеские чувства.
Едва девушке исполнилось девятнадцать, Матвей позвал ее замуж.
— Ты с ума сошел, мы же с тобой как брат и сестра! – Маруся строго посмотрела на парня.
— Да какой брат? Неужели у тебя глаз совсем нет? Я тебя с самого детства люблю, а ты меня и не замечаешь будто.
— Да когда же мне тебя заметить, если у меня столько дел?
— Ну вот я потому и ждал. То пока мама твоя поправится, то пока ты школу закончишь, то пока учиться поступишь. А теперь хватит! Мне служить осенью. Я хочу, чтобы ты меня ждала, уже будучи моей женой. Ну что, пойдешь за меня? Или я ошибся, и ты ко мне только как к другу относишься?
Маруся, покраснев и опустив глаза, ответила парню согласием. Оказалось, она и сама давно испытывала к нему далеко не сестринские чувства.
Вскоре молодые люди сыграли свадьбу, а через несколько месяцев молодой человек ушел отдавать долг Родине. Пока он служил, Маруся закончила обучение и вернулась в родное село, где устроилась на работу учительницей. Вскоре и Матвей вернулся со службы. Молодому человеку в селе быстро нашлась работа.
Семья зажила счастливо. Маруся стала отличным педагогом: она всегда старалась добром отплатить за то добро, которое ей сделали люди... А предателя-отца она простила. К чему копить обиды, если проще и приятнее жить в любви.