Разбираем картину, в которой самый знаменитый венский мастер в корне изменил подход к изображению женского пола: от слабых и беззащитных к убийственно прекрасным и жестоким.
Густав Климт, безусловно, художник выдающийся, из тех, кто становится лицом эпохи – в данном случае, лицом эпохи модерна. Повышенная, а порой чрезмерная декоративность, изысканность на грани фола, мастерство колористических сочетаний и оттенков, дьявольская красота – пожалуй, именно в «Юдифи» всё это явлено особенно наглядно. Итак, смотрим:
В основе картины лежит библейская история об отважной и целомудренной вдове по имени Юдифь, которая, желая спасти свой народ от истребления, проникла к полководцу Олоферну, руководившему резней против евреев, и обезглавила его.
Художники историю Юдифи очень любят, но в ней обычно героиня выглядит хрупкой и нежной либо находящейся в ужасе от своего страшного поступка – вот, к примеру, Караваджо (здесь можно о картине подробнее прочитать) и Джорджоне:
Климт полностью переворачивает традиционный сюжет. Его Юдифь целомудрием не отличается совсем, она открыто и откровенно наслаждается тем, что сотворила. Ее удовольствие, судя по выражению лица, носит эротический характер. От целомудренности «изначальной» Юдифи здесь не осталось и следа. Никакого страха, ужаса, умиротворения – торжество сладострастия.
Тело когда-то скромная вдова здесь тоже не скрывает, демонстрируя грудь и живот. Библейская героиня – здесь начальная точка, а женщина на картине – скорее представительница своего века, женщина-вамп, несущая мужчине не только страсть, но и смерть.
Кстати, о смерти. В нижнем правом углу не сразу замечаешь голову того самого убитого Олоферна. Юдифь практически держит ее под мышкой, как трофей. Едва ли до Климта кто-то из женских персонажей позволял себе такую смелость и даже наглость. Мужчина становится вещью, игрушкой в руках женщины. Он только малая часть картины, тогда как женщина занимает весь холст.
Любопытно, что традиционно Юдифь изображали с мечом, орудием смерти, здесь же оружием становится сама женская красота и обольстительность.
Эта картина считается началом так называемого «золотого периода» Климта, когда он стал внедрять в свои картины золото, перламутр и драгоценные камни (ярчайший пример – фриз Стокле). Золотой антураж делает из Юдифи настоящую звезду, она как будто выступает перед нами в концертном платье – напоминая знаменитое «Happy birthday, Mr. President»...
Считается, что плоскостный золотой декор навеян ассирийскими рельефами, которые как раз в этот период активно открывают ученые.
Великолепное колье на шее Юдифи, потом появится на шее у другой знаменитой героини Климта – Адели Блох-Бауэр (долгое время считалось, что именно Адель позировала для этой картины, но был обнаружен подготовительный рисунок с совсем другой дамой.
А украшения Климт заказывал специально для создания эффектного антуража в своих картинах, именно поэтому они повторяются.
Золотая рама – тоже интересное явление. Она была выполнена по заказу художника, после того, как его Юдифь все начали принимать за Саломею, там ведь тоже история с отрубленной головой. Чтоб никто не перепутал, название картины теперь было предъявлено прямо на раме.
Спустя несколько лет Климт напишет второй вариант этого сюжета – «Юдифь II», в нем золотой останется только рама, а выражение лица героиня приобретет довольно хищный характер. Зато появятся многочисленные орнаменты, извивающиеся линии и тонущая во мраке голове. Что ж, тоже весьма эффектно.
Творчество Климта знаково для своего времени, ведь именно на рубеже XIX-XX веков женская сексуальность начинает широко обсуждаться в европейском обществе. На женщину, ее сознание и подсознание, обращают внимание ученые и исследователи разного толка. Из пассивного объекта, она становится мыслящим субъектом, той, что не просто подчиняется и следует за мужчиной, но сама может действовать и творить.