Найти в Дзене
Школа Вокала.

7 принципов Вокальной школы Евгения Ольховского по заветам М.И.Глинки.

Вокальная школа Евгения Григорьевича Ольховского – одна из ведущих в отечественном музыкальном образовании XX века.
Евгений Григорьевич воспитал многих выдающихся исполнителей и педагогов, как в рамках классической вокальной школы, так и на эстраде. В советском и российском музыкальном образовании Евгений Григорьевич сыграл значимую роль.

"В своей педагогической работе я пытаюсь во всем следовать заветам М. И. Глинки - великого композитора, вокального педагога и певца “содержания и смысла", писал Евгений Григорьевич.

Период работы Ольховского в Ленинградской консерватории – это период ее вокального расцвета. Именно в бытность Евгения Григорьевича в роли руководителя кафедры, вокальный факультет выпускает таких исполнителей, как:
Е. Образцова, В. Атлантов, И. Богачева, Е. Нестеренко, Эдуард Хиль, прославившийся на эстраде.

В 1960-му году он организовал на базе консерватории научно-исследовательскую лабораторию. Все результаты, которые были достигнуты в лаборатории, верифицировались и применялись в вокальной практике.

Педагогическая и методическая деятельность Е.Г. Ольховского простиралась и за пределы Ленинградской консерватории. Фактически, он являлся организатором методического обеспечения вокального образования в СССР. Вокально-методический совет Министерства культуры РСФСР не обходился без его участия, также Ольховский принимал участие в различных вокальных конференциях, семинарах, читал множество докладов по методике преподавания вокала, ездил с докладами и методическими сообщениями по образовательным организациям Ленинграда и различных городов Советского Союза.

Он сумел организовать обучение вокалу на базе театральной студии, Народной консерватории и академической Ленинградской консерватории.

 Евгений Ольховский
Евгений Ольховский

Ольховский Евгений Григорьевич, как певец-баритон.

Прежде чем попасть на оперную сцену, Евгений Ольховский окончил Смоленскую духовную семинарию, юридический факультет Петроградского университета, поработал присяжным поверенным.

В возрасте 22 лет он приходит статистом в труппу петербургской Итальянской оперы и параллельно начинает учиться вокалу у певца Евгения Ряднова.

Про Ряднова подробно можете почитать в статье:

Через год Ряднов переезжает в Тифлис, и Ольховский, бросив службу, отправляется за ним. Уже в 1911-м он, студент Городского музыкального училища, дебютирует на сцене Тифлисской казенной оперы, тогда же принимает участие в концерте, посвященном визиту в училище Рахманинова.

С 1914 года карьера певца связана с петроградскими-ленинградскими театрами: в годы Первой мировой войны он поет на сцене Театра музыкальной драмы в Петрограде, в 1918-м успешно дебютирует партией Фигаро (Россини) в ГАТОБе (Мариинском),а в 1919-м поступает в объединенную труппу бывших Мариинского и Михайловского театров. После разделения двух театральных трупп Ольховский остается в МАЛЕГОТе (Михайловском), где поет в зарубежном, русском и советском репертуаре. Выступает также и в оперетте.

Среди значительных – исполнение в марте 1937-го партии Роберта в концертной версии «Иоланты» Чайковского. В 1941 году Евгений Ольховский солировал в кантате Рахманинова «Весна».

Ольховский -педагог.

Принципы вокальной школы Е.Г. Ольховского(очень коротко).

"Голос нужно тренировать, как гимнаст тренирует свое тело", - говорил он.
"Голос нужно искать каждый день как бы заново, но уже с новыми ощущениями, с тем маленьким опытом, что накоплен за прошедшие дни".
  1. В вокальной практике Е.Г. Ольховский применял упражнения для развития дыхания, с них начинался каждый урок. Проводя аналогию со спортом, Евгений Григорьевич называл дыхательную гимнастику "гантелями", а не "штангой", и рекомендовал исполнять их не в полный голос.
  2. Отношение к голосу при его постановке должно быть очень бережное и внимательное. Не должно быть активного вмешательства в голосовой аппарат вокалиста.
  3. Он стремился научить певцов сначала услышать внутри себя звук во всем его комплексе (высота, тембр, динамика) в соответствии с художественной задачей, и только затем его исполнять.
  4. Е.Г. Ольховский придавал большое значение самосовершенствованию вокалиста, его самостоятельной работе, которая составляет важную сторону успеха певца – интерпретатора. Эмоциональная включенность в процесс исполнения и построение "плана эмоций" сочинения как основа интерпретационной деятельности певца.
Для певца-интерпретатора первичным является содержание художественного произведения, те чувства, эмоции, настроения, которые в него вложил композитор и которые певец должен передать на сцене.

5. Ольховский был против ничего не выражающего пения в любой ситуации, на любом этапе знакомства с сочинением: "когда произведение уже "впето", "забудьте технологию, откройте сердце, думайте, страдайте, переживайте!".

6. Он воспитывал у студентов бережное отношение к слову, учил их чувствовать и понимать красоту русского языка. Те же требования Ольховский предъявлял и при пении на иностранных языках. Евгений Григорьевич считал недопустимым пение, когда певец не знает перевода.

7.Вживание в состояние своего героя, умение перейти от одного состояния в другое по Е.Г. Ольховскому является высшим проявлением мастерства певца.

Как видите, все до сих пор актуально.

Евгений Григорьевич всегда подчеркивал, что каждый новый ученик - это новая психика, новые достоинства и недостатки, новые задачи для педагога. Поэтому, если педагогические принципы должны быть едины, то приемы осуществления их в практике должны быть разными.

Ю. Марусин, один из последних учеников профессора, сравнил дело педагога с работой старателя, который терпеливо просеивает серый песок, отыскивая в нем золотые крупицы таланта. Ольховский был "старателем" самого высокого класса.