Читала его произведения и раньше – романы «Елтышевы» и «Лед под ногами», а также малую прозу. В целом – впечатляюще. Книги Сенчина, при некоторой мрачности и затянутости, написаны выпукло и живо, в героях этого писателя узнаешь своих знакомых или в чем-то себя.
Поэтому не смогла удержаться, увидев на библиотечной полке его сборник рассказов и повестей «Нулевые».
Сборник построен четко по хронологии: десять произведений соответствуют десяти годам начала тысячелетия, с 2001-го по 2010-й. Многие запомнили это время, как относительно спокойное, устоявшееся и сытое. Люди впервые в жизни выезжали отдыхать за границу; нужно, не нужно, а порой и в кредит покупали машины; делали евроремонты. При всей картине относительного комфорта были и такие, кто едва сводил концы с концами (особенно в глубинке).
Романа Сенчина нередко сравнивают с Антоном Чеховым – в первую очередь из-за пристального внимания к деталям повседневной жизни современной ему эпохи.
Писатель воссоздает их очень дотошно. Я, например, вспомнила:
- кофе «Пеле», который родители покупали в те годы на рыночных развалах. Герой повести «Ничего страшного» пьет дешевый «Пеле» из сувенирной красно-белой кружки с надписью «Нескафе» (кофе рангом повыше);
- цены на «Милки Вэй» и «Твикс» - 8 рублей, их в начале нулевых многие только-только начали покупать детям. А еще «Хуббу-Буббу»;
- первые надувные батуты, где можно было попрыгать 20 минут за 15 рублей;
- первые ноутбуки по запредельным ценам;
- возможность собирать и сдавать стеклотару (героиня той же повести борется с искушением это сделать и получить за каждую бутылку по 70 копеек);
- нарисованные художниками афиши кинотеатров; - журнал «ТВ Парад», читательницы которого, в эпоху отсутствия Интернета, развлекали себя чтением сплетен про персонажей светской тусовки;
- телеигру «Кто хочет стать миллионером»;
- коктейль «Отвертка» (не увлекалась, но наслышана);
- навязчивую телерекламу, призывающую стариков дарить квартиры сомнительным фирмам в обмен на прибавку к пенсии и цветной телевизор. Тогда телефонных мошенников еще не было…
И многое другое.
Что еще роднит Сенчина с Чеховым? Психологизм, внимание к внутреннему миру героев и погружение в их обстоятельства и переживания. Они зачастую нерадостны.
Студент педагогического вуза Андрей, приехав на каникулы в деревню к родителям, чувствует себя чужим в кругу местных ребят. Но не может отказаться от застолий с ними. Одна из таких встреч чуть было не заканчивается трагически (рассказ «За встречу», 2001).
Молодой писатель из сибирской глуши Сергей Толокнов становится популярным и богатым, но очень скоро понимает, что, по сути, одинок и писать ему больше не о чем (повесть «Проект», 2005).
Москвич Юрьев, в целом успешный, состоявшийся человек (работа в солидной фирме, семья, квартира), решает отметить юбилей, накрывает богатый стол. Но неожиданно срывает злобу на приглашенных гостях, выплескивая на них накопившиеся усталость и раздражение (рассказ «Сорокет», 2008).
29-летняя продавщица Лена страдает от одиночества и пустоты. Дом, работа и редкие встречи с молодым человеком, с которым всё идет не так, как ей хотелось бы (рассказ «Пусть этот вечер не останется», 2010).
Проза Романа Сенчина очень затягивает. Всем героям сочувствуешь – вроде бы и автор тоже?
Непонятно только, почему в "Нулевых" так много бухают и говорят (часто одно и то же, по кругу). И так мало делают, чтобы стало хоть немного получше. Если и делают, то что-то всегда мешает. Безденежье, равнодушие близких, собственная инертность или, возможно, непонимание чего-то важного, - зачем, собственно, делать.
С этим у героев Сенчина, как представляется, проблема.