В последнее время мы всё чаще слышим такие слова как “нейроразнообразие”, “нейроотличный” и “нейротипичный”, чаще всего в контексте обсуждения расстройств аутистического спектра (РАС) и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Автор термина и концепции нейроразнообразия Джуди Сингер - австралийский социолог, мать аутичной дочери и дочь аутичной матери считает, что “нейроразнообразие — это просто факт о планете. Оно указывает на безграничную вариативность и уникальность человеческого разума и в первую очередь основано на биоразнообразии, то есть разнообразии биологических видов”.
Она утверждает, что общество должны ценить нейроразнообразие и создавать инклюзивную среду, в которой люди с когнитивными отличиями могут процветать и быть счастливы. Это подразумевает обеспечение доступа к образованию, занятости, здравоохранению и другим формам социальной поддержки.
О нейроразнообразии я поговорила с нейропсихологами Наташей Чижиковой и Надей Стыцюк, создателями просветительского проекта, нацеленного на популяризацию психологии и нейронаук и авторами тг «Нейровечеринка», где они и их коллеги популярно рассказывают не только о нейроразнообразии, но и работе мозга, психологии и др.
Что такое нейроразнообразие? Как вы его определяете?
Нейроразнообразие подразумевает под собой идею, что люди по-разному воспринимают окружающий мир и взаимодействуют с ним. Не существует единственно «правильного» образа мышления, обучения и поведения, а различия не рассматриваются как недостатки.
Наиболее распространённые типы нейроотличий по версии Кембриджского университета:
- Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС).
- СДВГ: синдром дефицита внимания с гиперактивностью или СДВ: синдром дефицита внимания.
- Дискалькулия (нарушение счёта).
- Дислексия (нарушение чтения).
- Диспраксия (нарушение координации движений).
Есть ряд других примеров того, как мозг может особым образом обрабатывать информацию.
Некоторые люди считают, что это часть зонтика «нейроразнообразия», а другие предпочитают не включать их туда — тут нет верного или неверного ответа:
- Исполнительная дисфункция (трудности программирования, регуляции и контроля собственной деятельности).
- Дисграфия (нарушение письма).
- Мизофония (непереносимость определённых звуков).
- Медленная скорость обработки информации.
- Заикание.
- Синдром Туретта (характеризуется моторными и вокальными тиками).
Для нас, как для нейропсихологов, очевидна идея, что не существует «правильного» способа работы мозга. Вместо этого есть широкий спектр способов, которыми люди воспринимают мир и реагируют на него, и эти различия следует принимать и поощрять.
Иногда трудности, с которыми сталкиваются нейроотличные люди, вызваны проблемами в окружающей их среде, а не самим фактом нейроотличия. Например, жёсткий школьный график или шумное и яркое рабочее место могут сделать их функционирование невозможным.
Благополучие нейроотличных персон также подрывает социальная изоляция, которая может возникнуть из-за непонимания со стороны нейротипичных людей. Поэтому в этой теме важна не только работа с конкретными трудностями, но и с окружающей средой — от рабочих мест до классных комнат и детских дней рождения — чтобы сделать их более гостеприимными и открытыми для тех, кто думает, обрабатывает информацию и учится по-другому.
Что значит быть нейроотличным?
Об этом лучше спросить у нейроотличного человека.
Если опираться на наш опыт взаимодействия с нейроотличными детьми и взрослыми, то разные люди описывают свои нейроотличия по-разному, в зависимости от индивидуального опыта и особенностей.
Кто-то говорит о чувстве инаковости, ощущении себя другим, не похожим на остальных. Тут часто можно услышать такие метафоры, как "я чувствую себя белой вороной" или "я как будто нахожусь с другой стороны стекла".
Кто-то акцентирует внимание именно на уникальном восприятии. Например, одна пациентка говорила, что цвета и звуки для нее всегда были очень яркими и интенсивными. Иногда это здорово, а иногда просто невыносимо.
Некоторые нейроотличные люди говорят про своё мышление, что они видят связи между вещами, которые другим кажутся несвязанными.
Многие говорят о трудностях и особенностях социального взаимодействия. В этом контексте часто можно услышать: "Я часто не понимаю, что люди действительно имеют в виду, когда они говорят. Я лучше понимаю текст и логику, чем подтексты и эмоции".
Мы наблюдаем, что в каждом конкретном случае человек акцентирует внимание на чем-то своем, что больше попадает в его фокус. Поэтому очень важно, чтобы ощущение своего отличия не превращалось в стресс и тревогу, так как это может вести к такому феномену, как "маскинг", когда нейроотличный человек выстраивает всю свою жизнь вокруг того, чтобы скрывать свои особенности с целью соответствовать ожиданиям окружающих. Это очень выматывает, вызывает тревогу и множество других проблем, включая депрессию и иные психические расстройства.
Что вызывает нейроотличия? Есть ли исследования, которые могут ответить на этот вопрос в настоящее время?
Нейроотличия очень гетерогенны (неоднородны), дети с ними рождаются в абсолютно разных семьях, с различным статусом по психическому и физическому здоровью, социальному положению, возрасту родителей, географическому положению и т.д.
Давайте остановимся в рамках нашего разговора на РАС и СДВГ.
Исследования причин возникновения РАС выявляют многофакторность риска, включающую такие аспекты, как генетические и эпигенетические факторы, а также влияние факторов окружающей среды.
Если говорить об СДВГ, то его этиология и патогенез также носят комбинированный характер.
Наследуемость СДВГ составляет от 60 до 90%. Это полигенное расстройство, при котором одновременно присутствуют многочисленные нарушения процессов обмена дофамина и/или норадреналина обусловлены влияниями нескольких генов. Также риск СДВГ повышают пре- и перинатальные факторы, такие как осложнения при беременности и в процессе родов, курение, употребление алкоголя и некоторых лекарств матерью во время беременности, и отдельные факторы окружающей среды, например, воздействие выхлопных газов. При этом вклад разных факторов варьируется (есть как сильно, так и минимально влияющие). В большинстве случаев СДВГ развивается вследствие взаимодействия различных факторов риска между собой.
Так, этиология и патогенез СДВГ тоже сложны, и связывать их только с каким-то одним фактором будет неправильно. Употребление некоторых веществ или слишком длительное использование гаджетов могут влиять на концентрацию внимания, но это не является СДВГ.
Больше конкретных исследований мы рассматриваем в рамках наших научных дискуссионных клубов.
Посмотреть обзор научных статей 2023 года с нашего дискуссионного клуба на тему РАС можно тут.
Ознакомиться с научными статьями за 2023 год с нашего дискуссионного клуба на тему СДВГ - здесь.
Как может проявляться нейроотличность у маленьких детей? Приведите примеры из вашей практики.
Не существует двух одинаковых нейроотличных людей, а все проявления, которые связывают с нейроотличиями, могут иногда наблюдаться и у нейротипичных детей. Так, например, есть такой феномен, как эхолалия – неконтролируемое автоматическое повторение слов или фраз, услышанных в чужой речи. У детей с РАС часто наблюдаются эхолалии: они повторяют вопрос, который им задали, вместо того, чтобы на него ответить, или воспроизводят фразы из любимых мультфильмов. Но на определённом этапе развития речи эхолалия является нормой. Поэтому грамотный специалист всегда будет смотреть на проблему комплексно, стараться учесть все детали. Насколько часто наблюдается то или иное проявление? Какова степень его выраженности? Как в целом развивается ребёнок? Что происходит в семье? Все эти вопросы задаст специалист на приёме. И здесь мы приходим к главному: в интернете сейчас есть много видео, чек-листов с “красными флагами”, блогов родителей, экспертов и нейроотличных людей. И это замечательно, потому что таким образом мы избавляемся от стигматизации вокруг нейроотличий. Если родитель подозревает какое-либо нейроотличие у ребёнка, то стоит обратиться к квалифицированному специалисту (врачу-психиатру, придерживающемуся принципов доказательной медицины).
Что должны знать родители о воспитании нейроотличных детей? Ваши рекомендации, советы, лайхаки др.
В воспитании нейроотличного ребёнка важно всё то же самое, что и в воспитании нейротипичного: любовь, принятие, поддержка, честная и открытая коммуникация, поощрение, развитие самостоятельности, чёткие правила, обеспечение стабильности и безопасности, последовательность и внимание к потребностям ребёнка. У каждого ребёнка есть свои особенности, предпочтения, возрастные кризисы, сложности и сильные стороны. В случае нейроотличий какие-то трудности могут быть более заметными, поэтому родителям важно научиться обращать внимание на успехи ребёнка, даже если они кажутся совсем небольшими по сравнению с другими детьми или возрастными нормами. Нейроотличным детям может быть сложно обозначить, чего он хочет, почему он повёл себя тем или иным образом, поэтому родителю нужно стать детективом и тщательно анализировать поведение ребёнка, чтобы предотвращать кризисные ситуации. Например, у нас на канале есть чек-лист для отслеживания сенсорных перегрузок.
При сенсорной перегрузке мир может казаться нейроотличному человеку слишком ярким и громким. Это доставляет ему дискомфорт, сказывается на эмоциональном состоянии и поведении. Родителю важно научиться замечать такие состояния.
И, конечно же, нужно помнить о собственных ресурсах и при необходимости обращаться за психологической помощью. Это мы советуем всем.
Другие интервью Наташи Чижиковой и Нади Стыцюк на канале "Счастье на научном: