Найти тему

Античность. Система координат.

Где: парк “Зарядье”

Адрес: ул. Варварка, домовладение 6, стр. 1

До: 4 августа 2024

Неизвестный скульптор С античного оригинала Голова Медузы конец XVIII-начало XIX вв. мрамор
Неизвестный скульптор С античного оригинала Голова Медузы конец XVIII-начало XIX вв. мрамор

Если Вы также как и я отчаялись дождаться, когда дворец музея-заповедника «Архангельское» будет отреставрирован и откроет свои двери для посетителей, то выставка в парке “Зарядье” – для Вас. Она знакомит с коллекцией, собранной в последней трети XVIII – начале XIX века князем Николаем Борисовичем Юсуповым-старшим, владельцем усадьбы Архангельское.

Жан-Лоран Монье (174344- 1808) Портрет княгини Т.В.Юсуповой 1802, холст, масло
Жан-Лоран Монье (174344- 1808) Портрет княгини Т.В.Юсуповой 1802, холст, масло

Античные мотивы - вечная тема в искусстве, вы увидите произведения, вдохновленные древними идеалами, греческой и римской мифологией, и несколько артефактов Древнего Рима I века до н.э. – III в.

Пеплохранительница Древний Рим I-III вв. мрамор
Пеплохранительница Древний Рим I-III вв. мрамор

Амур Древний Рим I в. мрамор
Амур Древний Рим I в. мрамор

Граф Николай Борисович Юсупов-старший не случайно сделал статуи Аполлона Бельведерского и Дианы Версальской центром парка в Архангельском. Императора Александра I часто уподобляли Аполлону, и речь шла не столько о его природной красоте, сколько об ответственности за политическую стабильность в Европе, т.к. Аполлон отвечал за гармонию во вселенной. Сестра-близнец Аполлона – Диана, с ней отождествляли сестру Александра I, великую княжну Екатерину Павловну.

Неизвестный скульптор Аполлон Бельведерский, начало XIX в., мрамор
Неизвестный скульптор Аполлон Бельведерский, начало XIX в., мрамор
Неизвестный скульптор Диана Версальская, начало XIX в., мрамор
Неизвестный скульптор Диана Версальская, начало XIX в., мрамор

Не перестаешь удивляться тому, что все жизненные драмы есть в древнегреческом эпосе. Любой сюжет, любое развитие событий уже было, и великие греки уже писали, чем все закончится. Мой любимый поэт Александр Городницкий пишет так:

Когда листва плывёт по рекам,

У осени на рубеже,

Читайте мифы древних греков. -

Там всё написано уже.

Судьба души твоей и тела -

Лишь повторённое кино,

Лишь вариация на тему,

Уже известную давно.

Франсуа Лемуан (1688-1737) Аполлон, преследующий Дафну. Первая половина XVIII в. холст, масло
Франсуа Лемуан (1688-1737) Аполлон, преследующий Дафну. Первая половина XVIII в. холст, масло

Вот сюжет о красоте, уме и талантах, которые совершенно не обеспечивают нам ни счастья, ни любовных побед. Самый красивый, самый остроумный и самый образованный из всех олимпийцев, бог стрелков, поэтов и музыкантов, Аполлон, однажды посмеялся над Купидоном, и тот отомстил ему, выпустив две стрелы: одной — стрелой любви — он ранил Аполлона, второй — стрелой отвращения — нимфу Дафну. Аполлон, охваченный страстью, преследовал прекрасную нимфу, но Дафна просила богов изменить её облик, прямо на глазах у Аполлона она превратилась в лавровое дерево. Аполлон, ещё слыша её сердцебиение, срывает листья, которые буквально мгновенье назад были волосами его возлюбленной, и делает из них венок, украшая им свою кифару.

Огюстен Бернар (1756-1829) Амур и Психея 1785. холст, масло
Огюстен Бернар (1756-1829) Амур и Психея 1785. холст, масло

Легенда о царской дочери Психее, затмившей красотой саму Афродиту, повествует как возмущённая богиня приказала своему сыну Амуру отомстить Психее, послав ей любовь к самому страшному существу на свете. Но Амур влюбился в девушку и подговорив прорицателя Аполлона, передал родителям Психеи, чтобы те готовили дочь к свадьбе с крылатым страшным змеем. Ни родители, ни Психея не смогли ослушаться оракула. Так Психея оказалась в шикарном дворце, где ей прислуживали невидимые слуги, а по ночам являлся к ей невидимый супруг-Амур. Блаженная жизнь Психеи продолжалась недолго: завистливые сёстры, узнав о её благополучии, хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не узнавать кто он. Психея решилась осветить лицо возлюбленного, и, увидев перед собой Амура, едва не лишилась рассудка. Любимый тотчас исчез, а Психея неустанно возносила молитвы ко всем богам, умоляя простить её за необдуманный поступок.

Пьетро Тенерани (1798-1869) Покинутая Психея 1820-е Мрамор
Пьетро Тенерани (1798-1869) Покинутая Психея 1820-е Мрамор

Психея должна была выносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Это один из немногих мифов со счастливым концом: сам Зевс связывает Психею и Амура законным браком и превращает девушку в бессмертную богиню, а Афродиту покидают зависть и злость: у неё снова нет конкуренток среди смертных женщин.

Неизвестный скульптор Венера Медицейская Конец XVIII-начало XIX вв. цветной и белый мрамор
Неизвестный скульптор Венера Медицейская Конец XVIII-начало XIX вв. цветной и белый мрамор
Антонис Ван Дейк. Мастерская. (1599-1641) Венера и Марс. первая половина XVII в. холст, масло
Антонис Ван Дейк. Мастерская. (1599-1641) Венера и Марс. первая половина XVII в. холст, масло

Согласно мифологии, богиня любви Венера, супруга хромоногого и уродливого Гефеста (Вулкана), влюбилась в жестокого бога войны Марса, и изменяла мужу. Этот сюжет был очень популярен в Италии XV—XVII вв., поскольку в нём провозглашалась власть любви над войной. Известны многочисленные работы на тему разоружения Марса, а также росписи свадебных сундуков кассоне с изображением истории Венеры и Марса, весьма подходящей к свадьбе. На представленной картине пухленькие путти снимают с Марса шлем, уводят коня, он вот-вот останется безоружным во власти Венеры. Кстати, Амур – плод любви Венеры и Марса.

Неизвестный скульптор Амур, конец XVIII-начало XIX в.  мрамор
Неизвестный скульптор Амур, конец XVIII-начало XIX в. мрамор
Помпео Джироламо Батони (1708-1787) Венера и Амур 1785, холст, масло
Помпео Джироламо Батони (1708-1787) Венера и Амур 1785, холст, масло

Спящая Ариадна. Западная Европа, конец XIX-начало XX вв., бисквит
Спящая Ариадна. Западная Европа, конец XIX-начало XX вв., бисквит

Ариадна была критской принцессой, дочерью царя Миноса, сестрой Минотавра. Влюбившись в героя Тесея, она спасает его, дав ему клубок ниток, чтобы он, убив чудовище, смог выбраться из лабиринта. Отсюда выражение «нить Ариадны». Она бежала с Тесеем из родительского дома, но пути в Афины Тесей покинул ее.

Якопо Амигони (1675-1752) Вакх и Ариадна первая половина XVIII в. холст, масло
Якопо Амигони (1675-1752) Вакх и Ариадна первая половина XVIII в. холст, масло

Бог растительности, виноградарства и виноделия Вакх (в древнегреческой мифологии Дионис) увидел одинокую Ариадну и влюбился с первого взгляда. Вакх сделал ее совей женой, а позже вознёс на небо и превратил в созвездие Корона. Путти на картине символизируют и любовь, и будущее вознесение Ариадны на небо.

Паоло Пагани (1661-1716) Пленение Софонисбы XVII в. холст, масло
Паоло Пагани (1661-1716) Пленение Софонисбы XVII в. холст, масло

Полотна Паоло Пагани из юсуповской коллекции повествуют о печальной судьбе дочери карфагенского полководца Софонисбе. Прекрасную девушку однажды увидел Масинисса, восточно-нумидийский царь. Он так был очарован ее красотой, что захотел на ней жениться, получив согласие ее отца, но свадьба не состоялась по политическим мотивам. Карфагену угрожал Рим, и чтобы защитить свой город, Гасдрубал, отец Софонисбы, в качестве платы за помощь, отдал в жены свою дочь более могущественному царю Сифаксу. Масинисса, разгневанный этим вероломным поступком, перешёл на сторону римлян. Но войска Сифакса были разбиты, сам он попал в плен к римлянам, а его жена должна была стать военным трофеем. И вдруг Софонисба случайно видит Масинисса, она бросается перед бывшим женихом на колени и умоляет спасти её. Масинисса женится на ней, полагая, что этим спасёт её от позора рабства, но римский полководец Сципион был неумолим: она - жена плененного врага, а значит - принадлежит победителям.

Паоло Пагани (1661-1716) Смерть Софонисбы XVII в. холст, масло
Паоло Пагани (1661-1716) Смерть Софонисбы XVII в. холст, масло

Не в силах расстаться с Софонисбой и не желая её выдать римлянам, Масинисса, послал ей раба с кубком яда, предложив самой решить, жить ей в рабстве или умереть свободной. Древнеримский историк Тит Ливий так описывает последние минуты красавицы: «Я с благодарностью, — сказала она, — приму этот свадебный подарок, если муж не смог дать жене ничего лучшего; но всё же скажи ему, что легче было бы мне умирать, не выйди я замуж на краю гибели». Твёрдо произнесла она эти слова, взяла кубок и, не дрогнув, выпила.”

Герард де Лересс (1641-1711) Разрушение Трои Вторая половина XVII в. холст, масло
Герард де Лересс (1641-1711) Разрушение Трои Вторая половина XVII в. холст, масло
Неизвестный скульптор Копия с оригинала Антонио Кановы (1757-1822) Елена Прекрасная, первая четверть XIX века, мрамор
Неизвестный скульптор Копия с оригинала Антонио Кановы (1757-1822) Елена Прекрасная, первая четверть XIX века, мрамор

Вот эти две работы мне хотелось бы поставить рядом и вспомнить строки Осипа Мандельштама: “Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи?”

Никола де Куртейль (1768-после 1830)  Похищение сабинянок 1810-1820-е холст, масло
Никола де Куртейль (1768-после 1830) Похищение сабинянок 1810-1820-е холст, масло

Согласно легенде, сразу после основания Рима его население составляли в основном мужчины. Ромул, чтобы обеспечить своих подданных жёнами, отправил послов к соседним племенам с предложением породниться, но получил отказ, т.к. римляне были бедны. Тогда Ромул пошёл на хитрость — устроил праздник, пригласив соседние племена, в т.ч. сабинов. Римляне предварительно разоружили гостей, заявив им, что на празднике оружие не допускается, а в разгар веселья накинулись на пирующих. Красивых женщин они взяли в плен. По легенде, Ромул лично указывал, каких сабинянок похищать, а потом говорил с каждой из пленниц, утешал их и позволил самим выбрать себе мужей.

Арман-Шарль Карафф (1762-1822) Клятва Горациев 1791 холст, масло
Арман-Шарль Карафф (1762-1822) Клятва Горациев 1791 холст, масло

“Клятва Горациев” – еще один сюжет из истории Рима конца VI века до нашей эры. Город Альба-Лонга был конкурентом Рима. Для схватки было решено отправить по три воина от каждого города, объявив городом-победителем родной город последнего выжившего воина. Трое братьев Горациев из римской семьи соглашаются прекратить войну, отсюда название - на картине изображен момент, когда Горации дают клятву отцу защитить Рим. Фигуры женщин подчеркивают драматизм предстоящего события. Камилла, сестра братьев Горациев, была обручена с одним из воинов Альба-Лонги, ее ситуация особенно трагична: в любом случае она потеряет близкого человека. Ребенок, одного из братьев, вероятно, останется сиротой…

Шарль-Альфонс Дюфренуа (1611-1668) Ринальдо и Армида XVII в., холст, масло
Шарль-Альфонс Дюфренуа (1611-1668) Ринальдо и Армида XVII в., холст, масло

Сюжет картины «Ринальдо и Армида» заимствован из поэмы итальянского поэта ХVI века Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». В одной из песен поэмы, посвященной истории крестовых походов, рассказывается о том, как мусульманка Армида, в чьих владениях оказался крестоносец Ринальдо, должна была убить рыцаря, но, покоренная его красотой, полюбила Ринальдо и унесла в свои сады.

Луи Гофье (1762-1801) Орфей. около 1785, холст, масло
Луи Гофье (1762-1801) Орфей. около 1785, холст, масло

Выставка предоставит вам редкую возможность увидеть работу Луи Гоффье, его «Орфей» – единственная картина художника в российском музейном фонде. Орфей — один из самых известных героев греческой мифологии. В отличие от большинства из них он прославился не как воин, а как удивительный музыкант, способный свой игрой усмирять шторма, он очаровал своим пением и игрой на лире даже властителя подземного царства Аида, так, что он согласился возвратить на землю его умершую жену Эвридику. Но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что Орфей нарушил условие, поставленное богами, — взглянул на неё ещё до выхода из подземного царства.

На выставке впервые полностью представлены фрагменты росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане, выполненных Джованни Оттавиани по рисункам Гаэтано Cаворелли и Пьетро Кампорези.

В конце сегодняшнего обзора привожу вам несколько лент с картинами, скульптурами и произведениями декоративно-прикладного искусства с выставки.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#паркзарядье #Античность #выставкиМосквы #Архангельское #Шедевральныемаршруты