Найти в Дзене

Сказки по-взрослому: взгляд филолога и врача-психиатра на сказки Пушкина

Оглавление

Почему Пушкин – отец русской литературной сказки? Как в сказочных произведениях поэта прослеживается тема семьи? Что если посмотреть на героев Пушкина из XXI века? И не просто глазами обычного читателя, а филолога и врача-психиатра? В материале экспертов филологического факультета и медицинского института.

Использованы изображения персонажей мультфильма «Ай да Пушкин!» | Союзмультфильм
Использованы изображения персонажей мультфильма «Ай да Пушкин!» | Союзмультфильм

Пушкин и сказки

Рассказывает Жамал Маратова, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы РУДН

Кто познакомил Пушкина со сказками?

Сказка как жанр народного творчества существовала давно. Детям няньки и бабушки рассказывали причудливые истории, которые передавались из поколения в поколение. Каждый сказитель по-своему вёл повествование, нередко добавляя в сюжет новые элементы. Но легенда, вокруг которой строился сюжет, оставалась неизменной.

Сказки Пушкину рассказывала его няня – Арина Родионовна. В семье она была известной сказительницей. Детство няня провела на Севере, среди чуди, о волшебных сказках которых Карамзин ещё в «Истории государства российского» писал:

«Финские чародейства подробно описаны в северных сказках».

Даже будучи взрослым, Александр Сергеевич любил слушать её истории. В январе 1825 года он сообщал своему другу Вяземскому:

«Жду к себе на днях брата и Дельвига — покамест я один-одинёшенек; живу недорослем, валяюсь на лежанке и слушаю старые сказки да песни».

Некоторые сюжеты Пушкин записал со слов Арины Родионовны. Позже писатель использовал заметки при создании своих сказочных произведений и пролога «У лукоморья».

Александр Пушкин, 1827г., Орест Кипренский, Третьяковская галерея
Александр Пушкин, 1827г., Орест Кипренский, Третьяковская галерея

Пушкин – отец русской литературной сказки?

Пушкин для русской литературы – всё. И сказки – не исключение. Александр Сергеевич стал родоначальником жанра отечественной литературной сказки, то есть произведения, у которой есть конкретный автор. До Пушкина чёткого определения литературной сказки не было. Современники поэта пытались подражать народному сказу, соединяя в произведениях и приключенческие романы, и были, и повести с выдуманными деталями.

В XIX веке Александр Сергеевич начал эксперименты с народными сюжетами. Так делали представители романтизма в конце XVIII века – братья Гримм, Гофман. Он вдохновлялся и их трудами. Но непосредственное обращение к жанру сказки связано не с «модой» на переделку «волшебных» сюжетов. Первые произведения появляются в период, когда Пушкин уже перестал тяготеть к романтическим традициям и работал в реализме. Оттого литературоведам всегда интересно: почему именно сказки? На этот вопрос, впрочем, ответил сам Пушкин:

«В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному...»
11 том Пушкин, А.С. Полн. собр. соч.: в 16 т..

Пушкин, как верно замечает исследователь Марина Мищенко, создаёт особую сказку. С одной стороны, она позволяет поэту говорить о вечных нравственных ценностях, а с другой – сохранять независимую повествовательную позицию.

Сказки Пушкина объединяет тема семьи и любви

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказке о рыбаке и рыбке», «Сказке о царе Салтане» через призму семейных отношений Александр Сергеевич показывает человеческую жадность, коварство и ложь. При этом говорить, что сказки Пушкина – рефлексия на собственный брак, нельзя. Первые творческие попытки создания «Сказки о царе Салтане» относятся к 1828 году, то есть за несколько лет до женитьбы на Наталье Гончаровой, брак с которой он считал счастливым. Пушкин два года добивался первую красавицу и позже писал:

«Я женат – и счастлив. Одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось, – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».

  • «Сказка о рыбаке и рыбке» – переделка произведения братьев Гримм «Рыбак и его жена».
  • «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» – обращение к народному сказочному сюжету о Волшебном зеркальце. Причём эта история была характерна для многих европейских народов. Аналог мёртвой царевны в западной литературе – Белоснежка.

И в этой сказке можно заметить интересный троп. В произведениях про Белоснежку, Спящую красавицу, Золушку принц возникает из ниоткуда, с главной героиней до первой встречи они не знакомы. Но в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» королевича Елисея мы знаем с самого начала, он уже избранный для царевны жених. И не менее важно, что Елисей решает отправиться в путешествие за своей возлюбленной. Это пример настоящей Любви, которая побеждает Смерть. И даже сама природа в лице солнца, месяца, ветра готова ему помогать. Любовь и семья определяют счастливый финал произведения, а это характерно и для других сказок Пушкина.

  • Мёртвую царевну воскрешает поцелуй истинной любви ее суженого – Елисея.
  • Несмотря на разбитое корыто, старик остаётся со старухой, с которой по любви прожил 33 года.
  • Царь Салтан вновь обретает давно потерянную семью, а его сын Гвидон женится на прекрасной царевне Лебеди.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: что мы не замечали в главных героях?

Комментирует Владимир Соколов, врач-психиатр, преподаватель медицинского института РУДН
Кадр из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» / Союзмультфильм
Кадр из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» / Союзмультфильм

Мать царевны – психастеник

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи…

Уже после возвращения мужа царица лишь посмотрит на него, тяжело вздохнет и от восхищенья умрет. Тревожность и трудности адаптации при изменении привычного уклада жизни, например, при разлуке с мужем – свойственны психастеникам. Чаще всего на тяжелый стресс такие личности реагируют тревогой и депрессией. В этом отрывке мы видим, что депрессивные переживания целиком захватили её – постоянно смотрела туда, где должен был объявиться царь. Такие навязчивые переживания характерны для тяжелой депрессии.

Умерла царица не от депрессии, а от непсихического расстройства, усугубленного стрессом, изменениями образа жизни. У Пушкина в сказке этого нет, но при депрессии люди часто плохо питаются, или, наоборот, переедают, злоупотребляют алкоголем. Роды тоже оказали значительное влияние на организм. Совокупность факторов и привела к трагическому концу.
Кадр из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» / Союзмультфильм
Кадр из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» / Союзмультфильм

Мачеха – типичный нарцисс

Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.

У мачехи царевны явное расстройство личности. На это с самого начала намекает описание автором характера героини:

Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мои, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».

Суть нарциссов – крайний эгоизм, за которым, как ни странно, скрывается бессознательная неуверенность в себе. Такие люди любят только себя, а окружающих воспринимают либо как механизм, выполняющий определенную функцию, либо как конкурентов. И с конкурентами они беспощадно борются. При этом важно отметить, что конкуренты – необязательно реальные противники – например, оппоненты во власти или соперники в любовных делах – очень частно нарциссы такими считают людей, которые им совершенно не угрожают. А действия царицы отражают высокую тяжесть расстройства – она не просто стала унижать и травить «конкурентку», а решилась на убийство.

Трагедия всех нарциссов заключается в их огромном уровне притязаний, за которым обычно прячется ребенок, не получивший достаточное количество любви в детстве. Также они не способны принять превосходство другого человека, поэтому обречены на постоянную борьбу. По их мнению, всегда найдется кто-то красивее, моложе, умнее, успешнее. Показательна реакция мачехи царевны, когда она собирается на девичник и спрашивает у зеркальца:

«Я ль, скажи мне, всех милее.
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?

Зеркало – классическая метафора, которую используют для описания нарциссических личностей. Так, в мифе о Нарциссе главный герой умер, любуясь на свое отражение. В сказке Пушкина волшебное зеркало – это «внутренний мир» нарцисса, который, с одной стороны, стремится к превосходству над окружающими, а с другой, указывает на новых «конкурентов».

Кадр из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» / Союзмультфильм
Кадр из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» / Союзмультфильм

У царевны – синтонный характер

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась — и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

Люди с синтонными характерами отличаются естественной жизнерадостностью, искренними яркими эмоциями. Оказавшись дома у богатырей, царевна тут же начинает создавать уют. И то, что она ничего не предпринимала для возвращения к жениху, только подтверждает её синтонность. Причина в том, что она привыкла к доброжелательному окружению со стороны богатырей и стала получать удовольствие от жизни. Нарцисс, или эпилетоид, напротив стал бы собирать все силы, чтобы отомстить обидчику.

Царевна учитывает не только собственные интересы, но и думает о переживаниях других, обладает эмпатией. Это прослеживается в диалоге героини и богатырей, когда она не может выбрать никого из них, потому что помнит про Елисея и ждёт его.

Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»

«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, —
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».

Яркий синтонный характер специально выписан Пушкиным для противопоставления нарциссической мачехе как сюжетный прием. Детям, выросшим в семьях, где есть нарциссы, обычно свойственны такие черты как тревожность, педантизм, неуверенность в себе – особенности психастенического круга, иногда лживость и жестокость, порой, впрочем, ребенок вырастает не меньшим нарциссом, чем родитель. Хотя если на воспитание оказывал влияние другой значимый взрослый, то формирование характера могло пойти по другому пути.

Кадр из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» / Союзмультфильм
Кадр из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» / Союзмультфильм

Богатыри – собирательный образ отца царевны

Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

Богатырей можно считать собирательным образом отца, потому что они проявляли теплые чувства к царевне, в то время как про отношения с ее настоящим отцом ничего не известно. На формирование характера ребенка могут влиять не только родители, но и иные значимые взрослые, в этом случае богатыри стали значимыми фигурами, которые на фоне отсутствующего отца и нарциссической деспотичной мачехи «воспитывали» юную царевну и помогли ещё больше проявиться её синтонному характеру.