Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Подводные города как будущее человеческой цивилизации

Есть мнение, что будущее человеческой цивилизации связано с заселением морского дна. Это очень старое мнение. Настолько старое, что я удивился, обнаружив массу подходящих для оформления статьи картинок в сети. Значит, кто-то ещё этим мнением грезит. Хотя и казалось, что оно должно было бы уйти вместе с эпохой технооптимизма, завершившейся около 40 лет назад.

...Эпоха же была хорошей. Романтичной. Технологии тогда представлялись всемогущими, – подлинным волшебством, открывающим человеку двери в иные миры… Иные миры и открылись, – но виртуальные, чего не предвидели даже титаны «золотого века фантастики». Тогда же – в золотой век – казалось, что это окажутся реальные, физические миры. Другие планеты, главным образом. Но и подводный мир тоже годился.

Причём, речь не шла о пустом теоретизировании. Подготовка к переселению на дно велось практически. Погружение пилотируемого Огюстом Пикаром батискафа «Триест» на дно Марианского жёлоба в 1960 году ознаменовало начало решительного наступления человека на океанские бездны. Вслед за техникой под воду ринулась и пехота. В 1962 году Жак-Ивом Кусто на глубине 10 метров была основана обитаемая база «Преконтинент-1». Вскоре французами были взяты рубежи 25, а затем и 100 метров. Подводные дома начали строить учёные США и СССР.

...И на этих экспериментах стоит остановиться подробнее. Подводные базы десятилетия назад представлялись совершенно иначе, чем видят их иллюстраторы сейчас. Задачи максимально изолировать жителей от среды изначально не ставилось. В такой-то постановке всё было бы просто, – ведь задача давно решена. Глубинный дом представлял бы собой подводную лодку, только максимально просторную. Что также не составило бы проблемы, учитывая отсутствие необходимости в двигателе и аккумуляторах… Но речь шла именно о том, чтобы человека максимально к среде приблизить. «Преконтинент» и последующие обитаемые базы представляли собой обитаемые водолазные колокола. Давление воды, с которой помещение сообщалось через всегда открытый люк в полу уравновешивалось повышенным давлением атмосферы.

-2

Такой подход создавал неудобства и ставил перед исследователями проблемы, – часто неожиданные. Например, приготовление пищи осложнялось тем, что вода закипала в чайниках только при 170 градусах. Дышать же акванавтам на глубине 100 метров приходилось смесью на основе гелия… Но всё это, как минимум, имело смысл. Цель достигалось. Люди могли не просто жить, а работать под водой на глубине 50-300 метров (исходя из состава дыхательной смеси) неделями, – даже месяцами, используя базу для отдыха.

-3

И надо отметить, что эксперименты оказались успешными. Не встретившись с какими-то критическими проблемами, акванавты продемонстрировали возможность создания на дне баз, образ жизни персонала которых не слишком отличался бы от обычного. Конечно, в кондиционере надо было не забывать менять патроны поглотителя углекислоты, а выходя из дома обязательно надевать акваланг… Но, по совести, сравнительно с зимовщиками в Антарктиде, как в помещении, так и тем более за его пределами, экстрима акванавты встречали несравненно меньше. Прежде всего потому, что помощи с «большой земли» в случае возникновения проблем им пришлось бы ждать не месяцы, а часы.

-4

То есть, на дне, где в условную булочную приходится не ходить, а плавать, вместо голубей над головой рыбы, а вместо жуков под ногами крабы, – оказалось вполне можно жить. Причём, жить, не замыкаясь под защитой тяжёлой брони. И некоторое время интересным представлялся вопрос, как глубоко в море может проникнуть человек.

-5

...Оказалось, что человек может выжить на глубине минимум два километра. Установлено это было учёными британскими, – тогда ещё совершенно другими. Не в море, а в лабораторных условиях, в барокамере, – в процессе эксперимента на добровольцах. Последовательно меняя несколько дыхательных смесей (состав которых остаётся секретным до сих пор) давление – очень медленно, чтобы человеческий организм успевал адаптироваться, а лишние на данном этапе газы выйти из тканей, – удалось поднять до 200 атмосфер. Причём, эксперимент был прерван ввиду исчерпания возможностей оборудования. Люди в атмосфере лишь вчетверо менее плотной, чем вода, держались, – но стала потрескивать барокамера.

Американцы пошли дальше, разработав фторуглеродный жидкий воздухозаменитель, вообще снимавший проблему внешнего давления. Подопытные животные дохли от него сразу, – ввиду неприспособленности лёгких для перекачивания жидкости, и невозможности подавления дыхательного рефлекса. Так что, до экспериментов на людях дело не дошло… Хотя да. Это тоже важный штрих к духу эпохи технооптимизма. Выживание добровольцев участвующих в эксперименте тогда не считалось граничным условием.

...Но и 2000 метров – очень не мало. Атака на море захлебнулась не ввиду столкновения с непреодолимыми препятствиями, а только потому, что на вопрос, зачем человеку жить на дне, никто внятно ответить не мог… С одной стороны, – теоретически, – всё казалось понятным. База позволит акванавтам проводить на большой глубине работы… С другой стороны, никаких работ, требующих создания таких баз, на дне не велось тогда и не ведётся до сих пор. Все задачи проще решались с поверхности, – а теперь и с помощью дистанционно управляемых аппаратов.

Правительства и промышленные корпорации поняли, что подводные базы им не нужны. Даже туристов, способных профинансировать всё, что угодно, морские бездны не привлекают. Подводные отели строятся и прогулочные субмарины скользят на минимальной глубине. Там, где достаточно света, и суетятся яркие рыбы, похожие на бабочек. Ландшафты абиссали - необозримые, во всех смыслах неземные равнины, острые горы, бездонные пропасти, без сомнения, способны потрясти разум. Но их невидно. Скрытый мир не охватить лучом прожектора, пронзающим толщу воды лишь на десятки метров.

Человек может жить на дне, – как и на орбите, – но ему не за чем там жить. Совершать экскурсии, любуясь красотами или исследуя мир глубин удобнее с поверхности. Долго же сидеть на дне – не комфортно. А теперь ещё и невозможно в принципе, – там не работают мобильная связь и беспроводной интернет.

И это, что касается настоящих, рационально устроенных подземных городов с домами-колоколами. Города же на иллюстрациях подразумевают создание изолированных помещений с нормальным давлением. Что на порядки сложнее, дороже и опаснее, – и ещё более бессмысленно. Такие же дома проще построить на поверхности – там, где огромного внешнего давления нет. Зачем лезть под воду, чтобы отгораживаться от неё метровым бронестеклом?