Не даёт покоя исследователям творчества поэта слово Лукоморье и место его нахождения.
Лукоморье — морской залив, бухта, изгиб морского берега.
В качестве региона Лукоморье упоминается в древнерусских летописях как одно из мест обитания половцев. Предположительно, Лукоморье располагалось возле излучин Азовского и Чёрного морей и низовья Днепра.
Есть версия, что Лукоморье – берег Карского моря между Обью и Енисеем; есть и версия – что это берег Балтики, а есть и - излучина реки, на которую выходили окна дома псковского имения Пушкиных… Авторитетные мнения, безупречные аргументы…
А что если я вам тоже скажу, что знаю, где именно то самое Лукоморье и тот самый дуб из знакомой всем с детства поэмы? Они находятся … в Таганроге.
Можно предположить, что именно после посещения Тагани поэтом дописано вступление к поэме, изданной раньше.
В эту легенду свято верят, с ней знакомят гостей города, и у экскурсоводов есть веские причины считать её основанной на исторических фактах.
Итак, Пушкин отправляется в Южную ссылку под надзор генерала Инзова. Но по дороге заболевает…
В это же время, в мае 1820 года, корпусной генерал и герой Отечественной войны 1812 года Н.Н. Раевский выезжает из Каменки, киевского имения своей матери, на Кавказ. Вместе с ним едут его сын Николай, что учился с Пушкиным в лицее и был его добрым приятелем, и две дочери - София и Мария, которая станет через пять лет женой декабриста Волконского.
В Екатеринославе (ныне Днепропетровск или Днепр) Раневский-сын узнаёт, что Пушкин болен, лежит в одиночестве в грязной хате без врачебной помощи. Раневский-отец, используя свой авторитет, добивается разрешения генерала Инзова взять с собой ссыльного поэта на Кавказ. Едут через Мариуполь, Таганрог и Ростов-на-Дону.
Здоровье поэта быстро восстанавливалось. Об этом он напишет позднее брату Льву: «Я лёг в коляску больной, через неделю вылечился…» Общество семейства Раевских, влюблённость в юную Мари (ей было тогда 15 лет) – лучшее лекарство!
Между Мариуполем и Таганрогом произошло небольшое событие: «…завидев море все вышли из кареты … всей гурьбой бросились к морю, - вспоминает в своих «Записках» Мария Раевская-Волконская, - Я стала забавляться тем,что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от неё…»
Пушкин запечатлел эту картину в стихах:
Как я завидовал волнам
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к её ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Приехав в Таганрог, Раевские и Пушкин остановились в доме градоначальника Папкова.
Этот дом позднее выкупит Александр I. Сейчас на карте города он обозначен как дворец Александра I
Но на мемориальной доске, размещённой на нём, - сообщение о пребывании здесь в июне 1820 года героя Отечественной войны 1812 года Н.Н. Раевского и А.С. Пушкина.
Днём Пушкин осматривает Таганрог, гуляет в «Дубках» (балка Большая Черепаха, где еще Петром Первым, а затем Екатериной Великой приказано было высеять дубовую рощу), катается по морю на яхте. К сожалению, не сохранились каких-либо более подробных воспоминаний о пребывании Александра Сергеевича в нашем городе. Но, безусловно, прогулка по дубовой роще, вид и форма залива, игра прибоя не могли не произвести впечатление на поэта. Не будем забывать, что состояние влюблённости, в котором он тогда находился и в котором его так часто посещала муза, могло раскрашивать его действительность в сказочные, волшебные тона.
Рядом с домом Папкова был разбит сад. Среди деревьев выделялось одно, росшее на углу дома – вековая шелковица. Ее-то поэт и принял за сказочный дуб, а очертания берега залива назвал Лукоморьем.
Набережная, где гулял два века назад поэт, носит название Пушкинской, здесь же стоит и памятник поэту.
Есть ещё одна деталь, говорящая в пользу этой версии пушкинского Лукоморья. По дороге из Таганрога в Ростов-на-Дону они проезжали места, которые и поныне называются Лукоморьем. Звучное название. Именно такие звонкие говорящие названия всегда привлекали поэта.
Понимаю, эта история похожа на миф. Но легенда красивая . Имеющая право на существование в качестве версии, наравне с теми, о которых я говорила вначале статьи.