Найти в Дзене
КиноБуква

«Повелитель приливов» - уютная мелодрама начала 90-ых о детских травмах, хрупкости чувств и долге перед семьей

Оглавление
«Есть семьи, которые проживают всю свою жизнь, и с ними не происходит ничего интересного. Я всегда завидовал этим семьям».

Почему Том, главный герой всей этой трогательной и драматичной истории, завидует таким семьям? Почему, имея прекрасную жену и трех дочерей, отдаляется от них? Почему ненавидит мать? Почему скрывает все эмоции, кроме положительных? Что случилось с Томом в детстве, отчего вся его последующая жизнь пошла наперекосяк? Разберется со всеми этими вопросами психотерапевт. Доктор Сьюзен Ловенштайн.

Экранизация романа Пэта Конроя, которая была представлена на «Оскар» аж в семи номинациях и удостоенная премии «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль.

Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд
Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд

Кино сняла Барбра Стрейзанд, не только актриса и одна из самых продаваемых музыкальных исполнителей в мире, но и режиссер трех фильмов. Трех, надо отметить, очень успешных фильмов – «Йентл», «У зеркала два лица», ну и «Повелитель приливов», о котором и пойдет речь. Первые две работы Стейзанд я видела, а за рекомендацию этого фильма благодарю свою подписчицу Наталью.

🎬Повелитель приливов (1991)

The Prince of Tides

Афиша фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд
Афиша фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд

Повелитель приливов, или Принц приливов – это Том Уинго (Ник Нолти), чья жизнь показана в двух параллельных сюжетных линиях. Прошлое, воспоминания Тома о детстве, родителях, брате, сестре и том, какой была их семья. И настоящее, когда сестра совершает очередную попытку самоубийства, брат уже погиб, брак на грани развала, а отношения с матерью как скрежет по пенопласту.

Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд
Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд

Два года назад не стало Люка, старшего брата. Саванна, сестра-двойняшка Тома, эфемерная и ранимая поэтесса, в психиатрической клинике на лечении. Жена Тома Салли (Блайт Даннер), устав терпеть отстраненность супруга, начала встречаться с другим мужчиной и теперь хочет развода. Том едет из своей деревни, царства, где всё зависит от приливов, в большой город, Нью-Йорк, который терпеть не может, чтобы навестить Саванну. Он раздавлен тем, что видит. Он не знает, как можно изменить её отношение к миру. Как заставить её захотеть жить.

В попытке помочь доктору сестры понять Саванну и причины, побуждающие её к суициду вновь и вновь, Том беседует со Сьюзен Ловенштайн (Барбра Стрейзанд), и в этих беседах открывается сам.

Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд
Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд

Вся та боль, что копилась в нем десятилетиями, боль, принесенная из травмированного детства, наконец выходит наружу. И становится понятно, почему вокруг столько трагедий. И сам Том словно возрождается, как птица феникс из пепла.

«Я не знаю, когда родители начали воевать друг с другом. Но я знаю, что единственными пленными были их же дети».

Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд
Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд

Но у работы психотерапевта две стороны. Ведь и Сьюзен тоже многое осознает о себе, своем браке. Логично, что их притягивает друг к другу. Два взрослых человека, за плечами у каждого долгие годы брака, дети, привычный уклад, распорядок, ценности, обязанности. Но начинается бурный, страстный и одновременно нежно-романтичный роман. Слишком красивый и искренний, чтобы быть правдой. Слишком вырванный из обыденности и чувства долга перед близкими, чтобы длиться вечно.

Итак, давайте коротко о главных героях этой истории.

Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд
Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд

Том

Мальчик, который рос с красивой, эгоистичной, лживой матерью (такой женский пример очень важен для ребенка) и деспотом-отцом. Мальчик, с семьей которого и с ним лично случилась беда, о которой мать запретила рассказывать. Вокруг Тома много женщин и нет влияния мужчин. Отец – презираем, любимый брат умер. В остатке мать, три дочери, сестра, теперь еще доктор.

Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд
Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд

Да, Тому удобно, комфортно во всём обвинять мать. Это его островок безопасности. Но тебе уже не тринадцать, ты взрослый мужик, почему молчал до сих пор? Как вы вообще все жили с этим грузом? Тут даже по сестре все понятно было, но нет, все продолжают мило улыбаться, разговаривать детскими репликами и скрывать боль.

Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд
Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд

Том. Взрослый мужчина, сильный и уверенный в глазах общества, но ранимый внутри. Вместо того, чтобы решить проблему, он прячет голову в песок и делает вид, что проблемы нет. Но бесконечно быть страусом невозможно. И когда Том ударяется лбом об дно, он понимает, что избегать близости с женой, чтобы не ранить её своими переживаниями, своей болью, отшучиваться и улыбаться вместо того, чтобы просто поговорить – самый плохой способ. Катарсис, который он испытывает на сеансе у Сьюзен, как мост в нормальное психоэмоциональное состояние. Да – адекватности, нет инфантильности.

Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд
Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд

Сьюзен

Тот самый пример, когда сапожник без сапог. Психоаналитик с огромными проблемами в семье (сын-грубиян, знаменитый муж-скрипач, который изменяет и хамит при гостях), и на эти проблемы закрываются глаза. Жизнь Сьюзен – постоянный конфликт, но она держит лицо. Успешна в карьере, несчастна дома. И только поддавшись чувствам (прямое нарушение профессиональной этики), розовые очки с неё сваливаются. Сьюзен проваливается в любовь с головой, но при этом не теряет хватки – она знает, что жена Тома однажды одумается, позовет его обратно, и он не сможет отказать. Он вернется в семью, как бы сильно не любил её, Сьюзен.

Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд
Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд

И вот в этот момент якобы осознания мне верится с трудом. То есть муж и жена, каждый на какое-то время состоявший в серьезных отношениях с другими людьми, вдруг сходятся. Они все поняли, изменились и теперь будут жить долго и счастливо? Не вспоминая о том, что было?

Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд
Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд

Для меня такой вариант невозможен. Но я знаю даже две такие пары, которые были в такой ситуации, как Том и Салли. Каждый вступил в новые отношения, а после они сошлись снова. В одном случае через пару лет опять разбежались, в другом – живут уже лет десять вместе. Ну, в общем то, им и раньше это не мешало изменять друг другу, так что как знать, как знать. Быть может, для кого-то это вариант нормы. Но вряд ли это норма для Тома и Салли. Ведь Том до сих пор вспоминает Сьюзен, ежедневно, несмотря на то что его окружают любящие женщины – жена и дети.

Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд
Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд

«В конце каждого дня я проезжаю через город Чарльстон и пересекаю мост, который приведет меня домой. Я чувствую, как слова накапливаются внутри меня, я не могу остановить их или сказать вам, почему я их произношу, но, когда я достигаю середины моста, эти слова доносятся до меня шепотом. Я произношу эти слова как молитву, как сожаление, как похвалу, я говорю: Лоуэнстайн, Лоуэнстайн».

Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд
Кадр из фильма «Повелитель приливов», 1991 год, режиссер Барбра Стрейзанд

О чем в целом фильм? Об эгоизме. О любви. О прощении. О том, что нельзя приложить к душевной ране подорожнике и ждать, что вот сейчас всё само пройдет.

Кто смотрел фильм, почему Том не решился остаться со Сьюзен? Потому, что любит Салли «не больше, а просто дольше»? Тогда кем была Сьюзен? Волшебной таблеткой?