Наблюдение, что в России в последние годы предпочитают снимать все больше сказок, фэнтази и т.п., и именно на эти фильмы «государство» (т.е. чиновники) выделяет больше всего денег, уже стало общим местом. Как и объяснение, почему постановщики охотнее берутся за такие сюжеты: и с цензурной точки зрения проще, и нет риска «замараться» - идеологические установки преходящи, искусство, как говорится, вечно.
Но интересно другое: все выходящие последние пару лет фильмы и сериалы сняты так, что непонятно, а когда это все, собственно, происходит?
Даже если время указано четко, как в фильме «Сто лет тому вперед» - 2024 год – ничто этот самый 24- й год не напоминает. В том смысле, что 18-летних одиннадцатиклассников – героев нынешней киноверсии булычевской повести – скорее, должно волновать не то, что будет через 100 лет, а то, что будет сразу после окончания школы. И главная проблема среднестатистического выпускника- 2024 – не борьба с космическими пиратами, а отсрочка от армии. Ну, кроме тех, разумеется, кто сам мечтает сразу после выпускного отправиться на спецоперации (нам такие люди неизвестны).
А вот об этой самой спецоперации в кино – кроме специального, типа провалившегося в прокате «Свидетеля», - ни слова.
Жизнь на экране идет так, будто уже непосредственно на российскую территорию не падают ракеты, не гибнут люди. Едва ли не каждый день российские медиа сообщают о «прилётах» в Белгородскую область.
Нет, все по-прежнему: карьеристы делают карьеры, бизнесмены – деньги, чиновники воруют, мужья и жены выясняют отношения, молодые влюбляются, подруги ссорятся из-за элитной школы для детишек, женщина-врач («Пересильдиха») делает уникальную операцию на МКС, а киногерои запросто летают хоть по делам, хоть на отдых в Европу и Америку.
И ни военных действий, ни санкций, ни мобилизации, ни обстрелов приграничных районов, ни похоронок, ни протестов родственниц мобилизованных, ни вернувшихся со спеоцперации заключенных, ни многолетних приговоров за фейки о спецоперации - ничего.
Сказка продолжается и в кино не на сказочные, а на самые что ни на есть бытовые сюжеты. Можно объяснить это длинным производственным циклом. Но реальное объяснение другое - все предпочитают делать вид, что ничего не происходит. Реальности, и страшной, несмотря на пропагандистскую лакировку, полно в новостях. А в кино хочется и показывать, и смотреть на другую жизнь. Какой она была каких-то два с половиной года назад.
А суровые спецоперационные будни покажут в специальном кино. Глава «Мосфильма» Шахназаров анонсировал: скоро на экране. Он уже снял стране «Белый тигр», если кто помнит.