«Железная дисциплина».
Хоккейные болельщики со стажем, заставшие еще советский хоккей, без труда ответят на вопрос «Кто был сильнейшей командой в Советском Союзе?». Без всяких сомнений — это ЦСКА. Московские армейцы 31 раз выигрывали чемпионат СССР и доминировали на протяжении многих десятилетий. Такой результат стал возможен не только благодаря сильному и качественному составу, но и железным принципам, которые помогали ЦСКА добывать победу почти в каждом матче.
«У русских существовала железная дисциплина не только в быту, но и на площадке. Малейшие отступления от нее не то что не приветствовались, а всячески карались», — эта цитата легенды чехословацкого хоккея Владимира Мартинеца идеально описывает рецепт побед ЦСКА.
Одним из тех, кто привил армейцам чемпионскую идеологию, был Анатолий Тарасов. Многолетний наставник сильнейшей команды страны на протяжении долгого времени выстраивал идеальную дисциплину и воспитывал в подопечных качества, которые впоследствии помогали им справляться с любой ситуацией на льду. Многие хоккеисты того ЦСКА признавались, что на тренировках им было гораздо тяжелее, чем в матчах.
«Тарасов был очень требовательным. Даже после победы он каждому указывал на ошибки. Это не очень приятно, но зато игрок волей-неволей задумывался над своими действиями. В учебно-тренировочном процессе он обращал внимание на любую мелочь, если что-то у кого-то не получалось, он заставлял работать вдвойне. А если опоздаешь на минутку, тогда несдобровать… Помню, я как-то припозднился. Первым делом Тарасов мне приказал кувыркаться на льду через голову. Потом в конце тренировки дал тяжелейшие задания, затем так называемые ускорения от синей линии до синей, от красной до синей… У нас редко кто опаздывал. Да и с режимом был всегда порядок», — вспоминал Виталий Давыдов, работавший с Тарасовым в национальной сборной.
Тарасов специально создавал практически невыносимые условия на занятиях, ежедневно испытывая силу воли и дух спортсменов на прочность. После тех испытаний, которым Анатолий Владимирович подвергал хоккеистов на тренировках, матчи казались им чем-то легким и простым. Поэтому многие годы другие клубы Советского Союза не могли найти противоядие против армейцев. В официальных встречах они были больше похожи на роботов, которым не было равных ни с точки зрения физики, ни с точки зрения игроцких качеств.
Тарасов был не единственным тренером ЦСКА, поддерживавшим в клубе идеальную дисциплину. Последователи Анатолия Владимировича тоже держали хоккеистов в жестких тисках, благодаря чему впоследствии и добывались золотые медали и титулы. Причем правила для всех были одни и те же — и для лидеров, и для игроков нижних звеньев. Однажды за небольшое нарушение режима поплатился даже великий Вячеслав Фетисов.
«В Архангельском на сборах мы жили дверь в дверь. Чего только не насмотрелся! Как-то сидим с Фетисовым, в паре играем в домино. Вечер, одиннадцатый час. Костя Локтев уже два раза заглядывал, выгонял нас. А тут Моисей (Юрий Моисеев — прим. Sport24) навстречу по коридору. Локтев ему: «Юрий Иванович, не засиделись ли молодые?» Ну и пошел своей дорогой. Локтев-то пошутил, а Моисеев все понял дословно. Меня с Фетисовым погнал на снежную горку. Еще Гимаева и кого-то, кто к этому домино даже не подходил. Час прыгали-бегали в снегу! Выползали оттуда! Идем к корпусу, еле дышим. А тут Локтев вышел на крыльцо покурить. Время — полночь. Оторопел: «А вы откуда?!» — «Это нас Юрий Иванович…» — «Он что, ***?! *****! Я же пошутил!» Тут и Моисеев появляется: «Ничего страшного, ничего страшного», — вспоминал воспитанник ЦСКА Иван Авдеев.