Баядерка | Праздник Востока в Большом

146 прочитали

Восхищаюсь балетом именно за то, что на сцене создаются потрясающие миры. Такие пленяющие и чарующие, что нельзя оторвать взгляд. Причём каждый мир всегда именно волшебен. Смотришь оперу, нет почему-то такого ощущения полного погружения, смотришь оперетту, а там реальная жизнь. А вот балет создаёт оболочку вокруг тебя и поглощает полностью. Последний день мая я решила вновь провести в Большом и посмотреть «Баядерку». 

Чуть не упустила билет в принципе, поэтому пришлось взять самое последнее место в ряду из стоячих, немного схитрить и переместиться к месту над сценой, к световым пушкам. Конечно декорации вообще нельзя рассмотреть, поэтому пришлось поглядывать на экран. Однако это всё компенсируется тем, что все движения буквально перед глазами. Скажу так, туда подходить надо в том случае, если уже видели балет и хочется просто детальнее рассмотреть движения.

Чудесное ощущение, когда видишь этот прыжок или другой элемент, это напряжение мышц тела и при этом лицо с эмоцией спокойствия, радости или печали. И что самое главное — это было у каждого артиста! Атмосфера от этого просто потрясающая, с мурашками по коже (особенно от теней). 

Буду продолжать хвалить кордебалет Большого, особенно девушек. Линии были ровные-ровные, а движения объёмными, широкими и заполняющими сцену. Хотя такое случается обычно только у солистов. Единственный минус был в паре расстояний на тенях при спуске, но там можно простить это, так как мгновенно забывается неточность и дальше хочется наблюдать за этой магией и построением девушек. Юноши же поражают физической выносливостью и темпом, который выдерживают. Однако с построением у них было не всё идеально. Я понимаю, что танец с барабаном — адская (отчасти) вещь, но хочется же идеала! Обидно, что в жестах есть животность и дикость, что-то первобытное (особенно в танце факиров), но вот из-за расстояния и лишних движений на точках немного теряется магия (был там один танцовщик, который на точке активно двигался, пока лежал).

Конечно кордебалет прекрасен и когда он выходит на авансцену, то дыхание замирает, но солисты были ещё круче! (Хотя иногда бывает совсем наоборот) Мне понравился абсолютно каждый танец и вариация, везде было то, что цепляет и сразу располагает к самой постановке. 

Магедавея в исполнении Георгия Гусева показался настоящим созданием джунглей. В нём как ни в ком другом из факиров было это мистическое настроение, животная осторожность. Прыжок просто шикарной высоты, поэтому не удивительно, что в ролях у него есть и арлекины, и шуты. Что интересно, так это сочетание этой высоты и очень плавных движений. В начале третьего действия его движения с чашами и огнём казались действительно шаманскими. Было ощущение, что вот-вот он кого-то действительно вызовет.

Магедавея — Георгий Гусев.
Магедавея — Георгий Гусев.

Танец с кувшином (Анна Тихомирова) выглядел очень игривым и нежным. А большой классический танец порадовал красотой костюмов (пачки с градиентом, при этом верх Восточного наряда) и органичностью в рамках Восточной свадьбы. Опять повторюсь про танец с барабаном, но солисты в нём выглядели очень хорошо! Оксана Шарова тоже показала игривость, но в этом было что-то опасное, совсем иной взгляд, если сравнивать с Анной Тихомировой. И конечно же этот танец не выглядел бы таким ярким без Алексея Матрахова и Дениса Савина

Самым известным сольным танцем «Баядерки», на мой взгляд, является танец золотого божка. В первую очередь он привлекает своим внешним видом. Словно статуя, что ожила перед твоими глазами. Ноги, руки, положения пальцев и стоп — всё демонстрирует искусственность и нереальность образа. Денис Захаров был действительно хорошим золотым божком с этими соединёнными пальцами, угловатостью и прыжками, хотя последние могли бы быть выше.

Чудесной была Никия в исполнении Юлии Степановой. Мурашки пробежали по коже самый первый раз в тот момент, когда с её головы срывали белоснежную ткань. В сочетании с шикарным соло флейты картина казалась настоящей сказкой и волшебной историей. Не скажу, что элементы танца Юлии Степановой меня поразили, в этом плане Ольга Марченкова оказалась выше, но руки были прекрасными именно у Никии. Безвольное и отчаянное опускание рук, выражающее скорбь. При этом яркая смена настроения, характерная. Однако смерть Никии хотелось увидеть более проникновенной. Из современных балерин мне очень нравится исполнение Анжелины Воронцовой, когда она почти прозрачная по своей фактуре мечется и падает.

Да, Гамзатти (Ольга Марченкова) выглядела более яркой и запоминающейся. В ней было больше лёгкости и "звонкости". Её движения были манящими, что точно характеризует её героиню. Grand jeté у Ольги Марченковой был почти бесшумным, а в противостоянии в конце первого действия она выиграла своими жестами. Не было сомнений, что Солор должен выбрать её в дальнейшем. Во втором действии все вариации и дуэты были хорошо исполнены, но фуэте немного не совпали с оркестром (закончила чуть раньше). Плюс, сдвинулась сильно вперёд, хотя, это и не выглядело очень плохо.

Самым прекрасным был Солор в исполнении Дениса Родькина. До сих пор удивляюсь его рукам и жестам, когда каждый палец идёт один за другим. В прошлой статье я расхваливала Кимина Кима за то, какой он надёжный партнёр и как летает над сценой. Денис Родькин несколько уступает ему в высоте прыжка (да и тут они были совсем другие), но тем не менее я считаю его одним из самых лучших партнёров. Нравится, что он буквально подхватывает танцовщицу в нужный момент, слегка придерживает там, где это необходимо и очень бережно касается. И вот за этой невесомостью прикосновений стоит уверенность и непоколебимость движений. Его сольный фрагмент в па-де-де восхитил не столько самим прыжком, сколько линией прыжка. Вот тут вы можете увидеть, что череда прыжков превращается в непрерывную линию, которую можно чуть ли не увидеть. И самое главное — благодарность залу, зрителю. Искренний поклон и счастье от того, как зритель его принял.

Что получается в итоге? Звучное пиццикато струнных, шикарные соло арфы, флейты и скрипки (хотя в картине теней мне не очень понравился переход на верхние ноты, он сложный и было ощущение, что музыкант запутался в нотах). Отличная хореография и её исполнение. Однако вызывает ли этот балет очень сильные впечатления? Не особо. Та же «Легенда о любви» или «Спартак» дарят больше эмоций. Более того, думаю, что «Баядерку» хорошо смотреть прямо с самых хороших мест, чтобы увидеть всю красоту третьего действия. В ином случае магия несколько теряется, хотя всё ещё присутствует. 

Спасибо большое за то, что читаете мои мысли, комментируете статьи! Я рада, что почти за сезон мой канал собрал аудиторию, которой искренне интересно дискутировать об искусстве. К сожалению, до конца сезона осталось совсем немного. Напишите в комментариях, что вам было бы интересно прочитать и обсудить в межсезонье? Записи старых балетов? Обзор на какие-то исполнения музыкантов или произведения? Буду ждать ваших комментариев. Спасибо, что остаётесь со мной, до новых встреч в заметках!