Найти тему
734 подписчика

Легенда о люви | Волшебство Востока на сцене Большого

131 прочитал

Балет «Легенда о любви», на мой взгляд, смело можно называть гениальной работой пяти людей. Вместе Ариф Меликов, Назым Хикмет, Симон Вирсаладзе, Ниязи и Юрий Григорович сотворили просто чудеснейшую вещь, которая заставляет зрителя всё время находится в мурашках. Буквально с самих первых аккородов, которые заменяют собой увертюру, ощущается пыл и загадочность Востока. Когда музыка постепенно начинает развиваться, то появляется ощущение, что она исполняется заклинателем змей, который просто приводит зрителя за собой к "книге сказок".

Декорации простые и совсем скромные, особенно если сравнивать с «Ромео и Джульеттой» из недавнего, однако от этого есть ощущение сказки. Главная часть декорации представляет собой настоящую книгу с незамысловатыми рисунками, которые навевают воспоминания об фрагментах издания «Книги тысячи и одной ночи». Более того, декорации меняются иногда даже не за закрытым занавесом, от этого взгляд со стороны, листающий книгу чётко закрепляется в ощущениях от вечера.

Честно говоря, я шла немного со скептическим настроем (совсем лёгким), так как до этого раз 20 точно пересмотрела соло Мехмене в исполнении Виктории Терёшкиной. Меня пугало то, что Алёна Ковалёва может не справится с этой партией эмоционально, что это будет без нерва боли и страдания. Однако я беру свои опасения назад, так как партия была исполнена хорошо и правда чувствовалась отчасти безысходность, гнев, а потом раскаяние по отношению к влюблённым.

Вообще в этот вечер были хороши все артисты как на сцене, так и в оркестровой яме. Особенно это хорошо понятно ввиду того, что зритель очень мало хлопал внутри актов. Обычно как только заканчивается соло, то сразу поднимается волна аплодисментов, что не всегда уместно. Обидно, когда музыка продолжается, а её нагло прерывают желанием крикнуть "браво!". Именно поэтому так ценно и приятно, когда зритель либо сразу замолкает, либо вообще даже не порывается сделать это действие. В моём блокноте есть слова: "аплодисменты стихли сразу, хотя появился Родькин, музыка и постановка не позволили этого". Сейчас после спектакля я даже добавлю, что не столько музыка и постановка, сколько проживание танцовщиков в сюжете и их исполнение держали зрителя и не давали ему выйти из сюжета.

Отдельной похвалы уже какой спектакль подряд заслуживает кордебалет. Прекрасные артисты, которые выполнили всё чётко, что особенно важно в этом спектакле. Дело в том, что музыка порой достаточно тихая и каждый удар ног в такие моменты кажется громким. Магия постановки в том, что эти звуки при прыжках и переступаниях становятся частью музыки. Прыжок становится настоящим глухим ударом тамбурина, поэтому если что-то будет идти не так, то это будет не только видно, но и слишком чётко слышно. Особенно гармонично это сочетается в танце золота, когда к музыке добавляется бряцание костюмов и вот эти удары носками пуант. Весь вечер крутится мысль о том, какие девушки (особенно) труженицы, так как в выходе Ширин в третьем действии, когда она появляется наваждением. Артистки держали палец к пальцу, то есть каждая кисть была копией другой не только по своему расположению, но даже по самому расположению пальцев, что заставляет глаза ещё больше открыться.

Шествие. Визирь — Михаил Лобухин.
Шествие. Визирь — Михаил Лобухин.

Что касается объёма и осознания масштабности, то это определённо выход мужской части кордебалета, построенный на манер болеро Равеля. Офицеры, потом янычары, всё больше и больше народа в этом шествии. И апогеем сцены выступает Визирь в исполнении Михаила Лобухина, на выход которого подключается даже второй малый барабан. Звук поглощает всё на пути своём, весь зал обволакивается оркестровым тутти, а глаза разбегаются от количества людей на сцене.

Поклоны. Визирь — Михаил Лобухин.
Поклоны. Визирь — Михаил Лобухин.

И раз уж речь зашла о визире, то надо поговорить о второстепенных партиях. Прекраснейший Михаил Лобухин, что проносился по сцене тенью, представляя образ настоящего помощника правителя. Я почувствовала просто сшибающую мощь на самой галёрке. Он был одновременно и незаметным, и ярким, приковывая к себе внимание в самых важных моментах. У Ратмира Джумалиева вышел чудесный восточный шут. Да, его чуть-чуть повело на одном из прыжков, но в целом его соло были очень яркими. Причём такого шута тоже необходимо уметь исполнить, так как он полностью отличается от того же европейского образа, например, в «Ромео и Джульетте» или в «Лебедином озере». Это не столько шут, сколько урод, который отчасти даже стремится показать свою неприятную внешность. Прекрасно были исполнены и партии друзей Ферхада (Клим Ефимов, Макар Михалкин, Иван Поддубняк, Марк Чино). На подобных квартетах очень часто ползут расстояния, они меняются и плавают, а тут артисты сделали всё прекрасно и заполнили вчетвером всю сцену.

Однако самыми прекрасными были конечно же главные герои. Моё сердце тронула Ширин в исполнении Анны Никулиной. В ней была наивность, непосредственность и искренняя юная любовь, что зарождается в сердце только один раз. На моменте пробуждения её почти прозрачный образ дополнил шлейф, что следовал за ней и как бы заканчивал за неё движение. При каждом повороте эта ткань следовала за ней и медленно опадала, подчёркивая выход героини буквально с того света. Ширин показала поначалу лёгкую и настоящую игривость в первом дуэте с Ферхадом, Анна была той девушкой, которая вроде бы боится последствий, но которой так хочется приблизится к прекрасному юноше. Этот дуэт с Денисом Родькиным выглядел великолепно. Желание, но невозможность дотронуться друг до друга даже при протягивании друг другу даже указательных пальцев, настоящее преодоление желаний и укрепление любви. От того их дуэт, который имеет много движений, связанных с водой и жаждой, буквально ускользает при закрытии занавеса. Отчего хочется крикнуть: "Почему всё?" Образ убегает, как вода, за занавес и пробуждает ту самую жажду до продолжения истории.

А их дуэт во втором действии, где они уже сливаются вместе, где не отходят друг от друга и постоянно находятся в контакте, заставляет прокатится по щеке слезу, ведь конец истории известен.

Совершенно разную себя показывает Алёна Ковалёва. Мехмене в её исполнении вышла разрываемой эмоциями и многогранной. Она предстаёт и властной правительницей, и любящей сестрой, и девушкой в глубокой печали, и съедаемой злобой женщиной. При этом злость и боль сопровождаются лёгкостью в движениях, а моменты отчаяния кажутся естественными. В момент погони фуэте были исполнены Алёной Ковалёвой на высшую оценку. Почти на одной точке (сдвинулась естественно чуть вперёд) и чётко в музыку, а вовремя этого в бинокль я увидела лицо, которое передавало всё состояние Мехмене в этот момент. Эту злобу и желание не отдавать то, что хочется присвоить себе. То как она "стекала" с поддержки визиря показывает, что в каждом движении Алёны Ковалёвой был характер персонажа, что некоторые не всегда могут продемонстрировать, к сожалению.

Одним из самых запоминающихся моментов был безусловно дуэт Мехмене и Ферхада. Перед этим следует момент открывания лица, в этом жесте есть тоска и отчаяние, невозможность что-то изменить. Это и подчёркивается чёрным костюмом, который хрупкую Алёну Ковалёву делает ещё более худой и прозрачной, словно её героиня просто тает от внутренних сомнений и эмоций. Дуэт выглядит особенным и из-за смены настроения у Дениса Родькина, так как этот персонаж не совсем Ферхад, а его образ. Совершенно иное властное поведение, которое так отличается от того, что было в начале третьего действия в дуэте с Ширин. Денис Родькин действительно кажется тем, кто полностью контролирует девушку, что проявляется в контроле на поддержках и поднимании головы Мехмене. Финальная поддержка кажется вообще за гранью реальности и вызывает только рваный выдох и замирание с поглощением сцены глазами. Уже при уходе Ферхада, при сходе с поддержки виден изгиб тела танцовщицы и её попытку зацепится за мираж, что создала себе Мехмене. Всё это вместе оставляет очень яркие образы, которые даже спустя пару дней появляются перед глазами.

И конечно же обворожительно выглядит Денис Родькин в роли Ферхада. Руки, прыжки и взаимодействие с танцовщицами в очередной раз подтверждают, что он гордо несёт звание премьера театра. В конце второго действия после погони была очень естественная передача смирения перед приговором, а руки в конце показались настоящими крыльями, которые ему подарила любовь. Прекрасная работа в который раз, восхищение трудом танцовщика и его силой, артистизмом.

Единственный минус этой постановки в том, что её показывают слишком мало. Если посмотреть на афишу, то спектаклей мало за сезон, а ведь постановка выглядит вполне современной. Тут мощная музыка, интересные художественные решения и необычные движения, которые сочетают в себе и классический балет и особенности танцев Востока. С художественной точки зрения чего только стоят сцены мыслей главных героев. Всегда начинающиеся и завершающиеся внезапно, резко, они одновременно и разрывают постановку и дополняют её. В музыке же сочетается как мощь медной и перкуссионной групп, так и прозрачность флейт с арфами. Две противоположности, которые как нельзя лучше характеризуют Восток. Жёсткость рамок культуры, суровый для жизни климат, но при этом невероятная красота тканей, бег такой нужной воды и любовь, что распускается в сердце.

Думаю, что с этого вечера я буду каждому советовать эту постановку, ведь это настоящее чудо. Её можно сравнить с цветком в пустыне, который сильный и мощный, так как пробился через песок, но при этом по своей сути чрезвычайно хрупкий и по-настоящему сказочный.