Найти в Дзене
ПАЯЛЬНИК НА ПЕНСИИ.

SONY TC-WR 661 и проблема ЛПМ

SONY TC-WR 661. ИЛИ О НЕЗАМЕТНОЙ ПРОБЛЕМЕ ПРЕЦИЗИОННЫХ ЛПМ.

Внешний вид деки.

Приветствую подписчиков и просто зашедших на мою страницу!

Сегодня я расскажу об одной, на первый взгляд, незаметной неисправности прецизионных ЛПМ японских производителей. К концу 80-х годов прошлого века, ведущие производители кассетных дек озаботились точностью работы своих ЛПМ. Связано это было с тем, что на рынке появились 100-минутные кассеты, основа которых была такая же прочная, как и у 90-минутных, но толщина его была на четверть меньше. Это накладывало на ЛПМ дополнительную задачу, чтобы при стандартном прижиме ленты к оси тон-вала резиновым прижимным роликом не происходило проскальзывание ленты, с целью стабилизации скорости протяжки ленты, что очень важно для высококачественного звуковоспроизведения. Подобные задачи ставились и раньше, при переходе от 60-минутных кассет к 90-минутным, но тут вопрос вставал особо остро. Потому что производитель не мог обязать пользователя использовать только 60-минутны, 90-минутные или 100-минутные ленты. А значит, надо было выбрать среднее значение прижимной силы ленты к тон-валу. Вроде бы речь идёт о микронах, но дьявол, как известно, кроется в мелочах. Поэтому механические клавишные ЛПМ в высококачественных деках, уступили своё место ЛПМ с электронным управлением, где вместо электромагнитов стали использоваться программные шестерни. Что обеспечивало более нежное обращение с лентой. Плюс к тому же, появились дополнительные (часто не нужные пользователю) сервисные функции, для реализации которых использовалось меньшее количество передаточных шестерней, рычагов и роликов. Что в свою очередь было дешевле в производстве, уменьшало вес и шум ЛПМ. Словом, сплошные плюсы! Но… вот без этого но, как оказалось не обходится не только у отечественных производителей, но и у именитых западных.

Для ещё большего удешевления, японские производители стали делать часть шестерёнок из пластика, очень похожего на полиэтилен. Какие преимущества? Во-первых, из-за его мягкости, уменьшался шум работающей в зацеплении передачи, а во-вторых, используя пластичность материала и его способность к некоторому расширению (в допустимых пределах), такие шестерни можно было насаживать с трением на полированную металлическую ось без дополнительных креплений самой шестерни. Подобное решение нашло своё применение во вращающихся узлах с фрикционной передачей. Имеются ввиду узлы подмотки ленты, где невозможно точно рассчитать количество передаточных зубьев из-за того, что скорость подмотки уменьшается по мере увеличения ленты на принимаемой бобышке. А натяжение ленты после тон-вала необходимо удерживать постоянным, чтобы ленту не вытягивать (при сильной подмотке) и чтобы не останавливался приёмный узел и лента не наматывалась на тон-вал (при слабой подмотке). Вот здесь и пригодилось подобное решение с шестернями из полиэтилена. При остановке узлов подмотки при окончании ленты (при воспроизведении или перемотках) до срабатывании автостопа подобная шестерня на полированной оси может в некоторых пределах и провернуться на оси, при этом обеспечивая надёжное сцепление с полированной осью при последующей работе ЛПМ.

Всё это прекрасно работает в гарантийный период, и некоторое время после него. НО! Как и всё на этой планете имеет свойство стареть и терять свои первоначальные свойства. А полиэтилен стареет быстрее, чем АВС пластики. И вот тут начинают появляться неприятные поломки, как для пользователя, так и для ремонтника. Не исключением стала и кассетная дека SONY TC-WR 661.

Попала она ко мне с просьбой пользователя, посмотреть её. Потому что он её только что купил, но аппарат старенький, наверное пора поменять пассики.

Далее рутина. Вскрытие, осмотр и первое включение. При включении левой (воспроизводящей деки) был повышенный шум работы ЛПМ и заметная детонация в виде воспроизведения рывками, при чём в прямом направлении движения ленты это дрожание проявлялось сильнее, чем в реверсном.

Первоначальный осмотр выявил, что прижимные ролики левой (воспроизводящей) шахты отполированы до блеска. Что и не удивительно, пользователи очень бережно в давние времена относились к подобным аппаратам, и старались лишний раз не гонять кассеты на пишущей шахте.

-2

Как ни старался, камера не передаёт блеск ролика.

-3

Внешний вид оригинального ролика.

А вот воспроизводящей всегда доставалось. Вроде бы не большая проблема заменить прижимные ролики, НО (как всегда) именно таких роликов в продаже не оказалось даже у китайцев. Основные размеры прижимного ролика стандартные (диаметр 13,2 мм, диаметр оси 2 мм), а вот высота ролика ровно 13 мм. И в посадочное место роликодержателя, ролик становится что называется впритык. Инженеры и маркетологи SONY уже тогда смекнули, что зарабатывать на расходниках выгоднее, поэтому часто выходящие из строя элементы они не разрешали производить другим фирмам, чтобы при минимальных затратах самим получать бОльшую прибыль от пользователей. Но русских на мякине не проведёшь, поэтому при одинаковых основных размерах, нам поможет общедоступный прижимной ролик от SHARP, надо лишь немного поработать надфилем и полировальным кругом, чтобы на нём с обеих сторон удалить кольцевые буртики, и привести размер нового прижимного ролика к нужным нам 13 мм, вместо 13,35 мм. Ещё задача извлечения и установки ролика упрощается тем, что для этой операции не надо разбирать ЛПМ. Всё доступно при открытом кассетоприёмнике. И ось из держателя не нужно выпресовывать и запрессовывать. У меня для этих целей есть специальные крючки, изготовленные из щупов для регулировки автомобильных двигателей. Просто фигурно вырезанные крючки.

Один прижимной ролик у меня был в наличии, приобретал для восстановления своего SHARPa, а второй пришлось заказать у проверенного продавца на АВИТО.

Пока есть время до прихода посылки с прижимными роликами, решил посмотреть состояние пассиков. Чтобы до них добраться, пришлось разбирать половину магнитофона. Для начала нужно извлечь кассетоприёмники. Дело тонкое. Затем, надо открутить болты, крепящие печатную плату усилителей записи-воспроизведения и регулятора скорости. Подобная конструкция говорит о том, что дека не предназначалась для ремонта. Просто отходила свой срок до первой поломки, и в утилизацию. Что поделать? Общество потребителей!

При осмотре пассиков, выяснилось, что кто-то до меня их уже менял. Правда по размерам особо их не подбирали. Пассики, которые отвечают за подмотку при воспроизведении и за перемотку, (те, которые с хорошей нагрузкой работают), установили очень слабые на обеих шахтах, пассики от двигателя к тон-валам установлены интересно. На пишущей шахте, положенного размера, на воспроизводящей шахте – очень короткий. До такой степени, что согнулась пластиковый держатель оси промежуточного ролика. Хорошо, что после снятия пассика держатель почти вернулся в своё изначальное положение. Зачем-то размазали по всему ЛПМ графитовую смазку. И силиконовой смазкой намазали пружины подтягивающие каретку с головками в положении «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ». Это обстоятельство заставило задуматься о том, что что-то у предыдущего мастера не заладилось с ремонтом ЛПМ. К сожалению, это предположение оправдалось чуть позже.

Ну что ж, пассики подобраны, новый прижимной ролик доработан и установлен на своё место для воспроизведения в прямом направлении. Первое включение после профилактических мероприятий.

Записывающая шахта заработала и отрабатывала все функции без нареканий. Воспроизводящая шахта такими же результатами не порадовала. Нет, она отрабатывала все режимы чётко, но звук всё равно дрожал, что особенно было заметно на медленных композициях. Снова разборка ЛПМ.

Более придирчивый осмотр с применением оптических приборов выявил следующую неисправность. Узел подмоток-перемоток имел еле заметную начинающуюся трещину на прижимной крышке подпружиненной фрикционной передачи. Значит он проскальзывал при нагрузке и мог быть виновником этого дрожания. Для уверенности взял немного графитовой смазки с программной шестерни и нанёс её на ось крышки. Трещина проявилась во всей красе. Беда! Материал прижимной крышки, как я писал выше тоже изготовлен из полиэтилена. Поиски этого узла в интернет магазинах и торговых площадках привёл к нулевому результату. Даже у китайцев его не удалось найти, хотя они к распространённым моделям изготавливают подобные узлы и шестерни.

Поскольку ремкомплекта нет и взять его не где, снимать узел не рискнул, чтобы трещина не пошла дальше. Покопавшись в своих закромах нашёл пружину от какого-то ЛПМ импортной автомагнитолы. Диаметр оси лопнувшей крышки 4 мм. Пружину взял с внутренним диаметром 3,5 мм. Это для того, чтобы не порезать пластиковую ось и уменьшить проскальзывание узла на оси. Ну и чтобы трещина не пошла дальше на пластиковую деталь.

-4

Вот так еле заметно выглядит трещина.

-5

А так выглядит трещина с нанесённой графитовой смазкой. Пружина уже установлена.

Снова сборка ЛПМ и включение. Неисправность не исчезла, но стала намного менее заметна. Вот такое временное решение поможет пользоваться аппаратом, пока хозяин не найдёт замену. Я просто не знаю где её брать, а б/у тоже приобретать не вариант, т.к. она может лопнуть при установке. Самый оптимальный вариант - это замена узла полностью.

Поиск других причин дрожания результата не дал. Были очищены все шестерни от старой смазки (на сколько это было возможно), на всякий случай извлечены тон-валы и оттёрты от смазки, скорее всего в них просто капнули какого-то жидкого масла. Зачем, я не знаю. Там хорошее скольжение из-за свойств пластика.

К чему вся эта писанина? К тому, что с возрастом детали любой, даже самой дорогой аппаратуры изнашиваются и приходят в негодность. А найти им оригинальную или не оригинальную замену не всегда возможно. Поэтому приходится решать как-то эти проблемы. Да и мастера, которым вы отдаёте свою аппаратуру на ремонт или профилактику, должны обладать знаниями, опытом ремонта, и главное – желанием не навредить, или хотя бы не усугубить уже имеющуюся проблему.

К стати, на форумах очень много пользователей столкнулись с подобной проблемой. Видимо по этой причине и цена на деку бросовая. Потому что запчастей на неё нет.