Найти тему
Москва, любовь моя

Василий Суриков: Юбилейная выставка в Русском музее

Выставка Василия Сурикова в Русском музее посвящена 175-летию великого художника. Она уже заканчивается, поэтому мы и поспешили в Питер.

Здесь оказались собраны вместе более 120 картин Сурикова из разных музеев нашей страны.

В.Суриков. Автопортрет. 1913. ГТГ.
В.Суриков. Автопортрет. 1913. ГТГ.

Выставка не только демонстрирует картины, но и рассказывает нам о том, кто такой Василий Суриков, какое место он занимает в русской истории и русском искусстве, воссоздаёт весь его творческий путь.

Картин очень много. Привезли даже "невыездную" "Боярыню Морозову"! Третьяковка сначала не соглашалась: ещё бы, такой формат!

В.Суриков. Боярыня Морозова", 1887.
В.Суриков. Боярыня Морозова", 1887.

Формат, действительно, впечатляет: 304 × 586 см! Как перевезти такую огромную картину?

Подготовка картины начинается за несколько месяцев до перевозки: укрепляют слой краски, готовят упаковку. Картину снимают с рамы и сворачивают в рулон. В пути её сопровождает вооружённая охрана. По прибытии на место картине дают акклиматизироваться сутки. И только потом распаковывают:

На фото распаковывают картину "Покорение Сибири Ермаком". Её вес - около 200 кг!
На фото распаковывают картину "Покорение Сибири Ермаком". Её вес - около 200 кг!

Вот так и "Боярыня Морозова" приехала на выставку в Петербург и заняла целый зал корпуса Бенуа.

С детства люблю эту картину, её можно разглядывать часами - мало кто может сравниться с Суриковым в тщательной проработке деталей. И каждый раз открывать для себя что-то новое в ней. А следовательно, и в себе.

В.Суриков. Боярыня Морозова", 1887.
В.Суриков. Боярыня Морозова", 1887.

29 ноября 1671 боярыню Феодосию Прокофьевну Морозову, закованную в цепи, увозили из Москвы в заключение. Фанатичная, исхудавшая. Но присмотритесь, во что она одета. Морозова - родственница царя Алексея Михайловича, ближайшая подруга его первой жены, Марии Милославской. В 30 лет осталась вдовой с маленьким сыном и огромным наследством, владелица роскошной усадьбы в селе Зюзино. Она одевалась в золото, парчу и меха, ездила в дорогих каретах, ей служили сотни слуг.

-7

А везут её в Боровск, в 106 км от московского Кремля. В Боровском Пафнутьевом монастыре их содержали в земляной тюрьме – в глубоких ямах, Феодосию и её младшую сестру Евдокию Урусову. И под страхом смертной казни запрещали охранникам давать им еду. Они скончались от холода и голода осенью 1675.

На картине Урусова идёт рядом с санями сестры. Она ещё свободна и в светлых одеждах:

-8

Удивляет и восхищает психологическая достоверность картины и чудесная игра её красок. Она как яркий ковёр изумительной работы. И столько характеров, столько чувств и переживаний на лицах! За каждым персонажем - целая судьба!

Суриков долго не мог уйти от статичности картины: сани никак не хотели "ехать", картина была как застывшая, не было в ней динамики. Решение было найдено очень простое: мальчик, бегущий рядом с санями. Картина сразу ожила, сани поехали:

-9

Мы привыкли Суриковым восхищаться. А современники очень ругали его за недостоверность и технические огрехи.

Достоверность, исторические факты были для него, безусловно, очень важны. Но не менее важно было добиться нужного впечатления на зрителя. А для этого, как он сам говорил, "приходится иногда утрировать". Как, например, в картине "Меншиков в Берёзове":

Александр Данилович повержен с Олимпа и сослан в Сибирь. Вместе со своими детьми (жена Дарья Михайловна не доехала до Берёзова, скончалась по дороге) сидит в избе, срубленной и поставленной собственноручно.

Многие говорили (например, так считал И.Крамской), что композиция картины неправильная: потолки избы слишком низкие, и если Меншиков встанет, то пробьёт их головой.

Но Сурикову надо было во что бы то ни стало показать обречённость Меншикова: что ему уже не подняться. Поэтому нарушение композиции здесь - художественный приём. Который оказался очень эффективным для того, чтобы показать этот мощный русский характер, не сломленный невзгодами.

А я, глядя на картину, всегда думаю: ну как же так получилось, что Меншиков - такой умный, такой опытный, такой ум государственного масштаба - оказался в этой западне?! В Берёзове он проживёт всего два года и скончается от бушевавшей там оспы, похоронив перед этим старшую дочь.

Критиковали современники и картину "Переход Суворова через Альпы", в которой созданы героические образы Суворова и его чудо-богатырей.

Л.Н. Толстой, бывший боевой офицер, утверждал, что "лошади так никогда не горячатся перед обрывом". И прежде чем съезжать с горы, солдаты бы непременно закрыли обнажённые клинки - так положено по уставу.

Суриков отвечал на это: "А как я обойдусь без блеска русского оружия?" - и всё тут. Картина сразу полюбилась всем, а император приобрёл её для только что созданного Русского музея.

Картина "Степан Разин" только что прошла сложную реставрацию, в результате сегодня мы видим это грандиозное полотно таким, каким его создал Суриков.

Картина написана в 1906, а в 1910 немного исправлена художником. В первом варианте рядом со Степаном Разиным была изображена персидская княжна (в её образе Суриков, предположительно, изобразил свою жену). Позднее художник княжну с полотна убрал.

Когда зрители обнаружили пропажу и стали допытываться, где княжна, Суриков сердито отвечал, что Разин её утопил. И указывал на расходящиеся по воде круги.

При работе над образом Разина Суриков использовал автопортретный этюд.

А это самая жизнерадостная картина художника и наверное, самая любимая всеми - "Взятие снежного городка":

Яркая и жизнерадостная, эта картина отличается от прежних творений Сурикова. И она спасла художника, страдавшего от депрессии после смерти жены, вернула в его жизнь радость.

Дочка Оля. Здесь она ещё маленькая и с куклой.

А когда вырастет, то выйдет замуж за художника П.П. Кончаловского. У них родится дочь Наташа. Наталья Петровна Кончаловская. Она выйдет замуж за поэта Сергея Михалкова и у них родятся два сына: Андрей и Никита.

Есть здесь и родословное древо - из личного архива Н.С. Михалкова:

Суриков очень самобытен. Он никогда не писал на заказ, не ломал себя, подстраиваясь под требования заказчика, а всегда показывал в каждой своей картине "русскую, правдивую, горячую душу".

Все его картины глубоко патриотичны, они касаются тем, которые важны для нас и сегодня. Которые важны всегда, независимо от того, какой век на дворе.

Поэтому эта выставка оставляет невероятное чувство гордости за нашу страну, за её великую историю, за великое русское искусство, давшее миру такого гения, как Василий Суриков.

-16

Выставка прекрасна. И спасибо её устроителям за неё.

Но и покритиковать есть за что.

Например, не понятно, зачем нужно было втискивать столь масштабную выставку с такими огромными полотнами в тесное пространство корпуса Бенуа. Так было и с прошлогодней выставкой Врубеля с его "Демонами", то же самое повторилось и с Суриковым. Не нашлось места? Да за своё короткое пребывание в Питере я успела побывать в нескольких дворцах (например, в Мраморном дворце), просторные светлые залы которых либо пустуют, либо завешаны всякой авангардной ерундой, место которой - на помойке.

Да, Мраморный дворец очень бы подошёл для того, чтобы устроить в нём эту выставку. Но она проходит в корпусе Бенуа и скоро заканчивает свою работу:

-17