Найти тему
Авиатехник

Материалы расследования: как одна маленькая деталь привела к катастрофе вертолёта Ми-4 в Узбекистане, апрель 1974 года

6 апреля 1974 года произошла катастрофа вертолёта Ми-4 (б/н СССР-36513), принадлежавшего 164-му летному отряду. Экипаж выполнял полет с оперативного аэродрома Хива-2 в Узбекистане. Целью рейса являлась доставка бригады рабочих к газопроводу Шахитли - Хива, расположенному в 395 км от точки вылета.

Иллюстрация
Иллюстрация

Согласно отчету, вертолет выполнил взлёт в 8:13 утра и сразу после набора высоты 300 метров установил связь с аэропортом Ургенч для получения прогноза погоды на район работ. Погода в районе была неблагоприятной - облачность 7-10 баллов, порывы ветра до 12 м/с. Получив информацию о погоде, экипаж доложил о начале выполнения полета и попросил закончить связь.

Контакт с экипажем после этого был потерян. Спустя некоторое время вертолет был обнаружен разрушенным и сгоревшим в 7 км от аэродрома Хивы. Все 5 пассажиров-рабочих, второй пилот и бортмеханик погибли на месте, командир воздушного судна скончался в больнице через 5 дней.

Ещё больше интересных материалов в Telegram-канале, обязательно посмотрите:

Авиатехник

Согласно материалам расследования, причиной катастрофы стала внезапная потеря управляемости вертолетом. Вскоре после окончания связи с диспетчером командир почувствовал, что машину резко бросает из стороны в сторону с кренами до 80 градусов. Все попытки восстановить нормальный полет оказались тщетными, и вертолет перешел в неуправляемое падение, столкнувшись с землей.

Установлено, что причиной произошедшего стало рассоединение гидроусилителя продольного управления с серьгой РП-5104-01 из-за выпадения соединяющего болта. Точную причину выпадения болта выяснить не удалось, но предполагается, что это могло произойти из-за усталостного разрушения или нарушения контровки.

После катастрофы на всех вертолетах Ми-4 в парке оператора был проведен тщательный осмотр болтовых соединений системы управления. Около 30% болтов были забракованы из-за наличия микротрещин и ненадлежащего состояния поверхности.

Данная история показывает, насколько критичной может быть даже незначительная техническая неисправность в авиации.

Подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные статьи!