С этой книгой у меня случилась интересная история. Я была уверена, что ее не читала. Но когда начала читать, оказалось, что это не так! Со мной такое впервые.
Тем более повесть очень эмоциональная и невозможно остаться равнодушным, читая ее. Возможно, для меня эмоциональный накал оказался таким сильным, что я предпочла и вовсе ее забыть?
Так или иначе, повесть я перечитала, и осталась под впечатлением. И, конечно же, кое в чем мне захотелось поспорить с писателем.
О чем книга
1940 год. Девятиклассники пока еще живут мирной жизнью. Дружат, влюбляются, решают сложные моральные дилеммы. В основной части книги о войне нет ни слова, но о ней есть в начале и в конце. Рассказчик вспоминает о том, что случилось в последний мирный год в классе, где он учился.
Сюжет этой книги сложно пересказать кратко. Пожалуй, основной мотив книги - противопоставление всего бюрократического, безжизненного, формального, догматического человеческому, живому.
В школе были заведены строгие порядки: каждый класс на своем этаже, не бегать, не прыгать, зеркал нет - "мы не растим кокоток". Но вот приходит новый директор, и все меняется. Школа наполняется гулом, в конфликтах торжествует справедливость, а девочки вертятся перед зеркалами.
Строгая и принципиальная Искра пытается "сделать человека" из хулигана Стамескина, дружит с женственной легкомысленной Зиной. А еще у них в классе есть Вика - дочь главного инженера авиационного завода. Это семья с достатком. Вика носит дорогие вещи и украшения, ест пирожные каждый день и пьет чай из дорогого фарфора. Она читает книги "упаднических" писателей и поэтов - Есенина и Грина. Но разница в общественном положении не мешает ей общаться с одноклассниками и приглашать их в гости.
Все меняется, когда арестовывают отца Вики, саму ее собираются исключить из комсомола как дочь врага народа, а перед Искрой встает непростой выбор: верить ли старшим товарищам или своему сердцу. Когда прогремела весь о том, что Вика отравилась, Искра принимает решение.
Что не так
Книга была написана в 1972 году, но опубликована только в 1984, буквально на пороге перестройки. И понятно почему. Она слишком либеральна для советской литературы. В 1940 так не писали. В то время как раз осуждали то, что Васильев отстаивает. Позиция коммунистов в те времена была максимально жесткой. Ее представляет в книге мать Искры, несгибаемая женщина, прошедшая Гражданскую войну:
— Революция продолжается, запомните. И будет продолжаться, пока мы не сломим сопротивление классовых врагов. Готовьтесь к борьбе. Суровой и беспощадной.
— Мы, советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас партия.
— С друзьями спорить не о чем, а с врагами надо драться.
— Мы строим новое общество, нам не до болтовни.
Впрочем, все родители, учителя и директор тоже большевики и участники той войны, но имеют какие-то слишком разные убеждения. А главный "либерал" Люберецкий, который теперь ездит по заграницам, дарит дочери швейцарские часы и дорогие духи, так даже орденом был награжден, его уважает даже мать Искры. Как это сочетается, не знаю.
Исполняющая обязанности директора живет "по распоряжению ГОРОНО". Новый директор заявляет:
— Жить надо не распоряжениями, а идеями.
Чувствуете разницу? А мог ли в сталинские времена такое сказать директор? Не уверена.
Собственно в этом ключе и развивается конфликт. Бдительные "товарищи", насквозь пропитанные бюрократией, последовательно выживают несогласных, посмевших думать иначе, из партии, из общества и даже из жизни. Читатель в праведном гневе. Писатель ярко показал, к чему приводят буквоедство, перегибы и страх перед вышестоящими.
А также закрадывается сомнение: что же это за строй такой был, что любая попытка думать так жестко пресекалась? В общем, если отбросить эмоции, вывод напрашивается такой: Васильев написал про 1940 год, но не в духе того времени, а, скорее, анализируя его. И это подтверждают и моменты, описывающие взросление девочек, их любовные переживания. Опять же, в 40-х писали гораздо целомудреннее.
И еще - на самом деле не понравилось, что Васильев так давит на эмоции. Ярко, вовлекающе, но, если их отбросить, неубедительно ведь выходит! Я не говорю, что плохо, посыл у книги как раз правильный, но что-то не верится, что в те времена такое было возможно.
Впрочем, я с Васильевым согласна. Именно такие перегибы, нежелание видеть в людях человеческое, скорость в осуждении, "презумпция виновности" и сгубили, отчасти, стремление строить коммунизм. "Бдительность" отдельных товарищей приобрела космические масштабы, их подозрительность не знала границ. И вот уже в книге Воронковой девочку "судят" за то, что зашла в церковь, а в книге Матвеева прорабатывают за нежелание подписывать сомнительные обещания.
О женщинах
Кстати, не могу не упомянуть про эту тему. Васильев очень много пишет про то, какой должна быть женщина. Мне кажется, Зина его идеал)) О том, что "муж голова, жена шея" и вот все в этом духе:
— Никогда не обижай мужа, девочка. Мужчины очень самолюбивы и болезненно переживают, когда ими командуют. Всегда надо быть ровной, ласковой и приветливой, не отказывать в пустяках и стараться поступать так, будто ты выполняешь его желания. Наша власть в нежности.
Наставления молодой жены, сестры одноклассника:
Женщина не потому силища, что камни может ворочать похлеще мужика, а потому она силища, что любого мужика может заставить ворочать эти камни. Ну и пусть они себе ворочают, а мы будем заставлять. Как? Ручками, ножками, губками.
А это разговор подруг:
— Разве плохо быть максималисткой?
— Нет, не плохо, и они, я убеждена, необходимы обществу. Но с ними очень трудно дружить, а любить их просто невозможно. Ты, пожалуйста, учти это, ты ведь будущая женщина.
Разве так общаются подружки в 16 лет??
В общем, типичные воззрения того времени, несмотря на равенство и таких женщин, как товарищ Полякова (мать Искры).
И еще один момент. Искра перевоспитывает Стамескина. Но, замечу, что в советских книгах всегда речь идет не об истинных хулиганах, а о просто запущенных детях, у которых, если копнуть, есть и увлечения, и принципы. Вот бы они хоть раз написали об истинных "хулиганах".
Читали книгу? Что думаете?