Найти тему
Материк книг

Советская книга"Семнадцатилетние" Г. Матвеева. О воспитании в школе и семье в СССР конца 40-х

Оглавление

Коммунистические лозунги в школе, прислуга и плата за оценки дома - как вам такое?) Но, конечно, воспитательных моментов в книге 99%, а вот интересных подробностей быта от силы 1%, но каких. Ради этого и читаю такие книги. Больше интересно же как жили, общались, а не то, какие лозунги были в ходу. Хотя это тоже интересно.

Как воспитывали, каким видели человека будущего? Все это можно узнать из книг той эпохи. Тем более, из книг про школу. Ведь именно там закладываются основы и воспитывается будущий строитель коммунизма. Ну, так это предполагалось во всяком случае. Не на семью делалась ставка, семьи бывают разные, а на воспитание коллективом!

Сюжет

Ленинград. Школа для девочек (с 1943 года введено раздельное обучение). У 10 класса новый классный руководитель Константин Семенович Горюнов.

Он фронтовик и человек неравнодушный. Увлеченный идеями Ушинского и Макаренко, учитель намерен со всей горячностью последовательно воплощать их в жизнь. Это свежо и ново не только для школьниц, но и для учителей. Несмотря на то, что школа носит имя Ушинского, учебный процесс во многом напоминает старую школу.

За каждым классом закреплена воспитательница, которая отвечает не за учебный процесс, а именно за воспитание детей. Так повелось со времен блокады, когда учителя и их воспитанницы жили вместе в школе. Но времена изменились и Горюнов намерен дать почти взрослым девушкам большую самостоятельность, а не быть им нянькой.

Иллюстрация к главе "Пощечина"
Иллюстрация к главе "Пощечина"

Мало того, он критикует сложившееся положение дел, называя такие порядки "буржуазной педагогикой", чем приводит в ужас учителей. Константин Семенович верит в силу коллектива и его способность к саморегуляции.

Постепенно он отстаивает свое мнение не только в учительской, но и в вышестоящих организациях, где его принимают благосклонно. Правому делу не может помешать даже анонимное письмо, вызывавшее внеплановую проверку.

В итоге его идеи доказывают жизнеспособность - 10-тый класс из 15 девочек, считавшийся "трудным", становится лучшим в школе и показывает отличные результаты на экзаменах.

Параллельно идет рассказ о буднях и праздниках, взаимоотношениях всех 15 школьниц между собой, об их семьях и отношениях внутри этих семей. В общем, книга многогранная и касается множества тем.

Впечатления

Мне уже не 17 лет, и, даже сама удивилась, но мне было интересно именно как Горюнов организует учебный процесс. Он уверен, что все это не пустые лозунги, что человека можно и нужно воспитывать как завещал великий Ленин, Макаренко и Ушинский. Все это, конечно, рассмотрено на примерах.

Коллективизм-индивидуализм - диаметрально противоположные понятия. В СССР на первое место ставился коллектив. Не "я", а "мы". "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями - много". Тебя как бы и нет в отрыве от коллектива. Сейчас это звучит дико, тогда было нормой. Эти два типа устройства общества на самом деле не противоречат друг другу. Весь вопрос в соотношении общественного и личного. Любой перегиб здесь плох. В СССР коллектив требовал твоего полного растворения в нем.

Унизить кого-нибудь может только один человек. Коллектив не унижает. Коллектив может требовать, наказывать или даже изгнать, но унизить коллектив не может.

Что бывает с несогласными - есть в книге. Одна из девочек, Белова, отказалась подписывать обещание хорошо учиться, сочла это каким-то наивным. Она и так отличница. То есть посмела пойти против коллектива. Результатом стал полный игнор. Адекватно ли это? В той системе да. И в итоге ее "дожали", добились признания неправоты и извинений.

Самый большой грех в коллективизме - эгоизм, желание жить для себя. Для полноты картины Белову делают в целом неприятным персонажем, ведь к родителям она относится также свысока. При этом смешивают потребительское отношение, нежелание "играть в коллективные игры" и эгоизм в любом его проявлении. Ну и, не обошлось без товарищеского суда (самосуд как он есть), проработок, высмеивания и прочих "приятных" методов тех лет.

Советская открытка "С окончанием школы"
Советская открытка "С окончанием школы"

Меня поразило, что в послевоенном Ленинграде существует такое сильное разделение по уровню жизни. Например, дочь академика для гостей ставит на стол сервиз из фарфора 18-го века. В зале люстра царских времен, паркет натер до блеска прислугой (!) Ну и как тут строить коммунизм? Прислуга есть и у инженера. Когда мать одной из девочек выходит замуж, ей больше не приходится заниматься домашними делами и даже мыть посуду. Все делает женщина, которая раньше вела дом у отчима. И все к этому относятся нормально, как к само собой разумеющемуся. Маленьким детям нанимают нянек.

В конце книги выясняется, что девочки, несмотря на раздельное обучение, не умеют ни шить, ни вести дом. У них нет уроков домоводства. Не могут распределить бюджет. Только одна из бедной семьи умела это. Когда Тамара указала ей, что та не распределила деньги на стирку, Светлана ответила, что будет стирать сама. А Тамара ей сказала, что мол, стоило учиться, чтобы потом самой стирать. Я читала такие откровения с круглыми глазами.

Вот еще перл о том, как некоторые родители воспитывают детей:

-4

Серьезно? Платить за оценки в СССР, это было возможно?? Да меня и сейчас коробит от такого. А про психологическую травму? Кстати, вы знали, что в те времена психологию преподавали в школах?

А как вам идея разгрузить огромный цех, заваленный мусором с помощью лопат, чтобы заработать деньги и купить учителю на юбилей педагогической деятельности подарки? 50 девочек трудились 4 дня и каждая получила по 63 руб. (указывается, что зарплата кассира 700 руб).

А фраза "любые соцсоревнования в школах запрещены". Почему? Позже, по-моему, их обожали.

Это книга о мечте. Такими в СССР видели идеальную молодежь. Горячие, преданные коллективу и общему делу, умеющие признавать ошибки и извиняться, не боящиеся конструктивной критики, все вместе улучшающие жизнь.

На деле, как думается, было не так. Даже в этой книге есть истории о перегибах. Так, девочки почему-то решают, что анонимку в горком на их любимого Горюнова написала учительница немецкого. Ну, просто они уверены, что это так. И вот, просто потому что им в голову ударило, они обвиняют человека, устраивают ему бойкот (да, учителю!). А потом, когда им их авторитет, Горюнов, рассказывает, что нельзя голословно обвинять человека, у них перещелкивает на 180 градусов и они бегут извиняться. Ну, вы понимаете, что могут натворить такие "девочки", если у них есть власть.

Цитаты

-5
Желая детям счастья, надо готовить их не для счастья, а для трудностей жизни. Только закаленные, умелые, упорные, смелые, не растеряются, не надломятся, когда встретят непредвиденные препятствия.

Запомни-ка, дочка. Какое бы время ни было, а жизнь остается жизнью и человек человеком. Если по-твоему рассуждать, то все, что люди раньше сделали, все надо выбросить и начинать сначала! Нет, милая моя. Прошлое-то тоже с умом нужно понимать. А ты все вперед без оглядки рвешься. Так легко и заблудиться. Знаешь, как в лесу люди плутают? Идет человек и уверен, что идет он вперед, а на самом деле — на одном месте кружится…

Читаю я такие книги и все думаю, почему же не получилось построить идеальное общество с такими вроде как справедливыми и разумными идеями? Может, потому что они все же противоречили природе человека, а остановиться, выбрать золотую середину, как всегда, не смогли?