Заратустра (также известный как Зороастр, Зартошт, Заратустра Спитама, около 1500–1000 гг. до н. э.) был персидским священником, ставшим пророком, основателем религии зороастризма (также известной как Маздаясна, «преданность Мазде»), первой монотеистической религии в мир, чьи заповеди окажут влияние на более поздние религии.
Он был жрецом ранней иранской религии, получившим видение от Ахура Мазды – главного божества пантеона этой веры – велевшего ему исправить ошибку политеистического религиозного понимания и провозгласить существование только одного истинного бога – Ахура Мазды – Господа. Мудрости.
Заратустра сначала встретил резкое сопротивление своему посланию, пока не обратил царя Виштаспу, который затем привел свой народ к новой вере. Затем Заратустра получил послания от Ахура Мазды, когда он был глубоко в молитвенной медитации, которые он повторял своим ученикам. Эти послания пришли в ответ на вопросы и были запомнены пророком и его последователями как живое писание, передающееся из поколения в поколение на древнем языке, известном как авестийский. Вера была принята Империей Ахеменидов (ок. 550–330 гг. До н.э.) и Парфянской империей (247 г. до н.э. – 224 гг. н.э.), которые поддерживали устную традицию. Во времена Парфянской империи была начата письменная запись бесед Заратустры с его Богом.
Священные Писания были окончательно записаны писцами Сасанидской империи (224–651 гг. Н. Э.) после того, как зороастризм был объявлен государственной религией. Устная традиция в письменной форме стала известна как Авеста (также известная как Зенд Авеста). Представление Заратустры о едином, всемогущем и всеблагом Боге, который лично интересовался жизнью и особенно нравственностью людей, легло в основу более поздних монотеистических верований иудаизма, христианства и ислама.
Ранняя жизнь и религия
У ученых нет единого мнения о том, когда жил Заратустра, или даже о значении его имени. Обычно считается, что в старом иранском языке некоторые варианты, такие как Зара-устра, имели какое-то отношение к уходу за верблюдами, что может указывать на занятие его семьи, хотя это далеко не ясно. Даты ок. 1500–1000 гг. до н.э. обычно считаются временем, когда он жил, учил и основал свою религию, на основе давней традиции научных исследований по хронологии ранней иранской религии, свидетельств принятия зороастризма и ссылок в Авесте. .
Его место рождения и происхождение также неизвестны. Авеста, единственный источник информации о Заратустре, за исключением написанных к ней комментариев и легенд, не интересуется ни подробностями жизни пророка, ни народами, с которыми он мог бы взаимодействовать, такими как мидяне или персы. После того, как зороастризм был принят, многие народы из разных регионов провозгласили Заратустру своим и предоставили обоснование этим утверждениям, но ни один из них не был более убедительным, чем другой.
Однако считается, что он родился у персидских родителей, судя по их именам: Поурусаспа и Дугдова. Его фамилия была Спитама (что примерно означает «белая или сияющая сила»). Его отец, Поурусаспа, вероятно, был священником, и его сын станет им, поскольку сыновья обычно следовали профессиям своих отцов. У него было четыре брата (два старших и два младших), и он получил образование в раннем возрасте, что позволяет предположить, что его семья была состоятельной, поскольку его не отправляли на работу, и нет никаких предположений о том, что он имел какую-либо профессию, кроме священника.
Вера, которой он был предан, сегодня называется раннеиранской религией или древней персидской религией и представляла собой политеистическую систему верований, в которой многими богами руководил главное божество Ахура Мазда, который направлял человеческую деятельность посредством доброжелательности и мудрости, сохраняя в страхе перед темными силами злого духа Ангра-Майнью (позже известного как Ариман). У Ахура Мазды были свои боги и духи света, а у Ангра-Майнью — свои легионы демонов и духов тьмы, и эти двое находились в постоянном конфликте за контроль над миром. Каждый добрый дар, который Ахура Мазда даровал миру, был бы испорчен замыслами Ангра-Майнью, которому, тем не менее, помешала бы мудрость Ахура Мазды в принесении добра даже из злых намерений.
Между этими двумя сущностями оказались люди, и ранняя вера, насколько можно понять из более поздних реконструкций, подчеркивала примат свободы воли в выборе, на чьей стороне вступить в союз. Можно было выбрать путь света и любви, подчинившись воле Ахура Мазды, и тогда можно было бы хорошо жить на земле и быть уверенным в загробной жизни в раю, или же можно было присоединиться к мятежу и злодеяниям с Ангра-Майнью, развращая все, что было полезно для свои собственные эгоистические удовольствия и провести свою жизнь в тщетных попытках найти счастье в страданиях других и, наконец, после смерти перейти в темный ад. Какой бы путь человек ни выбрал, это была полностью его собственная ответственность, поскольку Ахура Мазда предоставил людям право выбора, и не было ничего более мощного, чем свободная воля человека, поскольку даже Ахура Мазда не мог (или не хотел) пытаться подорвать ее.
Обращение и миссия
Ранняя иранская религия сохраняла устную традицию, поэтому без письменных писаний и комментариев невозможно узнать, как проводились религиозные ритуалы. Из упоминаний в Авесте и других зороастрийских произведениях известно, что существовал класс жрецов (волхвов), и богослужения проводились на открытом воздухе в святилищах, известных как Храмы Огня. В этих храмах приносились жертвы, скорее всего, в виде зерна, животных, драгоценных металлов и предметов, перешедших в собственность жрецов. Со временем класс священников разбогател благодаря этим жертвоприношениям и возможному контролю над богатыми сельскохозяйственными угодьями. Имена двух типов священников даны как карпаны и кави, но различие между ними неясно, как и их роль в соблюдении религиозных обрядов.
Заратустра уже был священником в 15 лет, возможно, поступил в ученики к более старшему священнослужителю, и покинул свой дом в возрасте 20 лет. Каким типом священника он был, неясно, но он возражал против ритуала жертвоприношения животных, практиковавшегося карпанами. . Заратустра предполагает, что он много раз был свидетелем таких жертвоприношений, возможно, даже участвовал в них, но находил их неприятными и противоречащими доброте богов. Что бы он ни делал в возрасте от 20 до 30 лет, неизвестно, но предполагается, что он выполнял свои обязанности священника в своем родном городе и, возможно, создал семью со своей первой женой.
В возрасте 30 лет он посетил фестиваль Весенних обрядов (почти наверняка фестиваль Навруз, посвященный Новому году) и читал молитвы у реки, когда он испытал божественное видение. На берегу реки перед ним в ярком свете появилось небесное существо, назвавшее себя Воху Маха («благая цель») и сообщившее Заратустре, что он был послан самим Ахура Маздой, чтобы передать послание жизненной важности: религию народа, как она есть. практиковалось, было ошибкой. Богов, требующих разных типов жертвоприношений, было не так много, а был только один бог, Ахура Мазда, которого интересовали не жертвоприношения животных, а нравственное поведение. Воху Маха рассказал Заратустре, что он был избран Единым Истинным Богом, чтобы проповедовать эту весть и привести людей к правильному пониманию их отношений с Божественным.
Заратустра принял это видение как законное и немедленно приступил к своей миссии. Его отвергли его бывшие коллеги по священству, которые не были заинтересованы в том, чтобы их статус оспаривался священником-выскочкой, заявлявшим о личном видении от Бога. Его жизнь оказалась под угрозой, похоже, даже семья бросила его, и он был вынужден бежать из дома. В Авесте Заратустра скорбно описывает это время:
В какую страну мне бежать?
Куда мне идти, чтобы бежать?
От моей семьи и моего клана
Они изгоняют меня.
Сообщество, которому
Я принадлежу, меня это не удовлетворило
Как и [правители] страны.
Как могу я удовлетворить Тебя, о Мазда Ахура? (Ясна 46.1)
Позже, в той же главе, он дает ответ бога, который посылает его проповедовать свое видение в землю царя Виштаспы; монарх, который изменит его жизнь и поможет утвердить свою религию.
Виштаспа и принятие
Виштаспа, возможно, был бактрийским царем, а мог вообще не существовать в том виде, в каком его изображают. Путешествуя к своему царству, Заратустра постоянно молился с Ахура Маздой, задавал вопросы и получал указания, и эти беседы позже будут включены в Авесту.
По прибытии ко двору Виштаспы он был объявлен и провозгласил свое видение. Виштаспа был рад услышать о новой вере не больше, чем жители родного города Заратустры, и заставили его участвовать в богословских дебатах с придворными священниками. Заратустра умело опроверг все их аргументы, показав, как они поклонялись ложным богам, в то время как Единый Истинный Бог открывался им, но это слишком бросало вызов статус-кво для Виштаспы, который заключил Заратустру в тюрьму.
Однако пророк не отказался от своего видения и получил от своего бога мудрость, как убедить Виштаспу. Он чудесным образом исцелил любимую лошадь царя, страдавшую параличом, и это побудило царя еще раз выслушать послание Заратустры наедине. Виштаспа обратился и провозгласил новую веру Заратустры религией страны. Согласно некоторым традициям, священники, выступавшие против Заратустры, были казнены.
Новая религия, кажется, довольно быстро привлекла больше последователей, и Заратустра был удостоен чести места при дворе Виштаспы. Он прожил там в обществе короля всю оставшуюся жизнь, утверждая заповеди веры и правильное соблюдение ритуалов, которые, в частности, не включали в себя жертвоприношение животных. Говорят, что он был женат трижды и имел трех сыновей и трех дочерей. По одной традиции, он умер естественной смертью в возрасте 77 лет, а по другой — был убит карпанским священником в отместку за демонтаж старой религии.
Зороастризм
Новая вера, основанная Заратустрой, опиралась на старую, но установила существенные различия. Оно основывалось на пяти принципах:
- Есть только один Бог, который правит верховно: Ахура Мазда.
- Ахура Мазда всеблагой
- Его вечный противник, Ангра-Майнью, — злой.
- Добро проявляется через хорошие мысли, хорошие слова и добрые дела.
- Каждый человек имеет свободу выбора между добром и злом.
Свободная воля человека занимала центральное место в вере в то, что выбор человека определяет его судьбу. Выбирая подчиниться и следовать заповедям Ахура Мазды, человек ставил общее благо выше собственных эгоистических желаний в попытке сохранить божественный порядок. Если кто-то решил присоединиться к Ангра-Майнью, он поставил свои собственные интересы выше интересов других, что неизбежно характеризовало бы его жизнь как спорную, запутанную, горькую, завистливую и мелочную. Можно прожить осмысленную, возвышенную жизнь в служении другим и своему Богу, что принесет пользу в этой жизни и в следующей, или уйти во тьму Ангра-Майнью и, по сути, работать против сил порядка и добра. Если кто-то выбирал путь Ахура Мазды, он выражал этот выбор через основные заповеди «Добрые мысли, добрые слова и добрые дела» и практиковал их посредством:
- Всегда говорить правду – особенно выполнять обещания
- Практика благотворительности для всех, особенно для менее удачливых
- Проявление любви к другим, даже если они не ответили на эту любовь
- Соблюдать умеренность во всем, особенно в питании.
Добродетельное поведение было отражением веры во всеблагого и всемогущего Бога, который заботился о человечестве и, в частности, интересовался его моральным и этическим выбором. Индивидуальный выбор определял жизнь человека. Если кто-то на словах поддерживал веру, но действовал вопреки ей, он явно был на стороне Ангра-Майнью и сил тьмы и хаоса. Если бы человек действительно был приверженцем пути Ахура Мазды, он бы ясно продемонстрировал этот выбор в трех основных ценностях личного поведения:
- Чтобы подружиться с врагами
- Сделать нечестивых праведными
- Сделать невежественных образованными
Если бы человек выбрал путь Ахура Мазды и регулярно проявлял свою веру, применяя эти заповеди, он бы вел жизнь, которая приносила бы пользу другим, а также самому себе. Заботясь о высшем благе, человек выражает волю Божества, а не только свои личные желания или узкие цели, и воплощает ценности Верховного Бога в своей повседневной жизни. Верный зороастрийец не только прожил бы хорошую и плодотворную жизнь, но и был бы уверен в раю после смерти.
Согласно видению Заратустры, в душе было две сущности, которые разделились при рождении. Высший дух (фраваши) направлял индивидуальную душу (урван) к физическому существованию в теле, чтобы человек мог познать мир и оказаться перед выбором между добром и злом. Через три дня после смерти урван воссоединялся с фраваши и направлялся к мосту Чинват, пересекавшему пропасть между миром живых и миром мертвых, где их встречали две охранявшие его собаки.
Эти собаки приветствовали бы оправданную душу, которая жила хорошо, но рычали бы на тех, кто выбрал сторону Ангра-Майнью в космической борьбе. После встречи с собаками душа встречала Святую Деву Даэну, олицетворяющую совесть умершего. Для благословенной души, которая будет оправдана своим выбором, Даэна предстанет красивой молодой девушкой; тем, кого в загробной жизни осудят за свой эгоизм, она покажется уродливой старой ведьмой.
Даэна приведет душу на мост Чинват, где ее защитит от демонической атаки ангел Суруш. Когда душа переходила дорогу в компании Суруша, мост расширялся, чтобы приветствовать оправданную душу, облегчая проход, но сужался и становился опасным для осужденных. Суруш вел душу в дальний конец, где ангел Рашну, праведный судья мертвых (и, в некоторых традициях, бог Митра) определял пункт назначения.
Те души, чьи дела были более или менее одинаково хорошими и плохими, отправлялись в своего рода чистилище, известное как Хамистакан, где им предстояло оставаться до конца земного времени. Те, кто жил в соответствии с заветами Ахура Мазды, отправились в Дом Песни, а те, кто выбрал Ангра-Майнью, спустились с моста в Дом Лжи. От моста поднимались четыре уровня рая, каждый из которых был прекраснее предыдущего, и четыре уровня ада, спускавшиеся вниз к самому нижнему, которое представляло собой яму абсолютной тьмы, где душа всегда чувствовала себя одинокой, независимо от того, сколько других было в ней. ее компания.
Хорошее или плохое поведение в жизни, согласно зороастризму, было не столько «наградой» или «наказанием», сколько естественным результатом личного выбора человека в жизни. Когда Рашну или Митра судили душу на мосту Чинват и назначали пункт назначения, душа понимала справедливость решения, основанного на сделанном ими выборе. Душа решила, когда она была в теле, следовать путем, который естественным образом вел бы либо в рай, либо в ад – выраженный и ожидаемый на протяжении всей их жизни – и поэтому суд Божественного был естественным следствием их действий.
Несмотря на это, состояние души не было вечным – независимо от того, ждал ли человек рай или ад – потому что Абсолютное Добро не позволяло ни одному из своих творений страдать вечно или томиться в раю, для наслаждения которым не требовалось никаких усилий. В конце концов, придет мессия, известный как Саошьянт («Тот, кто приносит пользу») и принесет Фрашокерети (Конец времен), когда все души воссоединятся с Ахура Маздой в блаженстве, а Ангра-Майнью и его демоны будут уничтожены.
Заключение
Эта религия, как уже отмечалось, практиковалась еще до существования империи Ахеменидов, вплоть до Сасанидов. В это время были внесены нововведения, о чем свидетельствует так называемая «ересь» зорванизма, которая стремилась решить проблему зла, сделав второстепенного бога времени Зорвана из ранней иранской религии Верховным Божеством. Зорван в этой системе верований олицетворял Бесконечное Время и родил близнецов Ормузда (Ахура Мазда) и Аримана (Ангра-Майнью). Ариману был дан контроль над миром на 9000 лет, но затем Ормузд одержал победу и уничтожил злые дела Аримана, чтобы искупить все люди.
Религия Заратустры продолжала развиваться до 651 года нашей эры, когда арабы-мусульмане вторглись и свергли Сасанидскую империю. Вера подвергалась нападкам со стороны ревностных христиан ранее в 4 веке нашей эры, но у них не было политической власти, чтобы делать что-то большее, чем преследовать зороастрийское духовенство и его приверженцев. Арабы-мусульмане разрушили зороастрийские святыни, храмы огня и библиотеки, сожгли множество персидских произведений, пытаясь подчинить народ и навязать свою религию.
Авесту и комментарии спасли парсы – те, кто бежал из этого региона в Индию, – или те, кто остался и скрывал тексты. Таким образом, видение Заратустры было спасено, и практика его религии продолжается и по сей день. Его концепции примата свободной воли, индивидуальной ответственности за свой выбор в жизни и предназначения в загробной жизни, личного суда после смерти, мессии, искупающего мир, рая и ада, а также моста между живыми и мертвыми. , стал бы важным источником информации для иудаизма, христианства и ислама. Происхождение, семья и даже значение его имени Заратустры, возможно, остаются неясными, но его видение продолжает жить не только современными приверженцами его религии, но и многими другими, чью веру он заложил.