Найти тему
Путь Востока.

Будущее российско - афганских отношений.

Талибы * готовы к диалогу с Россией по вопросам безопасности

Об этом заявил на полях ПМЭФ и.о. главы Минтруда «Талибана»* Абдул-Манан Омари, заметив, впрочем, что движение не видит в данный момент каких-то проблем с безопасностью в Афганистане.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал репортеру в Ташкенте в понедельник, что

“Казахстан недавно принял решение исключить [Талибан*] из списка террористических организаций. Мы тоже собираемся это сделать. Совет Безопасности ООН не объявлял движение "Талибан" террористической организацией. В списке двенадцать-пятнадцать конкретных человек. Но главное в том, что они представляют реальную власть. Нам, как и нашим союзникам в Центральной Азии, небезразличен Афганистан. Этот процесс отражает принятие реальности ”.

Это произошло после того, как директор Второго азиатского департамента МИД Замир Кабулов сообщил ТАСС ранее в тот же день, что его министерство и министерство юстиции обратились к президенту Путину с просьбой одобрить исключение движения "Талибан"* из российского списка террористических организаций. После того, как это произойдёт он выразил надежду, что обе стороны смогут расширить антитеррористическое сотрудничество против ИГИЛ-К, что согласуется с оценкой роли талибов* директором ФСБ Александром Бортниковым, которую он озвучил на прошлой неделе.

Как можно видеть, за усилиями по нормализации отношений России с "Талибаном" стоят политический прагматизм и общие интересы безопасности. С тех пор, как эта группа вернулась к власти в августе 2021 года, Кремль неохотно оформлял свои отношения с ними до тех пор, пока они не сформировали по-настоящему этно - региональное правительство, как они обещали ранее, и не улучшили свое отношение к женщинам. В то время это была разумная политика, соответствующая внешнеполитическим интересам России, но с тех пор последние изменились.

Продолжающаяся опосредованная война НАТО-России в Восточной Европе ( с угрозой перехода на Южный Кавказ) полностью изменила грандиозные стратегические расчеты Москвы.

Внутренние социально-политические системы ее партнеров сегодня для нее гораздо менее важны, чем их успешное сопротивление американскому давлению дистанцироваться от России. Более того, режим западных санкций вынудил Россию обратить свой взор на Глобальный Юг в поисках смягчения экономического давления, а расширение связей с Афганистаном может открыть доселе неиспользованный сухопутный торговый путь в Южную Азию.

Эта последняя упомянутая возможность до недавнего времени не рассматривалась в качестве приоритетной, поскольку Россия предпочитала сначала возродить ранее мертворожденный транспортный коридор Север-Юг с Ираном и Индией, который также включает Азербайджан и республики Центральной Азии. После того, как работа над этим продвинулась за последние два года, Россия, наконец, начала уделять больше внимания предложению исполняющего обязанности министра промышленности и торговли Афганистана Нуруддина Азизи от августа 2022 года, по обмену полезных ископаемых на нефть.

В августе 2021 года CNN заявила. Что

“Талибан* сидит на минералах стоимостью в 1 триллион долларов, в которых остро нуждается мир”, включая литий, который является важнейшим ресурсом для обеспечения так называемой “четвертой промышленной революции”

Которая, по прогнозам, обеспечит значительный экономический рост в 21-мвеке. В начале мая Азизи сообщил Reuters, что Афганистан планирует построить российский нефтяной хаб для облегчения экспорта этого ресурса в Пакистан, который ведёт переговоры с Россией о стратегическом энергетическом соглашении.

В связи с этим также стоит упомянуть, что президент Путин сказал премьер-министру Пакистана Шебхазу Шарифу во время их встречи на полях саммита ШОС в 2022 году в Самарканде, что

“Цель состоит в том, чтобы поставлять трубопроводный газ из России в Пакистан. Это также возможно, учитывая тот факт, что определенная инфраструктура уже создана в России, Казахстане и Узбекистане.”

Хотя на этом фронте пока не было достигнуто никакого прогресса, официальное оформление российско-афганских связей может помочь реализовать эти планы.

В конце концов, ИГИЛ (запрещён в РФ за терроризм) по-прежнему остается угрозой внутри Афганистана, и никакие крупномасштабные инфраструктурные проекты, финансируемые из-за рубежа, там невозможны без обеспечения того, чтобы талибы могли должным образом защитить их. В этом заключается одна из причин исключения этой группировки из российского списка террористов, чтобы можно было начать сотрудничество в области безопасности, а затем заложить основу для переговоров по таким мегапроектам, как предлагаемый газопровод и нефтяной хаб. Существует также многообещающая возможность расширить торговлю между Россией и Южной Азией по новому железнодорожному маршруту.

В ноябре прошлого года в Ташкенте на полях Международного транспортного форума ШОС был подписан Меморандум о взаимопонимании по созданию транспортного коридора Беларусь-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан. Концепция заключается в соединении существующей железнодорожной инфраструктуры между Беларусью-Россией-Казахстаном-Узбекистаном и Пакистаном с помощью новой железной дороги Пакистан-Афганистан-Узбекистан, последние два участка которой начали строить ранее в этом году.

Этот путь был затронут в совместном заявлении президента Путина и его узбекского коллеги Шавката Мирзиеева во время визита российского лидера на этой неделе в Ташкент. По сообщению ТАСС, “Путин и Мирзиеев положительно оценили первое заседание рабочей группы по развитию мультимодального транспортного коридора Беларусь-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан, которое состоялось 23 апреля 2024 года в узбекском городе Термез”. Они также договорились продолжить сотрудничество в области транспорта и логистики.

Сейчас, когда разрабатываются планы по добыче полезных ископаемых, нефти, газа и железных дорог, после нескольких месяцев осторожных переговоров, для России, наконец, настало время официально оформить свои отношения с движением "Талибан"*, исключив их из своего списка террористических организаций, чтобы начать сотрудничество в области безопасности для защиты этих проектов от ИГИЛ-К. Этого ждали долго, но катализатором столь быстрого продвижения вперед стала роль этой второй группы в теракте в Крокус Сити Холле в начале апреля, что сделало сотрудничество в области безопасности с талибами* главным приоритетом.

Учитывая быстрые темпы развития российско-афганских отношений, ожидается, что во время Петербургского международного экономического форума, который пройдет 5-8 июня и на который были приглашены талибы *, появится больше новостей о некоторых из ранее описанных экономических возможностей. Кабулов подтвердил, что министр труда Талибов* и глава Торгово-промышленной палаты примут участие в этом мероприятии.

Учитывая то, как они будут участвовать в этом предстоящем форуме, и вспоминая, что Азизи был только, что недавнем форуме Россия-исламский мир: Казань в конце мая, весьма вероятно, что Афганистан также будет приглашен принять участие в октябрьском саммите БРИКС Плюс.

Таким образом, ожидается, что в течение следующих четырех месяцев российско-афганские связи будут всесторонне расширяться беспрецедентным образом, а двусторонние отношения готовы достичь наилучшего состояния в истории благодаря вновь обретенному стратегическому сближению между ними.



*организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность