Есть такой анекдот:
— Муму! — радостно замычал Герасим.
— Ну-ну, — радостно усмехнулась собака Баскервилей.
_
А теперь новость от сайта «Педсовет»:
Российские учителя смогут применять искусственный интеллект для того, чтобы проверять домашние задания учеников и планировать образовательные программы. Об этом сообщил замглавы Минпросвещения РФ Денис Грибов. Он указал, что для российских учителей создают специальные цифровые помощники — это поможет педагогам снизить бюрократическую нагрузку и больше времени посвятить ученикам.
_
Я категорически против.
Во-первых, индивидуальный подход нельзя заменить машиной. Живой учитель обрабатывает информацию в своём сознании многомерно: не только проверяет и подсчитывает количество ошибок, но и учитывает личность ученика, например так: вот Петя Иванов, он слабый ученик, но сегодня написал всё аккуратно, и ошибок меньше, чем обычно. За старание можно поставить ему оценку выше, например не тройку, а четвёрку с минусом или полноценную четвёрку. Ребёнку будет приятно, и у него появится дополнительный стимул учиться.
Во-вторых, общение со взрослым человеком — настоящая школа жизни, особенно когда это доверительное общение. Я много лет преподаю и хорошо это знаю. Часто бывает так, что вначале в тебе видят только профессионала, но потом интересуются и тобой как человеком, ждут встречи и задают вопросы, которые не могут по каким-то причинам задать своим родителям или ответы на которые им важны именно из уст учителя. Каждый год ученики меня спрашивают о том, что выходит за рамки филологических штудий: как я отношусь к Путину или Жириновскому, что такое настоящая любовь, видела ли я такой-то фильм, нравится ли мне такая-то песня, кого я люблю больше — кошек или собак... Бывает, что сразу и не знаешь, как ответить, начинаешь размышлять вслух, делиться своими наблюдениями, сомнениями, переживаниями и прямо видишь, как взгляд ребёнка становится более глубоким, как он задумывается над нашей жизнью.
А Министерство просвещения делает всё, чтобы заменить живого учителя машиной. Это в Минпросе и Минобре тему не комментируют, уходят от обсуждения, а Минцифры радостно (прямо как собака Баскервилей) отчитывается о том, что внедрение автоматизированной проверки домашней работы с использованием искусственного интеллекта уже происходит. О том, что на «стратегических сессиях» обсуждается возможность проверки школьных заданий в автоматическом режиме, ещё в прошлом году рассказывал заместитель главы Минцифры Олег Качанов.
_
Подробно о катастрофических последствиях для учеников, учителей и для всего общества из-за таких изменений в системе образования мной написано в статьях «Оцифровка реальности»
и «Цифровая могила российского образования»
_
— Школа! Книги! Живой учитель! — надеются родители и дети.
— Ну-ну... — ухмыляются чинуши Минобра, Минпроса и Минцифры.
_
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Бездушными безликими машинами
Не смейте заменять учителей!