Попался мне на глаза сегодня приказ Минпросвещения России от 13.12.2023 № 932 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».
Почти весь текст приказа занимает сам перечень профессий и специальностей. Если интересно, можете с ним ознакомиться. Я его приведу для полноты картины.
Кто был невнимателен, прошу, прочитайте название приказа ещё раз. Вы заметили частицу ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО? То есть мусьё Кравцов разрешает по остальным специальностям и профессиям ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО электронное обучение, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО дистанционные образовательные технологии.
Как и планировалось этими господами уже давно — уничтожить традиционное образование, уничтожить учителя, уничтожить бумажные учебники и вообще книги, уничтожить живое общение педагога с учеником, уничтожить человека, в конце концов.
А вот перечень. Полюбопытствуйте.
Интересно, какой процент в преподавании этих специальностей будет занимать неэлектронное обучение?
Профессии среднего профессионального образования
Математические и естественные науки
Инженерное дело, технологии и технические науки
08.00.00 Техника и технологии строительства
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика
18.00.00 Химические технологии
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
22.00.00 Технологии материалов
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27.00.00 Управление в технических системах
29.00.00 Технологии легкой промышленности
Здравоохранение и медицинские науки
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
36.00.00 Ветеринария и зоотехния
38.00.00 Экономика и управление
53.00.00 Музыкальное искусство
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств
Специальности среднего профессионального образования
Математические и естественные науки
Инженерное дело, технологии и технические науки
08.00.00 Техника и технологии строительства
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
10.00.00 Информационная безопасность
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика
14.00.00 Ядерная энергетика и технологии
18.00.00 Химические технологии
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
22.00.00 Технологии материалов
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника
25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27.00.00 Управление в технических системах
29.00.00 Технологии легкой промышленности
Здравоохранение и медицинские науки
32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
36.00.00 Ветеринария и зоотехния
39.00.00 Социология и социальная работа
49.00.00 Физическая культура и спорт
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты
52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество
53.00.00 Музыкальное искусство
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств
Оборона и безопасность государства. Военные науки
57.00.00 Обеспечение государственной безопасности
Моя филология не попала в этот "благословенный" перечень.
И стала я вспоминать, как же мы учились.
Шесть дней в неделю с самого утра наш курс из ста девчонок сидел на парах в больших лекционных аудиториях, где длинные столы располагались амфитеатром. Речь, манеры, костюм, походка, жесты, мимика лектора — всё имело значение, потому что учило тому, каким должен быть преподаватель высшей школы. Отрицательные примеры помогали ещё отчётливее представить его типичный образ.
Мы не только слушали и конспектировали, но и задавали вопросы и отвечали на них, и живые реакции аудитории и лектора были порой очень занимательными и поучительными. Общение продолжалось на практических и семинарских занятиях, во время перемен, на кафедре, в столовой, в коридоре — где угодно, потому что почти все преподаватели были доброжелательными и приветливыми и всячески поощряли интерес к своим любимым предметам.
Бывали и конфликтные ситуации, и то, как они разворачивались, как люди себя проявляли, как кому-то удавалось сохранить лицо, а кому-то нет, становилось настоящим учебником жизни. Отдельные моменты помню очень отчётливо.
Без этого живого общения моя жизнь, моё сознание и самосознание в целом, представления о науке, о филологии, о педагогике, о людях были бы гораздо скуднее.
Спасибо вам, мои педагоги, мои школьные учителя и вузовские преподаватели.
После первого курса мы поехали на диалектологическую и фольклорную практику. Кто-то вместе с преподавателем, а кто-то индивидуально, пройдя инструктаж, получив опросники и ценные указания руководителя практики.
Нужно было записывать речь носителей народного говора (полудиалекта), записей должно было быть много, у меня, например, была исписана общая тетрадь, причём обязательно нужно было отражать с помощью упрощённой транскрипции особенности произношения, например мягкие, полумягкие или твёрдые согласные.
Диалектологическую и фольклорную практики совместили, потому что, действительно, удобно, приехав в деревню, ходить из дома в дом, где живут старички, и записывать их речь, выстраивая беседу так, чтобы они и о своей молодости повспоминали, и о жизни многотрудной поведали, и рассказали-спели всякую всячину — былички, сказки, песни, предания...
У кого-то старинный ткацкий станок сохранился, у кого-то древние прялки остались, какая-то утварь, инструменты, всякие приметы давно минувших дней. Это следовало зарисовать, расспросив о том, что это, из каких частей состоит и как этим пользоваться.
Некоторые бабушки были просто клад: любезные, словоохотливые, с хорошей памятью. Только успевай записывай. И я сидела строчила, поражаясь: бабе Ульяне хорошо за восемьдесят, а все зубы целые, очки совсем недавно носить начала, книжки читает, по дому многое успевает, только вот в огороде тяжело из-за больной спины работать.
Прошло сорок лет с той практики, а многое помнится, даже отдельные имена и лица. Жаль, что тетрадь моя отчётная не сохранилась: как отдала её руководителю, так больше и не видела, а там такие интересные записи были. Чего стоят былички о вешшы'цах, то есть о местных ведьмах! Или рассказ о Ленине в кумачовой рубахе!
Потом прошло время, я сама стала руководителем такой же практики и несколько раз возила студентов (небольшие группы) в деревни, где были носители говоров. Брали мы уже с собой магнитофон. Здоровый такой ящик был, тяжёлый. Бобинный «Маяк». А раз техника могла подвести, то записи были обязательными. К тому же было интересно сопоставить варианты записей: кто как услышал определённые слова? Потом магнитофонные записи расшифровывались, анализировались, студенты писали доклады и выступали на студенческой научно-практической конференции.
Заодно я посматривала на студентов: как они себя ведут в незнакомой обстановке, кто способен быстро разговорить информанта, а кто стесняется, кто эмоционален, открыт, может поддержать любой поворот разговора, а кто отмалчивается. С молчунами приходилось потом беседовать, поддерживать их, настраивать на общение.
Но само погружение в новую среду, где всё такое негородское — избы, ворота, деревянные заборы, немощёные улицы, здоровающиеся с незнакомцами местные жители, колодцы, огороды, бани, коровы и прочая живность, леса, поля, луга, — было как глоток свежего воздуха.
Полетим, коку-ушка, во темнóй лесок.
Выпарим, коку-ушка, двух дитё-онышóв.
Выпарим, коку-ушка, двух дитё-онышéв!
Тебе — коковё-онка, а мне — соловья.
Тебе — коковё-онка, а мне — соловья!
Тебе кокова-ати, а мне песни петь.
Тебе кокова-ати, а мне песни петь!
Вот она, русская деревня, так она живёт, трудится, говорит. Вот откуда есть пошёл русский язык. Деревня — хранительница традиций и истинно народной культуры. А деревни наши вымирают, пустеют. Как студенту, изучающему родной язык, не побывать в деревне, не послушать народный говор? Без этого не будет полноты картины, не появится представление о национальном русском языке, где есть место всему — и нормированному литературному языку, и просторечию, и социальным, и территориальным диалектам.
А педагогические практики?
Разве можно обойтись без них? Как реализовать программу обучения филологии, если сам не умеешь говорить, не можешь преподать, донести до других знания посредством слова, боишься общаться со школьниками?
У нас были две педпрактики: с учениками 4-го класса и со старшими школьниками. Сейчас смешно и удивительно, но, проводя свой первый, студенческий, урок, я не могла от страха встать со стула. Так и просидела все сорок пять минут. Класс был большой, дети сидели тихо, смотрели внимательно, на вопросы отвечали с готовностью. А сзади сидела их учительница с редким отчеством, Нина Вонифатьевна. Неудивительно, что за этот урок она поставила мне двойку. Я быстро училась на своих ошибках и уже начиная со второго урока ходила по классу и видела всех, замечая, кто чем занят. Это был очень полезный опыт, который придал мне уверенности в себе и научил практическому, реальному общению с учениками.
Профессиональные навыки мы приобретали и во время второй педпрактики. Мне достался непростой 8-й класс (тогда была десятилетка). Опытная словесница честно предупредила, что с этими ребятами сложно работать. Нужно было каждый раз что-то придумывать, много учить наизусть, дома писать тексты своих выступлений, чтобы можно было примерно их воспроизвести по памяти во время уроков русского языка и особенно литературы. Ну не с листочка же читать! Стыдно! Под испытующими взглядами восьмиклассников я вдохновенно рассказывала о Ломоносове и читала фрагменты из его од, объясняла все устаревшие слова, старославянизмы, библеизмы, грецизмы. Щёки мои горели, и я не сразу поняла, что в классе стоит абсолютная тишина...
Это бесценный опыт, это дорогого стоит. Ошибки, удачи, достижения, победы и промахи — всё это идёт в копилку профессионала, и всё это возможно только при непосредственном контакте с людьми, предметами, инструментами, объектами вещного мира.
И этого нас собираются лишить. Лишить живого слова, живого общения, настоящей учёбы, творческого труда, обречь на бесконечный дистант, на общение с программами, роботами, электронными продуктами.
Бездушные образоваторы и цифровизаторы постепенно всё прибирают к рукам, пытаются оцифровать реальность, вытеснив из неё человека.
Пока мы с вами живые люди, с этим нужно бороться.