В моей семье были сильно размыты границы. Не понятно кто есть кто. Когда отец был пьян, то я становилась его заботливой матерью, а моя мама для него критикующим папой. Когда отец был трезв, он превращался в критикующего папу для моей матери, а я ее поддерживающей сестрой.
Познакомиться со мной:
Когда все было в относительном порядке между родителями, я наконец становилась ребенком, которого сестры призывали стать взрослым и на постоянной основе выполнять простейшие бытовые задачи.
Но постойте! Я уже взрослая!
Взрослые решают действительно сложные проблемы, и разгребают жуткие последствия, а не в шкафу и у себя на столе…
Я помню отчетливо одну историю, которую в моей семье очень часто вспоминали со смехом. «Я ж тебя из лесу тащила!» - и все заливались от смеха, когда я вспоминала события того вечера. Вспоминала, чтобы по-детски проманипулировать отцом ради какой-либо интересной игрушки, похода на речку или сладости.
Это был один из любимых мною дней в году. Все дети моего поселка ждали его с нетерпением.
Раньше была такая рождественская традиция - колядовать. Если кто не знает, колядки - это обрядовые песни славян, которые пелись в святочный период во время походов по домам.
Перед мероприятием мы всегда странно наряжались и раскрашивали лица.
Это было самое настоящее детское волшебство, когда ты можешь перевоплотиться в кого угодно.
Как правило, наряжаться мы начинали уже с утра: выбирали костюмы и повторяли песню, заученную наизусть. А вечером мы выходили на улицу, чтобы насладиться волшебством колядования.
В каждом доме нам давали сладости или деньги. С нами конечно же ходили и взрослые. Но их было не удивить ни сладким, ни скромными дивидендами, поэтому им наливали водку. Помню, как было весело! К тому же, радость доставляло еще и то, что мешки с гостинцами были уже наполовину полными, а нам надо было еще ходить да ходить.
Я предвкушала, как мы с друзьями будем делить то, что добыли: как будем считать деньги до полуночи, а на утро я пойду в школу и спущу все на пирожки. Детское сердце, переполненное сильными, положительными эмоциями билось от счастья происходящего.
Как вдруг я поняла, что отец напился настолько, что не в состоянии идти в следующий дом по нашему маршруту. Коллективным решением было принято, что все дети и мой крестный, который еще был в адекватном состоянии, пойдут колядовать дальше, а я поведу отца домой спать.
Тогда мне было лет шесть. Помню, что уже стемнело, а дорога была через лес, и как мы шли.
Я - маленький комок в модной пушистой шапке и тяжелой шубе. А рядом, опираясь на меня, шел отец.
Мне было очень тяжело, потому что отцу действительно нужна была поддержка, чтобы стоять на ногах. Я никогда не забуду свой страх, что я все-таки не удержу его: он упадет, и мы замерзнем в лесу, потому что до дома еще очень далеко. Может быть, именно в тот день я и потеряла свою детскую непосредственность и спонтанность. Зато приобрела вечную душевную тоску и беспокойство о будущем, отражающиеся в моих глазах.
Долгое время эта история была для меня забавной и вполне естественной. Однако сейчас я с ужасом понимаю, какой недетский опыт это был для маленькой девчонки. Быть опорой, отказаться от своих детских потребностей, чтобы отец остался жив. Вызваться вести отца домой, потому что я искренне не хотела, чтобы кто-то из детей расстроился. А еще потому, что почувствовала себя самым могущественным ребенком, который просто не может не справиться, взяв всю ответственность на себя: «Если не я, то кто?!»
Обычно я принимаю все, что происходит с хладнокровностью убийцы.
Как-то в юности один парень интересно пошутил надо мной. Он сказал, что у него есть предположение, что даже если мне придется пырнуть ножом человека, я не моргну и глазом, сохраняя самообладание. И тогда он попал в точку! Хотя звучало это с намеком на мою безэмоциональную реакцию на многие вещи. И, вероятно, именно такой посыл и несли его слова.
Но тут дело в другом.
Подавлять, гасить, регулировать сильные эмоции – вот чему я научилась благодаря подобным ситуациям.
К счастью, с помощью психотерапии я научилась проживать эмоции вместо того, чтобы подавлять. И тогда, когда я подкрутила лишь один винтик в общей системе, этот опыт трансформировался в новую для меня ценность - гибкость. Я легко стала адаптироваться и подстраиваться под изменения внешних обстоятельств.
Если подвести итог, то, благодаря своему детскому опыту, я принимаю быстрые и правильные решения в стрессовых ситуациях. Но абсолютно бессильна перед банальными земными «помыть полы и разобраться в шкафах». Это кажется мне таким неважным на фоне масштаба всей жизни.
Почти в каждой ситуации я нахожу способ привести все в порядок.
Также я по сей день встаю в позицию самого понимающего человека в мире, когда речь идет о моих близких отношениях и успешно валидирую валидное выражающееся в точке зрения других людей.
Классная взрослая получилась, мне кажется.
Начало истории моей семьи:
Напоминаю, что запись на консультацию через What'sApp +79209692434