Анфиса знала, что в жизни белая полоса всегда чередуется с черной. Жизнь не состоит только из радостей, много в ней неприятностей, печали и боли. И в жизни Анфисы тоже были испытания. Часто думает наедине с собой:
- Вот бы сейчас была жива моя мама. Никуда бы ее от себя не отпустила, сидели бы вместе смотрели телевизор и жила бы она со мной...
Но в жизни такого не бывает, наступает время, родители уходят. Да и сама Анфиса уже бабушка. Так в жизни случилось, что не могла она взять к себе мать и не из- за того, что не хотела, а из-за своих жизненных проблем, порой и самой с двумя детьми жить негде было.
Жила Анфиса с родителями и двумя младшими братьями Пашкой и Колькой в деревне. Её мать была трудолюбивой, доброй и очень эмоциональной, по любому поводу плакала. Хоть радость была, хоть неприятность, ну вот такая она была. Плакала даже когда слушала грустную музыку. Очень чистоплотной была, вещи, выстиранные матерью, всегда были белоснежными, часто кипятила их. А какие вкусные пекла она пирожки! С мужем своим никогда не ругалась, прислушивалась к его словам и против его воли ничего не делала. Даже старалась угодить ему.
Отец Анфисы был плотником, строил дома и кормильцем в семье был он. Много домов он помог построить односельчанам и в даже в других деревнях. Но была у него ужасная черта характера, часто выпивал. Трезвый он очень хороший человек, справедливый, но если выпьет, становился невыносимым. Никому не давал покоя, придирался, скандалил, особенно доставалось матери, и даже поднимал на нее руку. Детям тоже мог просто так дать подзатыльник. Поэтому, как только он приходил домой в таком виде, все от него прятались. Тогда он кричал на весь дом:
- Спрятались, ну если найду...берегитесь.
Все беды в их семье были из-за отца, превращался в настоящего дьявола и находиться рядом с ним было детям страшно. Когда Анфисе было лет пятнадцать, она твердила в таких случаях:
- Мамочка, я боюсь. Ну зачем ты за него вышла замуж. Я бы с таким мужем жить не стала, выгнала бы его или ушла бы.
- Дочка, когда я выходила за него замуж, он таким не был, это уже позже он начал выпивать, а раньше такого не было. Ну и выгнать я его не смогу, это он построил нам дом, куда он пойдет, да и сама куда я с вами уйду? У меня родителей нет, сама знаешь сгорели они давно вместе с домом.
В хозяйстве у них были две коровы, куры, большой огород, питались в основном молоком, картошкой, хлебом. Годы прошли. Братья один за другим уехали в город, не захотели жить в деревне, да и от отца хотели поскорей сбежать. Потом только Анфиса вышла замуж за местного Ивана. Отслужив в армии хотел остаться там же, даже с девушкой встречался, хотели пожениться, но не получилось. Родители девушки были против деревенского парня. В деревне присмотрел Анфису, симпатичную девушку, провожал из клуба, гуляли и предложил ей замуж.
Анфиса насмотрелась на жизнь матери с отцом, боялась, что Иван тоже будет пить. Но мать сказала:
- Выходи за Ивана, отец у него не пьющий, мать хорошая и добрая.
Прислушалась к словам матери, да она и сама никогда не видела, чтобы Иван выпивал. Поженились, жили в доме его родителей. Свекор действительно не пил, все умел мастерить своими руками, свекровь тоже с радушием относилась к невестке. Иван с отцом постоянно что-то колотили, пилили во дворе. Родились у Ивана и Анфисы два сына-близнецы. Столько радости было, свекровь помогала с детьми, свекор обожал своих внучат, Иван тоже любил детей.
Лет семь жили душа в душу Анфиса с мужем. Но вдруг наступила черная полоса в жизни. Вначале случилось несчастье у ее родителей. Отец как-то пришел не в себе, мать успела уйти к соседке, спряталась у них, он искал ее и у них тоже, не нашел и поджег свой дом. Видимо, когда увидел, что дом горит, протрезвел и ринулся в дом вынести хоть что-то. Но что там произошло никто не знает, только не вышел отец из горящего дома.
Горе огромное для матери - ни дома, ни мужа. После похорон жила в бане, было лето, тепло, но когда убрала урожай с огорода уехала в город к Павлу. Верней он приехал и увез мать к себе.
- Мам, куда пойдешь, зимой в бане не прожить. Анфиса тоже живет у свекрови. У нас Татьяной дом, так что давай к нам, жена не против. Ну поживешь у нас, потом если захочешь у Николая, он тоже твой сын.
Собралась мать и уехала к сыну. Знала, что сноха Татьяна добрая женщина, но все равно переживала сама себе думала:
- Татьяна добрая-то добрая, но кому нужен чужой человек в доме? Она в доме хозяйка, а я для нее никто. Это для Пашки я мать, а для нее тетка чужая.
Но как ни думай, деваться некуда. Уехала к сыну. Анфиса тоже переживала за мать, но со временем успокоилась. А в последнее время стала замечать за Иваном, что после работы попахивает от него спиртным.
- Что-то на тебя не похоже, Вань, ты же не пьешь, - спросила она мужа.
- Ну не пью, но немного можно, нужно же как- то расслабляться, с мужиками после работы обмывали день рождения.
Время шло, задерживался иногда Иван допоздна и приходил навеселе, сразу ложился спать, чтобы не ворчали родители и жена. Однажды шла Анфиса с работы, навстречу бывшая одноклассница Варвара-почтальон. Знает всех в селе, разносит почту и пенсию.
- Привет, Анфиса, давно не видела тебя, работаем обе. Иду от бабки Семеновны, пенсию сегодня разносила, она у меня последняя. Не люблю к ней ходить к этой самогонщице, спаивает всех подряд. Слушай, вроде Иван твой не пил раньше, а он от Семеновны вышел и бутылку под рубаху прячет. Ну я проследила из-за забора и увидела, как он нырнул в калитку к Альке гулящей. Вот и думаю, что он там забыл. А спросила у бабки Семеновны об Иване, пока она расписывалась в ведомости, та и выдала, говорит, что у них любовь. Часто Иван здесь бывает, а кроме него к ней во двор полно мужиков ныряет. Пьют значит они там, веселье и дым коромыслом. А ты что ж допустила до такого, вроде Ванька таким раньше не был.
Очень расстроилась Анфиса, рассказала свекрам, а когда пришел муж домой, она и к нему с расспросом.
- Что ты делаешь у Альки гулящей, я все знаю, ты бываешь там. Она ни одного мужика мимо не пропускает, всех привечает, и ты туда же…
Иван посмотрел со злостью на жену и со всего маха ударил, она упала. Бил, пока отец не отшвырнул его в сторону. Замахнулся и на отца, но видимо вовремя опомнился. Анфиса не могла встать, подняли свекры, уложили на кровать, а Иван ушел.
Три дня отлеживалась Анфиса, ходила с синяком под глазом, фельдшер больничный выдала. Муж, как ни в чем ни бывало приходил домой, уходил на работу, молчал, прощения не просил. Свекрови донесли, что Алька всем хвастается:
- Иван-то за меня чуть жену не угробил, поделом ей, да он скоро придет жить ко мне, любовь у нас с ним.
Родители ругали сына, говорили по-хорошему и по-плохому, но в него словно бес вселился. Жил дома, но ходил к Альке на виду у всего села, вместе пили. А потом он вновь пришел не в настроении и повторилось то же самое, правда отец вовремя успел подскочить и схватить за руку сына, но Анфисе немного досталось.
На следующий день она собралась и с детьми уехала в соседнюю деревню к дальней родственнице по линии отца Антонине, та приютила ее у себя. Жила Антонина одна и лет ей уже было много, она даже и обрадовалась.
- Живи сколько хочешь, а то и навсегда оставайся, ты же знаешь одинокая я, замужем не была, детей не родила. Досмотришь меня и дом тебе останется.
Вот так и поменялась жизнь Анфисы, ушла от мужа. Не зря говорят, что у дочери бывает судьба матери. Сыновья взрослели, помогали матери, а через три года умерла Антонина. Но перед этим Анфиса ездила в гости к брату, повидаться с матерью. Она редко, но навещала её. Мать ей потихоньку жаловалась, жилось ей там не сладко. Сидит в своей комнатушке, она уже сильно болела и сказала:
- Доченька, там в вазе на полке лежат мои золотые сережки, забери их на память обо мне. Больше-то и дать тебе нечего, плоха уж я, вот только могу посидеть и опять ложусь. Возьми серьги, не забудь. Павел с Татьяной мою пенсию себе забирают, а тебе вот серьги.
- Мама, ну как я возьму, не хорошо это, если я сама в вазу на полке полезу.
- Тогда позови-ка Павла, ему скажу.
Когда Павел вошел в комнату, мать попросила принести серьги из вазы, но он вернулся:
- Мам, ты что-то попутала, нет там никаких сережек. Позвал жену, а Татьяна сразу набросилась на Анфису:
- Нет там сережек, ты еще в тот раз их украла, когда приезжала.
Анфиса даже побледнела от такого обвинения.
- Но я не брала, я даже не знала, где они лежали.
Но Татьяну понесло, она обзывала ее воровкой, убедила мужа, тот встал на сторону жены, и выгнал сестру из дома. Вот так и остались врагами на всю жизнь сестра с братом. Хотя Татьяна давно уж их продала и купила себе другие с бриллиантом, добавила немного своих денег и провернула это втихаря от всех.
С тех пор Анфиса не общается с братом, а мать вскоре умерла, сообщил ей второй брат Николай. На похоронах она даже в дом не входила, увидела мать только когда из дома вынесли. А после похорон сразу уехала домой. Брат Николай живет в другом поселке и приезжал один.
Вот так из-за сережек матери потеряла Анфиса брата. Обиделись друг на друга навсегда. Живет она в доме одна, сыновья уехали и женились, а она часто вспоминает мать.
Спасибо, что читаете, подписываетесь и поддерживаете меня. Удачи Вам в жизни!