Найти тему
Каменные истории

Зачем в СССР делали книги с золотыми листами

В советское время в небольшом городе Пошехонье Ярославской области существовало предприятие, выпускающее с первого взгляда неприметные маленькие книжечки. Особенностью продукции, которая пользовалась огромным спросом не только внутри страны, но и за рубежом, были тончайшие золотые листы.

В окрестностях города Пошехонья за всю историю его существования не располагалось ни одного месторождения золота. Несмотря на это, именно здесь мастера еще в семнадцатом веке освоили золотобойный промысел и научились делать из кусков благородного металла золотые листы толщиной в человеческий волос.

Со временем ремесло совершенствовалось и в середине девятнадцатого века трансформировалось в первые производственные мастерские. Технология создания сусального золота предполагала, что мастер в начале пропускал металл через валы, вращающиеся в противоположных направлениях. Так кусок золота превращался в тонкую ленту, которую затем нарезали на пластины. После этого квадраты из драгоценного металла проковывали молотом так, чтобы они становились все тоньше и накладывали друг на друга. Между слоями делали прокладку, сделанную из кишок крупного рогатого скота. Такие изделия использовали в золочении икон, куполов церквей, интерьеров, а также скульптур. Поверхности, покрытые сусальным золотом, визуально кажутся выполненными из цельного куска благородного металла.

-2

После революции в Ярославской области появился золотобойный завод. Интересно, что на предприятии времен СССР производство золотых пластин выполнялось, как и столетие назад, кустарным способом. Работали на предприятии, сопряженным с тяжелым физическим трудом, преимущественно подростки. Обязанности юных сотрудников предполагали восьмичасовой рабочий день, в течение которого им приходилось орудовать молотами весом от трех до десяти килограммов. Так из восьмиграммовой золотой ленты получалось порядка восьмидесяти квадратов, из которых необходимо было выковать шестьсот листов сусального золота. Все они собирались в книжки, в каждой из которых общий вес золота был около трех граммов.

-3

Золотобойный цех в Пошехонье располагался в обычном деревянном доме. Окна во время работы открывать не разрешалось, ведь сквозняк мог сдуть тончайшие листы золота со столов. Так что работникам приходилось подолгу находиться в душных помещениях. Продукцией золотобойного завода были покрыты купола Киево-Печерской лавры, фонтан «Самсон» в Петродворце, Большой театр Москвы, кремлевские соборы и фонтаны ВДНХ. Закрылся завод в Ярославской области в семидесятых годах прошлого века в связи с механизацией процессов и переездом производства.

-4

Создавать сусальное золото стало возможным из-за свойств самого желтого металла. Благодаря ковкости и пластичности, небольшую массу золота возможно растянуть в тонкую, длинную проволоку без дефектов. Сегодня существуют технологии позволяющие производить пластины золота толщиной 100 нанометров.

-5

Ввиду своих размеров, расход при покрытии предметов сусальным золотом относительно небольшой. Так, например, на декор большого зала Екатерининского дворца в Пушкине было потрачено всего девять килограммов золота при площади обработки более 800 квадратных метров.

-6

Понравилась статья? Подпишитесь на канал КАМЕННЫЕ ИСТОРИИ, чтобы видеть больше статей в своей ленте.