Энтузиазм Марии начал утихать. Летом 1914 года, бродя по безлюдному парку в Царском селе, она обдумывала свою жизнь и понимала, что осталась в совершенном одиночестве. Она бежала в Россию, рассчитывая обрести спокойствие и начать новую жизнь, а оказалась словно на жерле вулкана.
"Что же мне делать? Я сойду с ума от бездействия": думала Мария Павловна. Ей было двадцать четыре года, и у нее не осталась никого из близких рядом. Любимый брат Дмитрий отправился на фронт, а родственникам из императорской семьи было не до нее.
В 1908 году великую княжну Марию Павловну выдали замуж за шведского принца Вильгельма. Она не хотела этой свадьбы и так и не смогла полюбить мужа. Даже родившийся в 1909 году сын не смог укрепить супружеские отношения.
Спустя пять лет неудачного замужества, Мария Павловна поняла, что нужно бежать от мужа и его семейства. Против нее начали плести интригу, целью которой было заточить ее в больницу на острове Капри. Мария придумала план побега и сбежала к отцу во Францию, после чего переехала в Россию.
Через год после того, как Мария оказалась в России, был оформлен развод. Она стала свободной женщиной, но лишилась своего сына.
Я была счастлива, что вернулась в Россию. - писала Мария Павловна. - Но в силу молодости и неопытности я не понимала, какие толки и пересуды вызовет мой развод, какие трудности возникнут из за моего разведенного положения. Все, связывающее меня с детством, перестало существовать, ничего не осталось от тех лет, ни дома, ни семьи, ни друзей, лишь одни тягостные воспоминания.
Когда началась Первая мировая война, Мария, отправившая брата Дмитрия на фронт, поняла, что не может сидеть сложа руки и ждать новостей. Бездействие выматывало ее, поэтому она направилась к императрице и попросила у нее позволения отправиться на фронт в качестве сестры милосердия.
-Да, Мария, езжай. - неожиданно быстро согласилась Александра Федоровна.
Получив согласие, Мария отправилась в Петербург, чтобы получить соответствующее обучение в одной из городских больниц. Сдав экзамен, она бесстрашно отправилась на фронт.
Начало работы Мария восприняла воодушевленно, она была преисполнена патриотическими чувствами и получала радость от общения с солдатами:
Отношение к нам солдат было чрезвычайно трогательным. Мы словно олицетворяли для них все дорогое и близкое их сердцам. Так или иначе мы в своих белых косынках как бы являли собой то высшее женское существо, которое воплощало добродетели матери и жены и вместе с тем образец христианского служения, что всегда особо почиталось среди русского народа.
Первые месяцы проходили в сплочении, но потом начался настоящий ужас. Умирающие на руках люди, пролетающие рядом бомбы и животный страх.
Мария недолго задержалась на войне. Ей было приказано покинуть фронт, и она вернулась в Петербург, сожалея, что расстается с персоналом госпиталя.
Позже она вспоминала:
Не хочу показаться бесчувственной, но сегодня, вспоминая те дни, я могу с полным основанием сказать, что то было самое счастливое время моей жизни, когда я с радостью делала нужную, полезную работу в условиях, сопряженных с опасностью.
В Петербурге Мария устроилась старшей медсестрой в отделение Красного Креста и через некоторое время вместе со своим отделением переехала в Псков. Там ей предстояло провести два с половиной года.
Мария не только следила за организацией работы своих подчиненных медсестер и сама лично осуществляла помощь раненым, но и ходила с проверками по госпиталям, чтобы выявить нерадивое руководство.
Поняв, что всем госпиталям требуется серьезное вложение материальных средств, Мария написала императрице с просьбой о помощи и Александра Федоровна решила лично приехать в Псков, чтобы убедиться своими глазами в том, что там все плохо. Правда, приезд государыни не решил нехватку перевязочных материалов и не улучшил жизнь в госпиталях.
Разочарованная Мария направила все свои силы, чтобы улучшить жизнь в своем госпитале. Она лично занялась бухгалтерией и погрузилась в изучение беспорядочных счетов. Конечно, ею были выявлены халатность и злоупотребление средств. Она смогла приструнить управляющего и главного врача, добившись, чтобы в заведении, где она трудилась, был порядок.
Жизнь Марии Павловны после возвращения в Россию сильно изменилась, но для нее все было к лучшему. Она обладала кипучей энергией и смогла направить ее в полезное русло. Ежедневно наблюдая боль, страдания и смерти, она не сломалась, а становилась сильнее. Ей нравилось жить в Пскове, а выезды в Петербург или в Царское село к отцу вгоняли ее в состояние уныния.
Настроение русского народа сменилось. Если на войну шли с воодушевлением, то к 1916 году пыл угас. Войска терпели сокрушительные потери, и армия отступала. Мария с грустью наблюдала, как многие люди начали во всем обвинять императорскую семью.
Зимой 1916 года Мария организовала общежитие для фронтовых медсестер и занималась тем, что обучала новых девушек сестринскому делу.
Впереди Марию Павловну ждало знакомство с мужчиной, которому было суждено стать ее вторым супругом. Об этом можно прочитать в статье "Любовь на осколках Империи":
Благодарю, что дочитали. Ваши лайки помогают развитию канала