В этой публикации объясню, почему привязывать рубль к юаню (или к чему-либо еще) - это плохая идея, но, к сожалению, он фактически и так уже становится все более привязанным к китайской валюте.
Поводом для публикации послужила вот эта новость от 13 июня:
Банк России в своем сообщении заявляет следующее:
Биржевой курс юань/рубль будет задавать траекторию и для других валютных пар, станет ориентиром для участников рынка. Доля юаня на торгах Мосбиржи в мае составила 54%. Таким образом, уже сейчас основной валютой на биржевых торгах стал юань.
Это завуалированно означает, что курс рубля теперь фактически будет привязан к курсу юаня. На это уже указывают многие экономисты и аналитики, например, зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Что означает эта "привязка"? Она означает, что курс рубля к другим валютам будет следовать за курсом юаня. То есть, если юань будет укрепляться к доллару - и рубль скорее будет укрепляться к доллару, а если юань будет к доллару падать, то и рубль, соответственно, полетит вслед за ним.
В последнее время юань к доллару именно падает, а не укрепляется. Сейчас его курс соответствует отметкам 2007 года и опускается все сильнее (доллар к юаню, соответственно, растет все сильнее). От последнего укрепления начала 2022 года он к настоящему моменту ослаб примерно на 15%.
На то есть обоснованные экономические предпосылки. Юань не является свободно конвертируемой валютой, его курс довольно жестко регулируется Народным банком Китая, у которого в запасе самый большой в мире объем золото-валютных резервов, используемых при необходимости для интервенций с целью регулирования курса.
Китайская экономика экспортоориентированная, как и российская, только не сырьевая - Китай экспортирует разные группы товаров на мировые рынки. Экспорт - основа его экономики, ВВП, доходов бюджета.
Со 2 половины 2022 года экспорт Китая заметно падает, что приводит к снижению доходов.
И именно с этого же момента Народный банк Китая постепенно девальвирует юань, чтобы эти доходы хоть как-то поднять (смотрим график курса выше). У россиян это вообще не должно вызывать вопросов, так как они привыкли, что когда доходы российского бюджета падают, рубль точно так же девальвируется.
Вот в Китае происходит то же самое, только, скажем так, более осторожно и управляемо.
В дальнейшем можно с высокой долей уверенности предположить, что экспорт Китая продолжит падать на фоне введения торговых ограничений его ключевыми покупателями - США, ЕС и, возможно, к ним присоединятся другие.
Значит, юань гарантированно продолжит слабеть - по другому и быть не может. Значит, "привязанный" к нему рубль будет гарантированно слабеть следом.
Ну и что в этом хорошего?
Для любителей задать вопрос "А что ты предлагаешь, автор?" у меня есть простой ответ: да не нужно рубль вообще ни к чему привязывать, и к юаню тоже! Пусть себе болтается "непривязанный".
А для любителей написать "Отлично, отвязали рубль от вражеского доллара и привязали к дружественному юаню" у меня тоже есть ответ: российский рубль никогда не был привязан к доллару, вы повторяете какое-то дурацкое заблуждение!
Это очень просто проверить. Сравните график индекса доллара и курса доллар/рубль. Если бы рубль был привязан к доллару - он бы рос тогда, когда доллар растет, и падал тогда, когда доллар падает. А зависимости там никакой не было и нет от слова "совсем": рубль просто всегда падал в долгосрочной перспективе, не будучи никак связанным с баксом.
Единственный актив, к которому рубль был какое-то время привязан (не специально, так просто получилось) - это цена нефти. Вот за ней курс рубля одно время ходил практически "в ногу". Но уже и это осталось в прошлом, сейчас рубль отвязался от всего, что только можно, и вообще ведет себя отвязно. Что вы все и можете наблюдать по его курсу.
Как я уже писал, я не знаю ни одной мировой валюты, которая была бы привязана к валюте, не являющейся свободно конвертируемой (как китайский юань). Есть несколько валют, которые довольно тесно привязаны к американскому доллару. Ну, привязались - это их дело, не могу их ни осуждать, ни хвалить. Но доллар США - это хотя бы ведущая мировая сильная свободно конвертируемая валюта!
Вот, например, гонконгский доллар - он настолько привязан к американскому, что его даже с торгов на Мосбирже сняли вместе с американским. Почувствуйте, так сказать, силу привязки.
А слабеющий частично конвертируемый юань... Ну, совсем такое...
К слову, даже без этого формального объявления ЦБ, рубль и так уже становился все сильнее привязанным к юаню. Например, в валютных резервах ЦБ и Минфина есть только (!) юань.
Валютные резервы ЦБ - это часть обеспечения национальной валюты. Если обеспечение нацвалюты слабеет, что будет с самой нацвалютой? Естественно, то же самое: актив баланса (валютные резервы) всегда будет равен пассиву (рубль).
Также юань уже стал главной валютой международных расчетов для России. Около половины международных транзакций по последним данным ЦБ осуществляются в юанях (еще столько же в рублях, то есть, на другие валюты приходятся сущие пустяки).
Таким образом, изменение курса самого юаня будет очень прямо и сильно влиять на экспортно-импортные доходы-расходы России и на стоимость рубля как валюты.
Еще раз повторю: привязка нацвалюты к такому не очень перспективному и постепенно слабеющему активу - не есть хорошо. Фактически, этот узел, связывающий рубль с юанем, уже и так неплохо затянулся в последние 2 года, просто теперь ЦБ решил объявить об этом официально.
Само это заявление может постепенно изменить многие формальности. Например, в бюджете теперь будут привязываться не к курсу доллара, а к курсу юаня. В международных контрактах, в валютных расчетах, в цене товаров ориентиром по возможности начнут указывать юань, а не доллар. В банках и СМИ в публикациях валютных курсов юань будет занимать первое место. И т.д.
Вот примерно такие перспективы вырисовываются.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.