61,6K подписчиков

"Отставание нового типа". Учителя с горечью и опасением о слабых учениках

33K прочитали

Статья написана с учётом многочисленных комментариев (можете посмотреть сами под статьями на канале) родителей, учителей и репетиторов. Также автор канала, репетитор, очно и заочно опрашивал коллег.

***

Есть сильные школьники, а есть слабые. Никакой новой планеты я вам сейчас не открыла.

Если говорить об обычной общеобразовательной школе, а не о профильном лицее или крепкой гимназии, то количество сильных ребят всегда меньше, чем остальных.

Мы сегодня не говорим о сильных.

Слабые ученики

Первый тип

Сразу приведу пример типичного слабого ученика. У меня на занятиях таких большинство.

Чудесная девочка, бывшая девятиклассница. Идёт в десятый.

Смешливая и домовитая, симпатичная и кокетливая.

Мозгами не обделила её природа, всё в наличии. Однако пользоваться она ими не хочет. Не пригождаются. То ли это шаблонные школьные страшилки типа "тебе не пригодится", "умные направо, красивые налево", то ли другие какие причины, только не складывается у моей девочки с учёбой.

На уроках ведёт себя с переменным успехом. Если контрольной по математике в ближайшее время не предвидится (или проверочной по русскому языку), то и работать она будет на уроке в полноги.

Часто отвлекается, концентрировать внимание не может (или всё-таки не считает нужным), постоянно переводит тему с учебной на любую другую,

вздыхает, охает, пьёт, ест, залипает, зависает, засыпает, занятия переносит, сдвигает и отменяет, короче – всячески халтурит.

Недавно стало понятно, откуда такая расслабленность. Дело в том, что на ОГЭ по математике (и по русскому языку, и по другим предметам) можно списать. Год на год не приходится, конечно. Но, в основном, можно. Ребята безошибочно угадывают (или знают), когда, как, где списать точно будет можно. Отсюда и повышенное расслабление на протяжении учебного года.

Помощь придёт. Так зачем напрягаться?!

Перед экзаменами мою девочку я просто не узнала. Она включилась. Мы судорожно начинали готовиться. Всё то же самое, что и весь год, но уже с полным погружением и с осознанной самоотдачей.

В этом году такое обострение случилось со всем первым типом в момент, когда прошёл слух, что списать не получится, или что ответы в интернете купить не получится.

У всех было обострение, а у меня умиление было. И продуктивная работа.

Доподлинно неизвестно, что это: осознанное форсирование механизмов с целью самостоятельно написать, или страх, что не получится списать.

А в остальные годы обострений не было, насколько я помню. Все были уверены, что ходить к репетиторам – такая старая традиция. Пускай они научат, но мы всё равно спишем. Так надёжнее.

Итог: первый тип удачно "сдал". Да, списывали. У школьников это называется "сверились". Какая, в общем-то, разница. Одним словом, успех.

Слабые в знаниях, такие школьники находят способ показать хотя бы фиктивный результат.

Второй тип

Если предыдущий тип я бы назвала "активный слабый", то второй "пассивный слабый".

И, к огромному сожалению, тут проблема не в знаниях. Возможно, в психологии.

Если родители приводят таких учеников к репетиторам в старших классах (8-9), то даже пробовать бессмысленно. Они учиться уже не будут. Знаю, о чём пишу, товарищи.

Эти ребята настолько не вникают ни в учебный процесс, ни в подпольную стратегию, что даже не могут воспользоваться помощью, предлагаемой в ходе экзаменов.

Проще говоря, они даже списать не могут. Первый тип хотя бы научился грамотно списывать.

Предотвращая бурное обсуждение, внесу пояснение. Я, репетитор, категорически против списывания, потому что оно обесценивает мою работу. Но отрицать его существование считаю лицемерием.

Человек не списывает по двум причинам:

  • или не знает и боится быть пойманным;
  • или ему это не надо, потому что он знает.

(Личное мнение автора.)

Обсуждаемый тип настолько инертен, что ему всё равно. Пересдача – пусть. Справка вместо аттестата – пусть. Что бы ни произошло – пусть.

Знаете, такое отставание нового типа, когда любой результат приемлем.

***

Вот это и беспокоит современных учителей и репетиторов: полное равнодушие. Даже апатичность. И, что самое опасное, тотальное отрицание правил.

Всё-таки школьная жизнь предполагает определённые правила игры.

"Ты учился? Умничка! Мы рады! Ты не хотел учиться? Нам грустно, но если ты нас на финишной прямой не подведёшь, то будет славно... для всех будет славно..."

А в последнее время количество учеников второго типа начало расти.

Одна моя коллега, школьная учительница математики, выстроила схему:

Знают/не знают, но соответствуют/не знают и не соответствуют
"Поверь мне, лет через пятнадцать мы будем носить на руках не отличников, а тех, кто хотя бы списывать умеет нормально".

Наверное, это результат неверно выстроенной системы. Ученики видят, что в школе можно не напрягаться, что им ничего не будет за нулевой результат, он их не пугает, и совершенно спокойно демонстрируют ноль. Даже не пытаясь играть по правилам.

Без страха и упрёка.

А это плохо, потому что жизнь – не школа. Там придётся и напрягаться, и демонстрировать, и соответствовать.

Такая школьная асоциальность добра ребёнку не принесёт.

***

У кого второй тип – пора бить тревогу, друзья.

Статья написана с учётом многочисленных комментариев (можете посмотреть сами под статьями на канале) родителей, учителей и репетиторов. Также автор канала, репетитор, очно и заочно опрашивал коллег.

Если кому-то показалось, что репетитор призывает читателей научить детей списывать, то этот кто-то ничего не понял.

В этом случае мне очень жаль.