Найти в Дзене
Александр Дедушка

"Анимационная история": Владимир Мономах - письмо к убийце сына

Владимир Мономах – воин, простивший убийство сына Еще один князь, но какой! И хотя его сын Мстислав получил прозвище «великий», думается, оно по праву должно было бы принадлежать отцу. 1113 – 1125 гг. – время правления Владимира Мономаха. Уже в его эпоху (конец XI века и начало XII) Рюриковичей расплодилось столько, что окончательно запутались все их династические права, ну а в мутной воде, известно, рыбку ловить легче, чем большинство из князей и воспользовались. Кровавые смуты и разборки заполонили Русь. А тут еще половцы, сменившие в причерноморских и прикаспийских степях печенегов. Как тут не поживиться русской кровушкой, когда русские князья в постоянных распрях? Трижды собирал Владимир Мономах современных ему князей на съезды, пытаясь умирить взаимные распри. Причем, сам показывал пример смирения, добровольно уступив киевский престол двоюродному брату Святополку Игоревичу по праву «старейшинства». Где это видано? Особенно когда сами киевляне приглашали его на «великое княжение» и
Анимационная история
Анимационная история

Владимир Мономах – воин, простивший убийство сына

Еще один князь, но какой! И хотя его сын Мстислав получил прозвище «великий», думается, оно по праву должно было бы принадлежать отцу.

1113 – 1125 гг. – время правления Владимира Мономаха.

Уже в его эпоху (конец XI века и начало XII) Рюриковичей расплодилось столько, что окончательно запутались все их династические права, ну а в мутной воде, известно, рыбку ловить легче, чем большинство из князей и воспользовались. Кровавые смуты и разборки заполонили Русь. А тут еще половцы, сменившие в причерноморских и прикаспийских степях печенегов. Как тут не поживиться русской кровушкой, когда русские князья в постоянных распрях?

Трижды собирал Владимир Мономах современных ему князей на съезды, пытаясь умирить взаимные распри. Причем, сам показывал пример смирения, добровольно уступив киевский престол двоюродному брату Святополку Игоревичу по праву «старейшинства». Где это видано? Особенно когда сами киевляне приглашали его на «великое княжение» из родового Переяславля.

И с половцами вел успешную политику, то разбивая их в пух и прах, то замиряясь и даже женя своего сына Юрия (того самого Долгорукого, что заложит Москву) на половецкой княжне. Впрочем, после отношений с половцами осталось на совести Мономаха черное пятно, да еще какое! Клятвопреступление.

Пришли к нему в Переяславль два половецких вождя Итларь и Кытан мириться. А он сначала поклялся, что не причинит им зла, даже дал сына в заложники для подтверждения клятвы. А потом по уговору дружины сначала выкрал сына, а затем коварно убил обоих доверившихся ему вождей.

Как вам такое деяние? И ведь у его дружинников весьма убедительные были аргументы. Мол, половцы, сами сколько раз клятвы нарушали… Увы, разве мы с вами, читатель, не пользуемся подобным аргументом для самооправдания? Мол, на других взгляните – я чем хуже?

Но не раз, наверно, Владимир Мономах жалел о содеянном и, видимо, не мог не подумать о Божьем возмездии, когда погиб его сын.

Впрочем, с гибелью сына связано и самое великое его духовное деяние, которое Владимир Мономах совершил уже под конец жизни. Когда в жестокой сече под Муромом в борьбе с многолетним противником Олегом Святославичем, гибнет его сын Изяслав, он пишет Олегу письмо…

Что бы вы написали убийце своего сына? Наверно, если бы и написали, то большинство из нас посылали проклятия и клялись в непримиримой мести.

О мести упоминает и Владимир Мономах, говоря, что много сил положил, чтобы искоренить ее из своего сердца. А победить ее помогло представление о Суде Божьем, перед которым мы все когда-нибудь предстанем. И заканчивает он свое письмо предложением о мире, заверяя: «…не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле».

М-да, не послушал его ни Олег, ни его потомки, как впрочем, и потомки самого Владимира Мономаха, и кровавая вражда между «ольговичами» и «мономаховичами» надолго станет проклятием Русской земли и навлечет на нее Божий гнев.

Грустно, но факт остается фактом: к мудрецам еще со времен Кассандры, предсказавшей гибель Трои, прислушиваются только «постфактум», когда уже ничего изменить невозможно.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь