Сергей Александрович, племянник полковника Ростанева Егора Ильича, приехав в гости к дяде, столкнулся с очень редким типажом человеческой фактуры. Фёдор Михайлович Достоевский скрупулёзно выписывал своего Фому Опискина. Всё в этом образе не случайно. У Достоевского имя и фамилия всегда несут код для расшифровки сути героя его произведения. Фома Опискин сразу предстаёт фальшивым философом провинциального разлива. Разливается соловьём, фарисействуя взахлёб и радостно. Опискин глубоко убеждён, что его умственные способности много выше среднего, и на фоне интеллектуальных способностей слуг, проживающих в усадьбе полковника Ростанева, с этим не поспоришь. "Фома догадался, что прошла его роль шута и что на безлюдье Фома может быть дворянином.". На это указал Моисей Альтман, выдающийся филолог и исследователь личных и собственных имён в характеристике образов. Он изучал роль собственных имён и географических названий в произведениях Достоевского, Толстого, Пушкина и Гомера.
Пьеса "Село Степанчиково и его обитатели" постоянно идущая на подмостках театров, никогда не устареет, никогда "не выйдет из моды". Село Степанчиково описано ещё в самом начале как "...дом дяди стал похож на Ноев ковчег". Опискины обоих полов блаженствуют и сегодня. Выдавая чужие мысли за свои и оформляя их в рамочки лицемерного притворства. У Достоевского Опискин, это человек-опечатка и действительно, Фома Фомич крайне неприятная личность, самим своим присутствием в литературе оскорбляет её достоинство. Своим чванством умоляя заслуги литературы.
Нахватавшись эффектных мыслей из литературных произведений, Опискин, войдя в дом полковника приживалом, постепенно подмял под себя всех живущих в поместье и даже постоянных гостей. Развернул плечики, приосанился, и пошла спесь гулять, уча и покрикивая, собирая хвалебные панегирики на свою примитивную пошлость. И как это Фома Фомич забыл в своих рассуждениях упомянуть Пестолоцци, швейцарского педагога, мало знакомого в российской глуши. "Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать." Иоганн Генрих Песталоцци. Для Опискина главное -хватать, а там разберётся, примитивно вышибая слезу. Фома Фомич обладает сильной страстью - учительствовать. Хлебом не корми - дай поучить!
В результате Опискины деспотично властвуют над судьбами людей. Фома Фомич потерпел поражение, залёг на дно, а потом потихонечку стал всплывать отвоевывая потерянное, но только на территории собственного болота. Кто-то считает, что Опискины непотопляемы, я так не считаю. Человек прекрасен в своём неприятии фальши и лицемерия.
Василий Бочкарёв в роли Опискина в Малом театре.
Алексей Грибов сыграл Фому Фомича во МХАТе, а Василий Бочкарёв в Малом театре. Оба воплотили образ, сумев многогранно раскрыть его как социальное явление. Раскрыть "синдром Описка" Жизнь назначила актёрам, которые в полной мере прочувствовали своё время. Грибов ярко и талантливо прожил свою актёрскую жизнь, в которой был период коммунистического катка, проехавшегося по судьбам людей. У Бочкарёва в жизни был удушающий период ЗАстоя с непременными комиссиями из горкомов. Синдром Опискина порождает неуёмную гордыню за себя. Гордости нет, подтвердить её нечем. Опискины рвутся руководить даже тогда, когда их об этом не просят. Фома Фомич, прячась за чужими цитатами, рядиться в тогу философа, но на самом деле им не является.
Алексей Грибов в роли Опискина.
Ущербность человеческой природы приживала Опискина, к сожалению, имеет своё продолжение, ведь Фома Фомич, благодаря словесной эквилибристике, выкрутился и, как Молчалин, блаженствует на свете. Блестящая игра актёров показала всю м.е.р.зость такого феномена, как приживал Фома Фомич Опискин.