По количеству выпускаемых фильмов Нигерия уступает лишь Индии с её гигантским Болливудом. Каждый год в этой африканской стране снимают более 1500 картин. Об истории и особенностях местного кинопроизводства расскажу в этой статье.
Кинематограф пришёл в Нигерию на заре XX века - раньше чем во многие другие страны мира. Первый фильм был показан местным зрителям в Лагосе 12 августа 1903 года. Выставочный тур немых картин организовала испанская студия Balboa and Company. С ноября того же года предприимчивый европейский торговец Стэнли Джонс стал регулярно крутить немое кино в Мемориальном зале Гловера в Лагосе. Фильмы пользовались популярностью у зрителей и в Нигерию потянулись различные европейские киноиздатели.
С начала 1920-х годов колонисты стали снимать фильмы для внутреннего рынка Нигерии, которые демонстрировались чаще всего в передвижных кинотеатрах. Кроме того, в Лагосе работали четыре кинотеатра, в которых постоянно были аншлаги. Любовью народа к кинематографу также умело пользовались местные христианские миссионеры, периодически показывая религиозную пропаганду.
В 1926 году режиссёр Джоффри Баркас снял фильм "Лесть", который официально стал первым нигерийским фильмом в истории. В картине снимались исключительно местные актёры, а сюжет повествовал о противостоянии британского окружного офицера и шахтёра с оловянных рудников. С момента выпуска этого фильма принято отсчитывать историю Нолливуда.
Для справки.
Нолливуд - собирательное название традиционного кинематографа Нигерии и англоязычных фильмов Ганы, которые производятся и распространяются в сотрудничестве с нигерийскими киноделами.
Нигерийцам термин "Нолливуд" не нравится, так как, по их мнению, он показывает вторичность местной киноиндустрии по отношению к Голливуду. Традиционный кинематограф Нигерии на языке хауса в самой стране принято именовать Каннивудом - от названия города Кано.
Краткая история Нолливуда
Успех фильма "Лесть" дал старт бурному развитию нигерийского кинопроизводства. За последующие два десятилетия были сняты несколько качественных фильмов, которые оценили даже за пределами этой африканской страны. Первым нигерийским актёром, талант которого был признан во всём мире, стал Орландо Мартинес.
К началу 1940-х годов кинотеатры стали неотъемлемой частью общественной жизни Лагоса. В них стали чаще демонстрироваться фильмы, поднимающие внутренние проблемы жителей Нигерии.
"Африканизации" кинопроизводства во многом способствовало учреждение "Нигерийского киноагентства для децентрализации колониального производства фильмов» (Nigerian Film Unit или Coonial Film Unit). В 1950-х годах эта организация, помимо художественных фильмов, выпускала в прокат множество документальных и просветительских картин.
Важнейшей вехой в истории Нолливуда стал выпуск в 1957 году первого цветного фильма "Финчо". С этого момента началась "золотая" эпоха нигерийского кинематографа.
Расширению кинематографического бизнеса во многом способствовало обретение Нигерией независимости в 1960 году. Но, в то же время, в кинотеатрах стали чаще показывать американские, индийские и японские фильмы. Местным киноделам это не очень нравилось. "Чем мы хуже?", - подумали они, и стали снимать ещё больше.
Президент Нигерии Якубу Говон в 1972 году национализировал местный кинематограф, передав в собственность государства более 300 кинотеатров, ранее принадлежавших иностранным компаниям. Вместе с площадками для проката, у Нолливуда появились и деньги, когда в 1973-1978 годах в стране произошёл нефтяной бум и уровень жизни населения существенно вырос.
До 1980-х годов нигерийцы активно посещали кинотеатры и в прокат выходило огромное количество фильмов. Однако в стране стало активно развиваться телевидение и появлялись салоны видеопроката. Поэтому период с 1980-х по 2000-е годы стал для Нигерии эпохой домашнего кино.
Первым фильмом, снятым для телевидения стал хоррор «Злая встреча», а первой картиной, созданной исключительно для видеопроката стала «Сосо Меджи». Именно в эпоху видеопроката качество нолливудского кино сильно снизилось и его стали производить в поистине промышленных масштабах.
Кстати, само название "Нолливуд" вошло в оборот в 1992 году, после выхода фильма «Жизнь в трущобе». Эта картина, снятая за 12 000 долларов стала своеобразным символом низкобюджетного нигерийского кино.
Всё изменилось середине первого десятилетия XXI века, когда правительство Нигерии выделило несколько грантов для повышения качества фильмов и народ снова вспомнил про кинотеатры. В 2008 году один из местных предпринимателей по фамилии Чиоме учредил премию «Africa Movie Academy Awards», цель которой - продвижение нигерийских фильмов по всему миру.
Сейчас нигерийская киноиндустрия продолжает активно развиваться, почти на равных соперничая с Болливудом и по количеству снимаемых фильмов, и по их качеству. Кстати, картины Нолливуда пользуются популярностью не только на Чёрном континенте, но и среди африканских диаспор в Европе и США.
Чем интересно нигерийское кино?
Фильмы Нолливуда раньше снимались за три копейки без сложного реквизита, грима и дорогих актёров. До начала 2010-х годов средний бюджет одной картины не превышал 15-20 тысяч долларов. Сейчас же качество нигерийского кино значительно выросло и затраты на съёмки могут достигать 750-800 тысяч долларов, что уже сопоставимо с бюджетами российских фильмов средней руки. Однако по меркам Голливуда это всё равно весьма небольшие деньги.
Несмотря на большие запасы нефти, большая часть населения Нигерии живёт за чертой бедности. Поэтому основная задача местного кинематографа - давать людям надежду на лучшую жизнь. Сюжеты фильмов хоть и поднимают остросоциальные темы и повествуют о проблемах простых нигерийцев, но неизменно завершаются "хэппи-эндом". Довольно часто выходят картины с мистическими сюжетами, основанные на местных оккультных верованиях.
Если вы хотите посмотреть на жизнь африканцев не с точки зрения "белого человека", а со стороны самих африканцев, то стоит обратить внимание на продукцию Нолливуда. В большинстве своём нигерийские фильмы, несмотря на мизерные бюджеты, честно показывают культуру, традиции и повседневную жизнь местных народов.
Стоит также отметить, что с Нолливудом сотрудничают киностудии многих развитых стран. Например фильм "Половина жёлтого солнца" является совместным проектом Нигерии и Великобритании. В главной роли там снялся Чиветель Эджиофор - нигерийский актёр, известный по таким голливудским картинам как «12 лет рабства» и «Доктор Стрэндж».
К 2013 году нигерийский кинобизнес вышел на второе место по количеству предоставляемых рабочих мест, уступая только сельскохозяйственному производству. Доходы он тоже приносит немалые - в этом аспекте киноиндустрию опережает только нефтедобыча, в которой занято гораздо меньшее количество местного населения.
В настоящее время нигерийские фильмы можно легко найти в интернете. Они даже есть в переводе на популярных стриминговых сервисах, вроде Netflix. Для расширения своего кинематографического кругозора с некоторыми из них определённо стоит ознакомиться!
А что вы думаете о нигерийском кинематографе? Смотрели фильмы Нолливуда? Делитесь своим мнением в комментариях - с удовольствием пообщаюсь;)
Это тоже интересно почитать!
Такой цензуры не было даже в советском кино! Что такое Кодекс Хейса и как он повлиял на Голливуд?
Монтажный обман... Что такое "эффект Кулешова" в кинематографе?
И это не Максимка! Удивительная судьба первого чернокожего актёра в советском кинематографе
Что такое "голландский угол" и для чего этот приём используется в кинематографе?