До середины 30-х годов прошлого века в Голливуде снимали достаточно смелые картины, в которых были насилие, "кекс", аморальное поведение персонажей и даже однополые отношения. Однако в 1934 году Уильям Хейс и Джозеф Брин более чем на четверть века изменили американское кино, заключив его в рамки свода моральных правил под неофициальным названием "Кодекс Хейса".
Срамота! Предпосылки появления Кодекса Хейса
В острый период Великой Депрессии (1929-1933 годы) простых американцев нужно было как-то отвлекать от суровой действительности. Именно тогда голливудские фильмы стали более смелыми и провокационными, чтобы привлекать максимальное число зрителей.
Яркие примеры картин того времени - "Мордашка" и "Королева Кристина". Главная героиня первого фильма - девушка, которая использует свою привлекательность, чтобы манипулировать мужчинами, а вторая картина повествует о молодой королеве с бисексуальными наклонностями.
За пределами экрана, голливудские актёры тоже "давали жару" - умирали от передозировок запрещенными веществами, распускали руки и вообще вели себя аморально. Например, Роско "Толстяк" Арбакл был обвинен в изнасиловании актрисы Вирджинии Рапп, а режиссера Уильяма Десмонда Тейлора обнаружили убитым.
Такое положение вещей не могло не возмутить представителей католической церкви и прочих моралистов. Сильнее всего "бомбануло" у Дэниела Лорда - священника, писателя и автора целомудренных мюзиклов.
Он и к немому-то кино относился настороженно, а уж звуковые фильмы, по его мнению, обладали полным набором инструментов для морального разложения общества.
Найдя поддержку в лице такого же моралиста, а по совместительству - журналиста Мартина Квигли, священник приступил к созданию свода моральных правил для киноиндустрии. За основу он взял христианские Десять заповедей.
В те годы Ассоциацию кинокомпаний Америки возглавлял Уильям Хейс, который поддержал идею цензуры, основанной на своде морализаторских правил. Однако руководители киностудий и многие журналисты профильных изданий попросту высмеяли эти правила, считая, что подобная цензура не приживется в Голливуде.
Как же они ошибались...
Покажи мне поцелуй и я запрещу прокат твоего фильма
На подмогу Хейсу пришел журналист Джозеф Брин, который имел определенное влияние в католической среде. Повышенная степень религиозности, однако, не мешала ему быть воинствующим антисемитом и возмущаться засильем евреев на продюсерских креслах.
В 1934 году Брин возглавил Администрацию кодекса производства фильмов (PGA). С этого момента и начался "крестовый поход" воинствующих католиков на Голливуд.
Свод моральных правил окрестили Кодексом Хейса и теперь, чтобы получить лицензию на прокат, фильм должен был соответствовать определенным стандартам. На экране категорически нельзя было:
- высмеивать религиозную веру и убеждения;
- показывать "непристойное обнажение" - то есть никаких декольте, коротких юбок и голых мужских торсов;
- демонстрировать силуэты обнаженных тел, а также страстные объятия, поцелуи, непристойные жесты и позы;
- никаких однополых и межрасовых отношений (современные "толерасты" негодуют, поперхнувшись смузи);
- нельзя было оправдывать преступления, а виновные всегда должны быть наказаны.
Кроме того, нельзя было показывать супружеские измены, а моральный облик положительных героев не должен быть ничем запятнан. Никаких неоднозначных личностей - только черное и белое, добро и зло.
В офисе Уильяма Хейса также составлялись списки голливудских звезд, чей моральный облик не соответствовал правилам Кодекса. Участие этих актёров в фильме, по сути, ставило крест на его прокате.
Перегибов было множество. Например, Клод Фролло из картины "Горбун собора Парижской богоматери" (1939) превратился из священника в судью. Ибо служитель церкви не мог быть похотливым бабником!
Антиутопия "У нас это невозможно" так и не была закончена из-за того, что фильм повествовал о захвате власти в США неким диктатором, уж очень похожим на Гитлера. Формально эта картина не нарушала правила Кодекса, но Уильям Хейс остановил её производство, чтобы не "расстраивать партнеров из Германии".
С каждым годом цензурная петля Кодекса всё больше душила голливудских продюсеров и режиссёров. Недовольных становилось всё больше и больше...
Такая цензура нам не нужна! Отмена Кодекса Хейса
За первые десять лет своего существования Кодекс Хейса попортил много крови голливудским кинодеятелям. Первый заметный "бунт" произошел в 1943 году, когда режиссёр Ховард Хьюз отказался переснимать 37 кадров своего вестерна "Вне закона". Цензорам видите ли не понравилось слишком откровенное декольте главной героини.
Несмотря на апелляцию, поданную в совет директоров Ассоциации кинокомпаний, Хьюза всё же заставили удалить несколько кадров, но фильм всё равно отправили пылиться на полку - видимо в наказание за выступление против системы.
Однако Ховард Хьюз оказался смелым парнем и через три года выпустил "Вне закона" в прокат. Несмотря на то, что фильм демонстрировался всего на нескольких площадках, он имел грандиозный успех - на зло Хейсу, его Кодексу и всем воинствующим католикам.
Следующим режиссёром, "забившим болт" на правила Кодекса, стал Отто Преминджер с фильмом "Синяя луна" (1953). Из-за отсутствия прокатного сертификата, картину начали показывать всего в двух кинотеатрах с пометкой "для взрослых". Зрительский успех и в этом случае был оглушительным. Три национальные сети кинотеатров почуяли запах денег и, наплевав на Кодекс, поставили "Синюю Луну" в прокат.
Тот же Преминджер через два года снова забил на Кодекс Хейса, сняв "Человека с золотой рукой" с Фрэнком Синатрой в главной роли. Певец там играл наркомана и так хорошо вжился в роль, что был даже номинирован на "Оскар".
То есть актёр фильма, не соответствовавшего Кодексу, был номинирован на самую престижную награду киноиндустрии!
Уильям Хейс и Джозеф Брин, наверное, все ногти сгрызли в приступе гнева, ведь их цензура постепенно изживала себя. Поражение они признали в 1961 году, когда всё же выдали "Синей Луне" и "Человеку с золотой рукой" прокатные сертификаты.
Окончательный удар по Кодексу нанесли фильмы "Фотоувеличение" и "Кто боится Вирджинии Вульф", где была и обнаженка, и поцелуи и нецензурная лексика. Причем, кинокритики всё это оценили и выдали "Вирджинии" пять "Оскаров" (фильм действительно прекрасный).
В 1968 году Кодекс Хейса был официально отменён. Ему на смену пришла новая система возрастных рейтингов, которая действует и по сей день.
А как вы думаете - нужна ли жесткая цензура в кино? Делитесь своим мнением в комментариях и не забывайте поставить "лайк", если понравилась статья!
Это тоже интересно почитать!
Что такое "голландский угол" и для чего этот приём используется в кинематографе?
5 интересных фактов о съемках фильмов, о которых не принято рассказывать обычным зрителям!
Кино на сотню вечеров... Три самых длинных фильма в истории кинематографа!
Смотри по подписке... Выбираем лучший российский онлайн-кинотеатр!