Тема рассказа Дарины Стрельченко «Вторая дверь» – свобода выбора. Решение, принимаемое героями, «в какую выйти дверь» одновременно предмет не только морали, но и отношения к своей мечте, делу своей жизни, предать которое всё равно, что предать себя. Но если бы так легко всегда было свериться со своим нравственным императивом, и невзирая на внешние обстоятельства, выбирать всегда в пользу чего-то «высокого», то не было бы таких рассказов. Тема выбора между нравственным и безнравственным, жизнью и смертью, творчеством или ремеслом – широко исследована в литературе: от Пушкина («Капитанская дочка» и Пётр Гринёв, сохранивший честь) до Булгакова («Мастер и Маргарита» и Понтий Пилат, умывший руки).
Дарина Стрельченко для размышления над проблемой выбора выбирает отношение человека к своей профессии, мечте созидать.
Главный герой – авиаконструктор Валентин Тихонович Кедров – рассказывает о событиях своей жизни, когда он стоял на распутье, и ему приходилось заниматься не тем, чем он на самом деле хотел.
События – ключевые развилки – обозначены датами, когда они происходили, и достаточно немного знать историю, чтобы понять, на какие препятствия натыкался Кедров: 1946, 1950, 1970-ые, 1982 и 1992 годы.
В 1946 году, чтобы избежать тюрьмы и лагерей для бывший немецких военнопленных, Кедров в первый раз идёт не к мечте, а не от неё, соглашаясь работать в «шарашке» – конструкторском бюро, и проектировать военные самолёты. Мечта его осталась за другой дверью: «Я хотел строить самолёты. Не военные. Такие, чтобы свечой взмывали в небо. Такие, чтоб несли спасение, а не смерть».
И так – в 1950-м, 1970-м…
Но Кедров не оставляет свои грёзы: вместо самолётов-истребителей он истово хочет создавать самолёты-спасатели, которые могут тушить пожар, эвакуировать людей, служить госпиталем, убежищем, кораблём.
Но нет. Мечте не сбыться. Видимо, слишком часто главный герой шёл не туда, «не в ту дверь». Но чем хороша приверженность делу и мечте? Тем, что дело продолжает жить и после смерти, если оно стоящее.
Так и у Кедрова появляется апологет – десятиклассник Дима Лиственницкий. Дима очарован и Кедровым, и его «Грифами» – самолётами-спасателями.
Вместе Валентин Тихонович и Дима пройдут путь к созданию космических шаттлов. Кедров увидит, как мальчишка стал учёным, конструктором, руководителем группы.
И после смерти Кедрова уже Дима встанет перед выбором: уютный кабинет, налаженное производство, привычный коллектив или неизвестность, риск всё потерять.
Финал рассказа открытый. Читатель может сам домыслить, какой выбор сделал молодой инженер Дмитрий Лиственницкий.
О сложности совершения поступка нравственного, продиктованного только чувством долга, лишённого даже мелочи корысти, выгоды для себя, уступки внутреннему императиву, размышляли и писатели, и философы. Иммануил Кант считал, что нравственных поступков очень мало, слишком сложно отбросить все обстоятельства и слушать только истинный голос долга.
На мой взгляд, сделать выбор в пользу мечты, созидания, лишиться комфортной жизни, звания, должности, зарплаты и чего-то ещё – пример нравственного поступка, который и проиллюстрировала Дарина Стрельченко на примере авиаконструкторов.
Читать рассказ
⠀
Автор статьи: Ольга Зюкина – литературный критик, публицист, лауреат премий имени Леонова (2020), «Золото русской литературы» (2023), финалист премий им. Ю. Куранова (2023), «Мыслящий тростник» (2023).