Найти тему
Память места_Москва

Реконструкция магистрали Мясницкая-Черкизово 1934 года с уникальными фотографиями. Часть 3. Матроcский мост - Черкизово

15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) принял постановление «О Московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР». Этот день можно считать началом активного этапа градостроительных изменений в Москве – пленум обязал "московские организации приступить к разработке серьезного, научно обоснованного плана дальнейшего расширения и застройки г. Москвы."

Сам Генеральный план реконструкции Москвы вступил в силу лишь четыре года спустя: 10 июля 1935 года ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР приняли развернутое постановление «О Генеральном плане реконструкции города Москвы».

Москва реконструируется : Альбом диаграмм, топосхем и фотографий по реконструкции гор. Москвы. — Москва, 1938
Москва реконструируется : Альбом диаграмм, топосхем и фотографий по реконструкции гор. Москвы. — Москва, 1938

В числе многочисленных изменений планировалось устроить несколько сквозных магистралей, одной из которых стала трасса Мясницкая-Черкизово.

Подготовка проекта магистрали была поручена 7-й планировочной мастерской, возглавляемой архитектором Владимиром Матвеевичем Маятом (1876-1954).

Выполненный в 1934 году, он состоял из трех частей - от площади Дзержинского до Комсомольской площади (проработана архитектором К.А. Ивановым), от Комсомольской площади до Матросского моста (проработана архитектором Юлием Езикиелевичем Шассом (1901-1965), от Матросского моста до Международного (Измайловского) стадиона (проработана архитектором Федором Антоновичем Терехиным (ок. 1905-).

В первой части мы рассмотрели участок магистрали от площади Дзержинского (Лубянской) до Комсомольской площади.

Во второй части увидели участок магистрали от Комсомольской площади до Матросского моста.

Сегодня расскажу о третьей части проекта магистрали - от Матросского моста до Международного (Измайловского) стадиона

Матросский мост - Международный (Измайловский) стадион

От Матросского моста с площадью того же названия (Матросская площадь располагалась в конце улицы Матросская Тишина у здания бывшей богадельни, упразднена в 1950-х гг) Преображенская улица имела ширину 36 метров и с одной стороны была обсажена вязами. От моста до Бужениновой улицы имелся подъем в 18 метров на протяжении 520 метров, что составляло 3,5%. По левой стороне имелся косогор, отчасти засаженный деревьями.

Проектное решение на участке магистрали от Матросского моста до Международного стадиона с обозначением опорной застройки
Проектное решение на участке магистрали от Матросского моста до Международного стадиона с обозначением опорной застройки

От начала Преображенской улицы предлагаю оглянуться назад, чтобы запечатлеть вид старого Матросского моста, существовавшего с 1910 до 1956 годов, и примыкающую к нему застройку улицы Стромынка с существовавшей еще к тому моменту Матросской площадью.

Вид от Преображенской улицы в сторону улицы Стромынка с бывшей Екатерининской богадельней, только надстроенной двумя этажами.
Вид от Преображенской улицы в сторону улицы Стромынка с бывшей Екатерининской богадельней, только надстроенной двумя этажами.

Еще один снимок от Матросского моста показывает застройку вдоль Колодезного переулка. Сразу за мостом видны промышленные корпуса с трубами бывшей красильной фабрики прусского подданного Василия Васильевича Бундшух. Далее мы видим высокое здание, сохранившееся до наших дней, построенное в 1927 году мастерской под руководством архитектора Михаила Ивановича Мотылева (1891-1969). На боковом фасаде дома можно наблюдать вывеску "Столовая", в связи с тем, что на первом и втором этажах находилась столовая Московского союза потребительских обществ.

Вид от Матросского моста в сторону Колодезного переулка
Вид от Матросского моста в сторону Колодезного переулка

Также хотел показать литографию начала XX века с изображением построек красильной фабрики Бундшух, которую можно рассматривать очень долго в деталях, с интересной перспективой в сторону Богородского и Черкизова. После революции - Тишинско-Сокольническая фабрика №5 треста "Мосчулок", после войны Московское чулочно-носочное производственное объединение Московского главного управления трикотажной промышленности Министерства лёгкой промышленности РСФСР.

Красильная фабрика В.В. Бундшух в Переведеновском (Колодезном) переулке. Источник: https://pastvu.com/p/304517
Красильная фабрика В.В. Бундшух в Переведеновском (Колодезном) переулке. Источник: https://pastvu.com/p/304517

Сейчас на территории расположено здание АО "Рособоронэкспорт" и несколько построек с торгово-офисной функцией. Большинство исторических зданий утрачено.

Матросский мост, в связи с тем, что в своем существующем виде он не мог освоить транспорт в его будущем развитии, планировалось построить заново с новыми высотными отметками с устройством набережных и смещением в связи со спрямлением русла реки Яузы.

После реконструкции Преображенская улица должна была расшириться с 36 до 60 метров, а к Преображенской площади до 120 метров. Этот короткий отрезок вместе с площадью рассматривался как переходный к Большой Черкизовской улице с проектируемым профилем в 80 метров, с расширением перед Международным стадионом в Измайлове до 110 метров.

Преображенская улица с существующим профилем у пересечения с Потешной улицей и с проектируемым профилем у Преображенской площади.
Преображенская улица с существующим профилем у пересечения с Потешной улицей и с проектируемым профилем у Преображенской площади.

Расширение планировалось выполнить за счет срезки левой (нечетной) стороны улицы за счет участка бывшего здесь с 1844 года Ольгинского детского приюта (обязательно посвящу одну из ближайших публикаций этому заведению, благо материала в архиве собрано много, а в сети про него почти ничего нет).

Далее вашему вниманию предлагаю уникальную фотографию Преображенской улицы от Матросского моста с видом по левой стороне Ольгинского детского приюта, на месте которого к концу 1930-х гг появится существующий и поныне семиэтажный тринадцатиподъездный кирпичный жилой дом, известный как дом сотрудников НКВД. Хорошо виден резкий подъем, который значительно нивелировался в 1956 году, при строительстве нового Матросского моста.

Преображенская улица. Вид от Матросского моста в сторону Преображенской площади.
Преображенская улица. Вид от Матросского моста в сторону Преображенской площади.

Начиная от владения № 2 габаритом в 60 метров Преображенская улица к пересечению с Суворовской расширялась до 120 метров. Эти два направления образовывали клин (см. схему выше), в середине которого устраивался бульвар с сохранением пятиэтажного дома № 7 (дом с кинотеатром "Орион", ныне офис Сбербанка). Левая сторона улицы по проекту застраивалась восьмиэтажными жилыми домами с магазинами в первых этажах, а к площади 10-ти этажными зданиями общественного назначения.

Площадь Преображенской заставы представляла собой (и продолжает представлять) важный трамвайный узел - пересечение с Камер-Коллежским валом. Площадь трактовалась как перекресток магистрали с 4-м кольцом. Ее конфигурация в дальнейшем подлежала детальной проработке. Помимо транспортного узла, она имела значение как площадь Черкизовского района.

Большую Черкизовскую улицу от Преображенской площади предлагалось расширить до 80 метров с застройкой по обоим сторонам крупными жилыми домами, в среднем в 8 этажей, с торговыми помещениями в первых этажах, со сносом всей существующей к тому моменту застройки.

Проектное предложение по застройке Большой Черкизовской улице. Вид от Преображенской площади в сторону Черкизова
Проектное предложение по застройке Большой Черкизовской улице. Вид от Преображенской площади в сторону Черкизова

Улица трактуется как парадная магистраль, подводящая к Международному стадиону в Измайлове.

Профиль был проработан на три проезжие направления двухстороннего движения автотранспорта транзитного и местного и на два направления велодорожек, учитывая мощные потоки пешеходов в дни состязаний. Такое решение улицы, по мнению авторов, по своей архитектурной выразительности и красоте должно было создать улицу-сад.

Существующий и проектируемый профили Большой Черкизовской улицы
Существующий и проектируемый профили Большой Черкизовской улицы

Вся существующая застройка вдоль Большой Черкизовской улицы предлагалась к сломке.

Вид застройки нечетной стороны Большой Черкизовской улицы от пересечения с Лаченковым переулком (современной Малой Черкизовской улицей).
Вид застройки нечетной стороны Большой Черкизовской улицы от пересечения с Лаченковым переулком (современной Малой Черкизовской улицей).

Постройка моста через реку Хапиловку требовала значительных затрат, вследствие того, что в месте его постройки речка расширялась в пруд и было необходимо проведение ряда дополнительных земляных и гидротехнических работ.

В конце публикации привожу проект планировки Черкизовского жилого массива, проработанного архитекторами Лавровым и Варенцовым.

Черкизово. Проект реконструкции
Черкизово. Проект реконструкции

На этом мы заканчиваем рассматривать фотографии и схемы из проекта магистрали Ново Мясницкая - Черкизово.

В завершении хотелось бы привести очень трогательную запись, оставленную одним из авторов альбома.

Это послание всем нам и руководство к действию))

-12

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, оставьте комментарий, подпишитесь и поставьте лайк!

Подписывайтесь также на мой ТГ-канал "Память места_Москва"