Найти тему
Память места_Москва

Реконструкция магистрали Мясницкая-Черкизово 1934 года с уникальными фотографиями. Часть 2. Комсомольская площадь - Матроcский мост

15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) принял постановление «О Московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР». Этот день можно считать началом активного этапа градостроительных изменений в Москве – пленум обязал "московские организации приступить к разработке серьезного, научно обоснованного плана дальнейшего расширения и застройки г. Москвы."

Сам Генеральный план реконструкции Москвы вступил в силу лишь четыре года спустя: 10 июля 1935 года ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР приняли развернутое постановление «О Генеральном плане реконструкции города Москвы».

Москва реконструируется : Альбом диаграмм, топосхем и фотографий по реконструкции гор. Москвы. — Москва, 1938
Москва реконструируется : Альбом диаграмм, топосхем и фотографий по реконструкции гор. Москвы. — Москва, 1938

В числе многочисленных изменений планировалось устроить несколько сквозных магистралей, одной из которых стала трасса Мясницкая-Черкизово.

Подготовка проекта магистрали была поручена 7-й планировочной мастерской, возглавляемой архитектором Владимиром Матвеевичем Маятом (1876-1954).

Выполненный в 1934 году, он состоял из трех частей - от площади Дзержинского до Комсомольской площади (проработана архитектором К.А. Ивановым), от Комсомольской площади до Матросского моста (проработана архитектором Юлием Езикиелевичем Шассом (1901-1965), от Матросского моста до Международного (Измайловского) стадиона (проработана архитектором Федором Антоновичем Терехиным (ок. 1905-).

В первой части мы рассмотрели участок магистрали от площади Дзержинского (Лубянской) до Комсомольской площади.

Сегодня расскажу о второй части проекта новой магистрали - от Комсомольской площади до Матросского моста.

Комсомольская площадь - Матросский мост

От Комсомольской площади до Русаковской улицы магистраль планировалось регулировать за счет сноса/среза существующей застройки с обеих сторон.

По левой стороне до Верхней Красносельской улицы устраивался бульвар шириной 20 метров. От Верхней Красносельской улицы до опорного четырехэтажного дома № 31 (по ссылке в левой части кадра, дом не сохранился) магистраль застраивается жилыми зданиями высотой в среднем в 7 этажей.

По правой стороне от владения № 6 до опорной постройки во владении № 14 планировалась застройка жилыми домами. Далее в качестве опорных сохранялись Краснопрудная электроподстанция городских железных дорог и пятиэтажное здание правления Казанской ж/д во владении № 20.

В 1933 году по адресу Краснопрудная улица, 22-24 началось строительство восьмиэтажного жилого дома РЖСКТ "Ударник" по проекту Зиновия Моисеевича Розенфельда (1904-1978).

Строительство восьмиэтажного жилого дома РЖСКТ "Ударник"
Строительство восьмиэтажного жилого дома РЖСКТ "Ударник"

Строительство растянулось до 1937 года и дом был введен в эксплуатацию уже после запуска первой линии московского метрополитена. Если обойти здание со стороны двора, то можно обнаружить вплотную примыкающий к нему ампирный в своей основе дом (по ссылке дом еще целый), который частично разобрали, чтобы уместить вдоль Краснопрудной улицы новостройку.

Восьмиэтажный жилой дом РЖСКТ "Ударник" на более поздней стадии строительства
Восьмиэтажный жилой дом РЖСКТ "Ударник" на более поздней стадии строительства

Гладкие плоскости фасада дома чуть декорированы, по тогдашней моде, "вафельными" кессонами. Дом имеет небольшой разрыв с соседним зданием управления Казанской ж/д. Роль цоколя играют выступающие за фасадную плоскость помещения магазинов. Позже Розенфельд нарушит гладь фасада прибавлением в средней части здания портика с арками.

Сразу после перекрестка, на пересечении Краснопрудной и Нижней Красносельской улицы, был запроектирован девятиэтажный шестиподъездный кирпичный жилой дом Наркомата путей сообщения СССР, который построят в 1935-1937 гг. (авторами проекта выступили архитекторы И. Е. Рожин, Ю. П. Мухаринский). Фасад, выходящий на магистраль, был решен симметрично, с украшением нижних этажей рустованными колоннами, а сверху богатым карнизом. В заглубленной центральной части разместилась арка высотой в пять этажей (совр. адрес дома - Краснопрудная ул., 26/1). Именно в дом НКПС планировалось изначально встроить вестибюль метро.

Ближе к современной Гавриковой улице еще в 1929 году был выстроен семиэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом (Краснопрудная ул., 36, стр.1).

Изображенная на снимке ниже застройка между ним и жилым домом РЖСКТ "Ударник" не сохранилась, так же как и четырехэтажный дом напротив, который изначально по проекту сохранялся как опорный.

Вид от дома № 36 по Краснопрудной улице в сторону Комсомольской площади
Вид от дома № 36 по Краснопрудной улице в сторону Комсомольской площади

Нечетная сторона от Комсомольской площади до Верхней Красносельской улицы еще долгое время сохраняла историческую застройку. Здесь, на перекрестке у станции метро "Красносельская", сохранился единственный из всей дореволюционной застройки двухэтажный жилой дом (позже надстроенный третьим этажом) купцов Самойловых, о котором я писал в одной из своих предыдущих публикаций.

Перспектива проекта Краснопрудной-Русаковской улиц
Перспектива проекта Краснопрудной-Русаковской улиц

Начало Русаковской улицы к моменту старта проектирования магистрали уже было застроено жилыми домами еще в 1920-е годы.

По левой стороне трехэтажный жилой дом во владении № 3, выстроенный в 1925 году по проекту архитектора Бориса Яковлевича Улинича (1885-1978), который планировали сделать опорным с надстройкой до шести этажей, не сохранился (снесен к 2006 году). Комплекс жилых домов, построенных в 1925-1930 годы для сотрудников ОГПУ по проекту архитектора Бориса Михайловича Иофана (1891-1976), сохранившийся до наших дней, планировалось надстроить до семи этажей, однако эти планы, к счастью, так и не были реализованы (современный адрес - Русаковская ул., 7). Далее, до Маленковской улицы, которую собирались закрыть, магистраль планировали местами расширить за счет сноса части застройки.

По правой стороне опорные здания, также выстроенные в 1920-е годы по проекту архитектора Б.М. Улинича, надстроенные до пяти этажей еще до проектирования магистрали в 1930-е годы, снесены в 2021 году.

Застройка в начале четной стороны Русаковской улицы
Застройка в начале четной стороны Русаковской улицы

За исключением участка со школой с обсерваторией, выстроенной в 1929 году по проекту архитектора Даниила Федоровича Фридмана (1887-1950) (современный адрес - Русаковская ул., 10, стр.6) магистраль по четной стороне до Митьковского путепровода планировалось застроить жилыми домами.

Путепровод Митьковской ветки, являющийся естественным препятствием при расширении магистрали, планировали реконструировать. Перспектива планировки учитывала ликвидацию Митьковской ветки на следующих этапах проектирования с ликвидацией самого путепровода. Однако, недавно реконструированный, путепровод существует и по сей день.

Митьковский путепровод, имеющий проезжую часть в 24 метра вместо проектируемой ширины магистрали в 52 метра
Митьковский путепровод, имеющий проезжую часть в 24 метра вместо проектируемой ширины магистрали в 52 метра

От Митьковской ветки до проектируемой Административной (Сокольнической) площади магистраль регулируется за счет сноса части застройки. Организация площади целиком идет за счет сноса строений не выше 3 этажей.

Далее приведу два варианта проектных решений Административной (Сокольнической) площади.

1 вариант. Проект Административной (Сокольнической) площади со стороны входа в Сокольнический парк. Центральная аллея входа в перспективе
1 вариант. Проект Административной (Сокольнической) площади со стороны входа в Сокольнический парк. Центральная аллея входа в перспективе
2 вариант. С вертикальным акцентом в центральной части площади
2 вариант. С вертикальным акцентом в центральной части площади

Из общественного фонда вдоль Русаковской улицы предлагались к сохранению Салициловый завод (часть), завод Минеральных вод(часть), Целлулоидная фабрика, кинотеатр "Шторм", 12-я пожарная станция, кинотеатр "Молот", диспансер, детсад СОНО.

Русаковская улица в сторону Митьковского путепровода. Вся улица занята строительством метро открытым способом. Застройка преимущественно деревянная
Русаковская улица в сторону Митьковского путепровода. Вся улица занята строительством метро открытым способом. Застройка преимущественно деревянная

Въезд в Сокольнический парк, идущий от Русаковской улицы до Сокольнической заставы, протяженностью 310 метров предполагал по проекту снос 60 построек вдоль самой улицы и в глубине участков.

Аллея входа в Сокольнический парк
Аллея входа в Сокольнический парк

Заканчивается Русаковская улица еще одним опорным зданием - пожарным депо, выстроенным еще в 1884 году по проекту архитектора Максима Карловича Геппенера (1848-1924).

Улица Стромынка до здания диспансера по нечетной стороне улицы (совр. адрес - ул. Стромынка, 7, стр.2), построенного в 1911-1913 годах по проекту архитектора Александра Ивановича Роопа (1864-1913) в качестве амбулатории больницы им. братьев Бахрушиных и реконструированного в 1933 году, и клуба Русакова, расположенного на четной стороне улицы, не имеет застройки. Здесь разбиты значительные по площади скверы. Между сквером и клубом Русакова находится стадион "Красные Сокольники" (современный стадион Олимпийского центра им. братьев Знаменских, ул. Стромынка, 4).

Клуб им. Русакова - опорное здание на Стромынке
Клуб им. Русакова - опорное здание на Стромынке

Здание Клуба имени Русакова было построено в 1929 году для работников Союза коммунальников по проекту архитектора Константина Степановича Мельникова (1890-1974).

Проектируемый и существующий профиль Стромынки
Проектируемый и существующий профиль Стромынки

Далее вся Стромынка была застроена чрезвычайно неравномерно, большей частью 1-2 этажными деревянными домами с большим количеством озеленения.

Существующее к 1934 году озеленение на Стромынке
Существующее к 1934 году озеленение на Стромынке

По правой стороне улицы опорными были определены Туберкулезный институт имени Рыкова (бывший главный корпус с домовым храмом св. Николая Чудотворца дома призрения братьев Боевых, построенный в 1892 году и законченный отделкой к 1894 году по проекту архитектора Александра Лаврентьевича Обера (1835-1898) - совр. адрес - ул. Стромынка, 10), производственный четырехэтажный корпус завода "Геофизика", построенный в 1930 году по проекту инженера-архитектора Алексея Васильевича Юганова (1891-1983) (совр. адрес - ул. Стромынка, 18, корп. 3, 4) и двухэтажный корпус инвалидного дом им. Радищева, построенного еще в начале XVIII века как корпус парусной (полотняной) фабрики, основанной при Петре I, а в конце XVIII века приспособленный под Екатерининскую богадельню (совр. адрес - ул. Стромынка, 20). В первой половине 1930-х годов здание надстроили до четырех этажей, а в середине 1950-х годов была снесена часть каре для спрямления улицы перед вновь сооружаемым Матросским мостом.

По левой стороне опорными были определены корпуса Остроумовской больницы (бывшей больницы для хронических больных им. братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных», выстроенной в 1885–1887 годах по проекту архитектора Бориса Викторовича Фрейденберга (ок. 1851-после 1917 г), совместно с архитектором Дмитрием Николаевичем Чичаговым (1835-1894) (совр. адрес - ул. Стромынка, 7) и построенные в конце 1920-х годов два четырехэтажных жилых дома (совр. адрес - ул. Стромынка, 21, корп.1 и 23/16), позже надстроенных двумя этажами.

Проектное решение по части улицы Стромынки от Малой Остроумовской улицы до Матросского моста с обозначением опорной застройки
Проектное решение по части улицы Стромынки от Малой Остроумовской улицы до Матросского моста с обозначением опорной застройки

Последний снимок этой подборки фиксирует еще целое каре бывшей Екатерининской богадельни, но уже надстроенное двумя этажами, в левой части кадра и еще не надстроенные конструктивистские дома в правой части снимка. Фотограф смотрит от Матросского моста в сторону Сокольников.

Улица Стромынка у моста через Яузу. Опорные здания, подлежащие надстройке и реконструкции фасадов в связи с решением площади у Яузского моста
Улица Стромынка у моста через Яузу. Опорные здания, подлежащие надстройке и реконструкции фасадов в связи с решением площади у Яузского моста

Обратите внимание на озеленение улицы и сравните с текущим положением.

В заключительной публикации рассмотрим участок от Матросского моста до Международного стадиона в Измайлове.

Продолжение следует, не переключайтесь))

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, оставьте комментарий, подпишитесь и поставьте лайк!

Подписывайтесь также на мой ТГ-канал "Память места_Москва"