В конце 90-х-начале 2000-х годов корпорация ADCOM MANUFACTURED COMPANY LTD ( ОАЭ, Абу-Даби) разработало тактико-технические требования на колесный бронетранспортер, предназначенный для комплектования подразделений морской пехоты Эмиратов. Исполнение заказа было возложено на украинские предприятия, включая ХКБМ им. А. А. Морозова ( конструкторская документация, шасси) , Государственный Научно-технический Центр Артиллерии и стрелкового вооружения ( комплекс вооружения) ; Мариупольский "Азовобщемаш" ( бронекорпус); Киевский БТРЗ и Николаевский БТРЗ- (общая сборка). В конце 2000 года был изготовлен первый образец, получивший обозначение БТР-3У "GUARDIAN" ( "Изделие БТР-ДА"). Машина была создана на базе БТР-80 с применением нового комплекса вооружения и использованием комплектующих украинского и зарубежного производства.
Боевая масса составляла 16,4 тонны; экипаж -3 человека; десант- 6 человек. БТР оснащался одноместным боевым модулем КБА-105 "Шквал", в состав которого входила башня с вынесенной установкой 30мм автоматической пушки ЗТМ-1 ( 2А72; боекомплект -360 патронов), спаренного пулемета КТ-7,62 (ПКТ; 2000 патронов), автоматического гранатомета КБА-117 ( АГ-17; 116 выстрелов ), стабилизированные в двух плоскостях, а также сдвоенная пусковая установка ПТУР "Конкурс". Стабилизатор вооружения СВУ-500
"Карусель" имел электромеханические приводы наведения; диапазон углов ВН составлял от -4 до +60 градусов. Для стрельбы в дневное и ночное время использовался оптико-телевизионный прицельный комплекс ОТП-20 с лазерным дальномером КДЛ-2, ИК-прожектором ОУ-5 и каналом управления ПТУР, а также зенитный прицел ПЗУ-8. Установка боевого модуля , а также конструктивные доработки МТО потребовали изменения конструкции бронекорпуса , в частности , увеличена его высота в зонах боевого отделения и МТО; вварены дополнительные вставки под башней. Уровень броневой защиты соответствует БТР-80. На внутренних стенках корпуса и башни закреплен противоосколочный материал на основе кевлара. Для постановки дымовых завес используются шесть дымовых гранатометов системы "Туча", смонтированных в кормовой части башни. В МТО установлен дизельный двигатель DEUTZ BF6M с обслуживающими системами мощностью 326 л.с. и автоматическая трансмиссия ALLISON MD366. Максимальная скорость по шоссе составляет 100 км/ч ; на плаву- до 9...10 км/ч. Топливные баки емкостью 300 литров обеспечивал запас хода по шоссе до 600 км. В ходовой части использовались пулестойкие шины MICHELIN. Предусматривалась установка средств связи и системы кондиционирования обитаемых отделений зарубежного производства.
После завершения испытаний и демонстрации на выставке IDEX-2001, началась подготовка соглашения на поставку в ОАЭ партии БТР-3У в количестве 90 единиц. Однако, по ряду причин, контракт не был доведен до конца; по разным данным, Эмираты получили от ОДНОЙ до 20...25 машин. Тем не менее, ХКБМ продолжило работы по совершенствованию бронетранспортера. Были разработаны модификации БТР-3Е, БТР-3Е1, БТР-3УН, БТР-3Е1-14,5 , а также различные варианты командно-штабных и вспомогательных машин. Применялись различные комплексы вооружения и управления огнем, менялась форма бронекорпуса, средства связи и навигации. В качестве силовых установок предлагались дизели фирм DEUTZ и MTU ; как альтернатива- 300 сильный УТД-20С1 с механической трансмиссией ( применявшихся на гусеничной БМП-2 ). Машины поставлялись в Таиланд, Мьянму, Судан, Нигерию , Чад. Поступили они и в ВСУ. БТР-3ДА ( "Изделие В1352") был принят на вооружение в 2015 году. Представленный на Выставке в Москве образец, был захвачен весной 2022 года в Запорожской Области. Боевая масса машины составляет 16,5 тонн; с установленным комплектом противокумулятивных решеток-17,8 тонн. Бронекорпус имеет увеличенную высоту , причем крыша корпуса над рабочими местами командира и мехвода выполнена наклонной ( на БТР-3У она , как и на БТР-80 установлена горизонтально, образуя характерную "ступеньку" перед боевым отделением. Тем не менее, своеобразный барбет под башней сохранился, что может представлять своего рода ослабленную зону в лобовой проекции из-за вертикально расположенных бронелистов.
По крайней мере на части машин , в конструкции бронекорпуса используются детали от БТР-70, что также снижает уровень броневой защиты. Машина комплектуется противокумулятивными решетками, но в отличие от российского БТР-82А дополнительные броневые листы , образующие разнесенные преграды, на ней не устанавливаются.
Бронетранспортер оснащен боевым модулем БМ-3М "Штурм М". В его состав входят 30мм автоматическая пушка ЗТМ-1 ( боекомплект- 200 патронов), спаренные 7,62*54мм пулемет КТ-7,62 ( 2000 патронов) и 30мм автоматический гранатомет КБА-117 ( 87 выстрелов), а также сдвоенная ПУ ПТУР "Барьер" с лазерно-лучевой системой наведения ( еще две ПТУР размещены в укладке).
Система управления огнем "Трек М" с дублированием от командира ( последний для наблюдения использует также телевизионный прицел "Панорама 2П") аналогична применяемой на БМ "Парус", которым оснащается БТР-4Е "Буцефал". БТР оснащается радиостанцией К-2РБ "Лебедь" украинского производства, ТПУ АВСК-1 и навигационной аппаратурой СН-3003 "Базальт". По желанию заказчика возможна установка средств связи американского производства ( фирмы HARRIS). Судя по конструкции антенного ввода , представленный образец оснащен американской радиостанцией.
Машина оснащается дизелем BF6M1015C немецкой фирмы DEUTZ мощностью 325 л.с. , сопрягающимся с автоматической трансмиссией ALLISON 3200SP ( собственно, аббревиатура "ДА" и расшифровывается как "Дойц-Аллисон"). Кроме того, на БТР применяется вспомогательная силовая установка в виде двигателя SADKO DE-420E. Двигатель монтируется в специальном кониейнере на левом борту корпуса на уровне третьего ведущего моста между десантной двухстворчатой дверью и прямоугольным люком доступа к ФВУ. На представленном образце- отсутствует, возможно- демонтирован, хотя каких-либо следов крепления визуально не наблюдается. БТР сохранил амфибийные качества, водометный движитель конструктивно подобен применяемому на БТР-80. В ходовой части могут применяться пулестойкие шины КИ-113Г украинского производства, либо шины зарубежных производителей. По мнению украинских экипажей в управлении БТР-3 предпочтительнее чем БТР-4; из-за меньшей массы "тройка" выигрывает в проходимости. Аналогичные отзывы звучали и в отношении водоходных качеств машины. Тем не менее, на мой взгляд , именно БТР-4 являлся своего рода шагом вперед, тогда как БТР-3- очередная полумера. Превосходя российский БТР-82А по огневой мощи ( которая опять таки больше соответствует машине класса "БМП"), БТР-3 уступал ему по уровню броневой защиты. В ряде источников сообщалось о повышении противоминной стойкости БТР-3, хотя непонятно, как тонкобронный корпус сложной формы с большим количеством сварных швов ( даже больше чем у БТР-82) будет этому способствовать. Соответственно, можно предположить, что по указанному показателю БТР-3 вряд ли превосходит российскую машину. По подвижности и проходимости оба бронетранспортера примерно равноценны. При этом, украинский БТР при сохранившейся величине колеи заметно прибавил в высоте , что может отрицательно сказаться на устойчивости машины при движении по сильнопересеченной местности. Еще раз напомню, что хотя БТР-82А трудно назвать идеальным бронетранспортером, но он выпускается массовой серией, а на БТРЗ идет дополнительное переоборудование машин семейства БТР-80, в то время как поставки БТР-3/БТР-4 и в лучшие времена носили ограниченный характер.