"Но ВДРУГ» внезапно, вечером вместе с грозой в этот благополучный дом врывается странная и страшная сила... Этот фильм сегодня с немалым кассовым успехом идет и в США, и в странах Западной Европы. Его название несколько необычно: «полтергейст» — это термин из древнегерманской мифологии, обозначающий нечто вроде духа мертвых или вообще злого духа."
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Владимира Баскакова (1921-1999), опубликованной в 1985 году:
"Небольшой городок. Обычная американская семья: муж, служащий строительной фирмы, жена, трое детей — взрослая дочь, двенадцатилетний сын, шестилетняя дочка Кэролл-Энн, которая и станет «героиней» странных событий, составляющих содержание фильма «Полтергейст».
Этот фильм сегодня с немалым кассовым успехом идет и в США, и в странах Западной Европы. Его название несколько необычно: «полтергейст» — это термин из древнегерманской мифологии, обозначающий нечто вроде духа мертвых или вообще злого духа.
Картину выпустила крупнейшая голливудская компания «Метро-Голдуин-Майер», поставил молодой режиссер Тоуб Хупер под руководством знаменитого ныне постановщика «фильмов катастроф» и «фильмов ужасов» новой модификации Стивена Спилберга, выступавшего на этот раз в качестве продюсера и сценариста.
Фильм Спилберга «Челюсти» о фантастической акуле-людоеде, наводящей страх на Калифорнийское побережье, прогремел по всему западному миру и создал на целое десятилетие своеобразную модель кинозрелища, призванного поражать или оглушать, пугать или предостерегать, развлекать или отвлекать миллионные зрительские аудитории.
Итак, маленький городок с ровными, стандартными домиками. Дом, где живет эта семья, комфортабелен, просторен. Здесь есть все: и телевизор, и всевозможные бытовые машины, а у детей — множество механических игрушек. Не хватает, правда, бассейна в саду, но и его начинают копать — он скоро будет сделан, и тогда наступит полный достаток в этой преуспевающей американской семье. Но ВДРУГ» внезапно, вечером вместе с грозой в этот благополучный дом врывается странная и страшная сила. Что-то или кто-то влечет девочку в мелькающем экране телевизора, который забыли выключить и где уже окончилась программа.
Кэролл-Энн слышит голоса «людей телевизора», а на следующий день родители начинают чувствовать, что девочка обрела какую-то неведомую силу: в комнате, где она находится, двигаются стулья, посуда на столе вращается... И наконец Кэролл-Энн внезапно исчезает. Однако мать чувствует, что девочка где-то здесь, в доме, она слышит ее зовущий голос через телевизор. Ужас овладевает семейством. И когда отец обращается к некой «специалистке» по парапсихологии и та вместе с двумя ассистентами, вооруженными съемочной и записывающей аппаратурой, приходит в дом, здесь происходят уже совсем неописуемые чудеса и кошмары. Световые вихри врываются в помещение, захватывая мебель, вещи, игрушки, и из пролома в потолке на пол сыплются какие-то старые предметы — карманные часы, брелоки, фотографии.
Приглашенная «специалистка» в смятении — она понимает, что здесь затронуты какие-то силы, выходящие за рамки парапсихологии. По ее приглашению в дом приходит маленькая, очень полная женщина в очках на широком детском лице — это медиум, она умеет общаться с потусторонними силами. И, сосредоточившись, медиум объясняет, что девочку унесли духи мертвых (отсюда название фильма), которые чем-то встревожены, обеспокоены, но девочка здесь, в доме, и ее можно вернуть силой любви и родительской веры в добро. И после целого каскада страшных событий (в дом, проламывая стены, врываются огненные смерчи, из вырытой для бассейна ямы вылезают скелеты, хлещет кровь из ванны) матери, бесстрашно стремящейся к дочери, удается вырвать ее из объятий духов смерти.
Оказывается, у этих удивительных происшествий есть свое объяснение. Отец семейства узнает у хозяина фирмы, где он служит, что весь поселок, и его дом в частности, построен на бывшем кладбище,— покой мертвых нарушен. Нарушены и другие «истинные» ценности — люди живут только бытовыми удобствами, телевизором, сплетнями, но думая о боге, о традициях. И семья спаслась от страшного испытания, наваждения, смерти только потому, что она дружна, что все здесь любят друг друга и почитают «добро». И когда в последний раз духи мертвых пытаются унести детей в тартарары, то мать, отец, мальчик, крошка Кэролл, крепко схватив друг друга за руки, противостоят этой грозной силе.
Фильм кончается символической сценой: семья уезжает из проклятого дома, из поселка, сооруженного на «нечистом месте», и из комнаты мотеля, где они временно поселились, отец выносит в коридор телевизор, этот символ зла.
Итак, по внешним признакам, как видим, это обычный «фильм ужасов», но, может быть, более усложненной технологии и более совершенной модификации.
Но по существу этот традиционный для Голливуда фильм (сколько сделано таких лент еще со времен первых картин Альфреда Хичкока!), в общем-то, явление новое.
Картина аккумулирует определенные тенденции в современной общественной жизни. Не случайно на титрах фильма звучит американский гимн. Не случайно муж и жена перед сном читают книгу «Жизнь президента». Не случайно, готовясь к решающему шагу и мобилизуя себя для спасения дочери, жена говорит мужу: «Надо вспомнить нашу молодость, то время, когда мы верили в идеалы, будем и сейчас такими». Не случайно и профессор парапсихологии и медиум говорят вдохновенные слова о вере и сплоченности.
Как видим, все это созвучно общему настрою американского пропагандистского аппарата, новому идеологическому курсу правящих кругов США.
Любопытно в связи с этим вспомнить, как эволюционировал за последнее десятилетие американский фильм, ориентированный на массовую, многомиллионную аудиторию.
Начало 70-х годов. Стали стихать студенческие волнения и негритянские бунты и уходить с экрана остросоциальные ленты, аккумулирующие эти явления. Именно тогда появились фильмы о катастрофах — земных и космических. Собственно, кинокартины о кораблекрушениях, землетрясениях, грандиозных пожарах и нашествиях на Землю невиданных чудовищ Голливуд делал и раньше — эти модели кинозрелищ были разработаны еще в 30-е годы, в период «великой депрессии». И вот они возникли снова.
Почему? Во многом потому, что экономическая и духовная обстановка в обществе тоже пронизана разочарованием, тревогой, страхом перед будущим. Это явственные приметы экономического и идейно-политического кризиса, охватившего страну.
И когда на экране горит небоскреб или новый Кинг-Конг — гигантская обезьяна — приходит в Нью-Йорк, когда землетрясение сотрясает Лос-Анджелес и рушатся дома и мосты, когда в воздухе загорается лайнер с пассажирами, то всегда находятся бесстрашные, ловкие и обаятельные американцы — их играют Грегори Пек, Стив Маккуин, Дастин Хоффман, Чарлтон Хестон, Клинт Иствуд и другие видные актеры,—они находят выход из самого отчаянного положения и оказываются победителями перед лицом катастрофы. И людям, сидящим в зале, впечатляющими средствами экрана внушается мысль; ничего, будьте спокойны, потерпите, все уладится, Америка всегда найдет нужный выход.
Несколько позже возникли фильмы о космических приключениях. Причем их делали режиссеры, которые в конце 60-х годов были связаны с движением «контестации», протеста и в ту пору создавали ленты о протестующей молодежи и молодежи разочаровавшейся.
Теперь вчерашний бунтарь Джордж Лукас поставил «Звездные войны» — о космических сражениях с применением ядерных бомб и лазерных устройств, а другой режиссер «контестации», Мартин Скорсезе,— «Нью-Йорк — Нью-Йорк»,, развлекательный музыкальный фильм, и «Бешеный бык», патологический фильм о боксе.
А упомянутый в связи с фильмом «Полтергейст» Стивен Спилберг создал целую серию кинолент, сделанных по старому голливудскому рецепту, как когда-то в период «великой депрессии» — развлекая отвлекать, отвлекая развлекать. И не только. Но и внушать многомиллионным зрительским аудиториям идеи, соответствующие новому курсу.
В начале 70-х годов Стивен Спилберг поставил два фильма прогрессивной ориентации: «Дуэль» и «Шугэрлэндский экспресс» — о тотальном насилии, охватившем страну. Но уже с середины минувшего десятилетия «сменил вехи».
Вот перечень этих картин. «Челюсти» — из жанра «фильмов катастроф». «Тесные контакты третьей степени» — о встречах землян с поземными цивилизациями.
«В поисках потерянного ковчега» — немыслимые приключения, связанные с соперничеством английского археолога и его фашиствующего конкурента из нацистской Германии, дело происходит в 30-е годы, события переносятся из Южной Америки в Гималаи, из Гималаев — на Ближний Восток. «Герои» сражаются и с дьявольской силой, и с сонмищем змей, и друг с другом.
«1941 год» — это уже фантасмагория другого рода. Здесь дело происходит в декабре сорок первого года в Голливуде, куда приплывает японская подводная лодка. Она обстреливает «фабрику грез», вызывая немыслимую панику не только среди обитателей Лос-Анджелеса и Голливуда, но и среди военных — они оказываются совершенно неподготовленными к этому «нападению», которого, разумеется, никогда не было. Пьяные летчики летают между небоскребами, орудия береговой обороны стреляют не в ту сторону, куда следует. Танки въезжают в витрины магазинов, А генерал, который должен руководить боевыми действиями, безмятежно смотрит в пустом кинотеатре мультипликации Диснея. Бедлам, неразбериха. Но внутренний смысл этой комедийной фантасмагории, приуроченной по причудливой воле авторов к временам Перл-Харбора, прочитывается со всей отчетливостью. Фильм как бы говорит*: вот так же, как тогда, мы сегодня не готовы к нападению «врага». А кто враг? Ну, разумеется, не японцы. Значит, надо не благодушествовать, а вооружаться, готовиться.
Не столь уж безобидны и многочисленные боевики о космических войнах, в создании которых участвовал и Спилберг. Перед зрителями возникают апокалипсические картины сражений в иных мирах и на иных планетах, исподволь внушается мысль о неизбежности войны —на Земле и в космосе, войны в защиту «цивилизации» против тех, кто на нее покушается. Заметим при этом, что все эти картины сделаны на высоком профессиональном уровне, С отличными актерами — американское кино располагает традицией высококвалифицированной актерской игры.
Значит ли это, что в американском кино сегодня нет фильмов прогрессивной ориентации? Нет, не значит. Они есть, но их меньше, чем в прошлое десятилетие. Следует отметить последний фильм Сиднея Поллака, «Не по своей вине»,— о лживой механике прессы. Этот режиссер стойко продолжает традицию гуманистического и реалистического американского кино. Вне «новой» стратегии кинобизнеса работают Артур Пенн и Роберт Олтмэн, Фред Циннеман и Хэл Эшби, Фрэнсис Форд Коппола и Сидней Люмет. Однако разбор их подчас противоречивого, неровного, но остропроблемного творчества — предмет не этой статьи. ..." (Баскаков, 1985).
Баскаков В. Экранная агрессия // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 9. М.: Искусство, 1985. С. 3-26.