Найти тему
Stratege.ru

Обзор Senua’s Saga: Hellblade II

Что же, Hellblade II таки вышла. В иные времена можно было пуститься в рассуждения о творческом пути ее создателя, студии Ninja Theory. Но сейчас невозможно отделаться от событий на фоне. Не так давно издательство Xbox Game Studios одним махом зарубила четыре студии, среди которых оказалась Tango Gameworks, выпустившая прошлогодний хит Hi-Fi Rush. Отныне даже успешная игра не спасает разработчиков от плахи. И на фоне подобных новостей список компаний под крылом Xbox стал выглядеть как расстрельный. Кого закроют следующим? И как скоро?

Мишень на студии Ninja Theory представляется особо четко. Семь лет назад они выпустили интересный, но своеобразный экшен Hellblade: Senua's Sacrifice, который на звание народного хита точно не претендовал. А еще студия между делом соорудила мультиплеерную штуку Bleeding Edge, ушедшую в забвение спустя месяц после выхода. Следом разработчики взялись за сиквел Hellblade и долго, мучительно его делали. И есть сильное подозрение, будто это их последний проект: Hellblade II и так особого хайпа не разожгла, а вдобавок у нее начисто отсутствовало всякое подобие рекламной кампании. Честно, я сам две недели назад с удивлением вспомнил, что игра, вообще-то, выходит. Xbox Game Studios намеренно хотят «слить» и творение, и авторов? Звучит как теория заговора, но сейчас и вправду ждешь особо циничный ход от эффективных менеджеров. Ладно, этот вопрос оставим на будущее, а пока присядем и оценим Hellblade II саму по себе.

Рамки по краям кадров - это художественное решение авторов. Привыкайте  📷
  📷
  📷
  📷
Рамки по краям кадров - это художественное решение авторов. Привыкайте 📷 📷 📷 📷

Как и в прошлый раз, действие разворачивается в мрачном скандинавском средневековье с примесью мифов. А смотрим мы на эти декорации глазами воительницы Сенуа, страдающей неким психическим заболеванием, отчего она постоянно слышит голоса и воспринимает мир совершенно иначе, чем другие люди. Поэтому вопрос о том, что реально, пусть и интересен, но смысла не имеет. Лучше обратимся к насущным проблемам. На родные земли героини нападают работорговцы и увозят людей в далекие края, а Сенуа отправляется следом, чтобы положить этому конец. Однако на месте обнаруживается куда более серьезная проблема — кровожадные великаны, которых не берут ни огонь, ни сталь. Наша героиня решает отыскать средство против монстров и спасти обитателей холодных земель.

Что сразу стоит принять, так это специфику сюжета. Все события преломляются сквозь сознание героини и потому многие моменты можно списать на особое повествование. Еще при создании оригинала авторы рассказывали, что они консультировались со специалистами по душевному здоровью и попытались сделать состояние Сенуа наиболее аутентичным. Стремление похвально, но, к сожалению, сейчас этот подход не стыкуется с законами хороших сценариев. Да, на критику отдельных сцен можно ответить, что таковы особенности восприятия героини, однако сюжет от отговорок лучше не становится. Но давайте пойдем по деталям.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Моя главная проблема с сюжетом Hellblade II — голоса в голове героини. Эти особы зовутся фуриями, и галдят они постоянно. В игре нет ни одной минуты, когда голоса что-то не комментируют: состояние героини, красивые пейзажи, яростные сражения. Может, с точки зрения психиатрии подобное явление и аутентично, но для повествования фурии — сущности проблемные. Во-первых, они описывают вещи и так понятные, а это грубейшая сценарная ошибка. И здесь она повторяется не раз. Сенуа едва ползет по каменному пляжу, а фурии комментируют «она вымотана». Если во тьме пещеры мелькнула фигура, то следом идет выкрик «там что-то было!». Вторая проблема фурий — они отвлекают от сюжета. Голоса не смолкают даже во время разговоров с обитателями местных земель, отчего внимание постоянно прыгает туда-сюда. А вдобавок сцены, которым не помешала бы драматическая пауза, рушатся напрочь. Например, когда Сенуа встает перед выбором — бросить работорговца на произвол судьбы или помочь ему. Наконец, фурии просто утомляют. Стоит посидеть час в игре, как голова начинает гудеть от этих бесконечных реплик, а каждая мимолетная пауза встречается с радостью. И наконец, причина, из-за которой я в принципе не люблю прием с воображаемыми друзьями: фурии ни на что не влияют. Героиня раза два-три рявкнет на них, но в остальном их «ценные» замечания просто игнорируются.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Другая странная вещь — подход к персонажам. В этот раз Сенуа странствует не одна, а с разношерстной командой. Но, честно говоря, для меня спутники так и остались шестеренками, двигающими сюжет. Возвращаемся к особенности героини: она всегда на своей «волне» и часто оказывается в одиночестве, а общение с персонажами получается мимолетным. И проблема здесь та же, что и с фуриями: многие моменты проговариваются, а не показываются. Самый наглядный пример — прогулка по заколдованному лесу. Если для Сенуа всякие видения — вещь привычная, то ее спутники обзаводятся свежими душевными травмами. Но игра вместо вдумчивого раскрытия быстро всё проговаривает и переключается на глобальный сюжет, а в концовке даже не пытается внятно завершить сюжетные арки персонажей.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Ладно спутники, но с прочими персонажами ситуация даже хуже. В борьбе с великанами важны всякие личные драмы. И в этот момент Hellblade II идет по пути (будь она не ладна) игры The Medium. Та штука грешила тем, что просто клином вбивала предыстории отдельных персонажей в общий сюжет, наплевав на структуру и темп. Пусть у нашего гостя такие «вставки» короче, но ситуация лучше не становится. То есть игра несколько раз вводит нового персонажа, быстро протаскивает его через личную драму и, достигнув кульминации, выкидывает из общей картины. Бедолага может и прошел через духовное очищение, а мне это было безразлично. Эмоциональное путешествие требует времени и вдумчивости, а любая попытка срезать углы начисто его хоронит.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Отдельная проблема — оценить сюжет в целом. Он в принципе получился каким-то нескладным из-за личных драм, самокопания главной героини и подобных вещей. Вроде вернулись к тени отца Сенуа, воплощению сомнений, но будто эту сюжетную линию толком и не закрыли. Особенно дело усугубляет концовка. Там, во-первых, утверждается, что один из ключевых элементов сюжета — вымысел и сей факт несколько вводит в ступор. В смысле? Происходящее видела не только героиня, но и ее спутники. Им тоже показалось? Или целые сцены были исключительно в сознании Сенуа? Во-вторых, отвратительный прием в финалах, когда долго расписывается некий моральный выбор, но игроку достается роль безучастного зрителя, а главный герой до прихода титров не успевает принять решение. Или в случае с Hellblade II, закадровый рассказчик вкидывает пригоршню абстрактных фраз перед тем, как рухнет занавес.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

На фоне сюжета игровая часть смотрится совсем просто. Более того, со времен оригинала она вообще не поменялась. Если в целом говорить, то Hellblade II — линейная бродилка с дозированными порциями сражений и, за неимением лучшего слова, задачек.

Начнем со вторых. Как было в оригинале: натыкаетесь на проход, а его закрывает странная штука. И для продвижения нужно найти части какого-то символа в местных декорациях. То есть встать в определенное место и посмотреть на мачты кораблей так, чтобы сложился знак. Собираем все фрагменты, отрываем проход и топаем дальше. Это даже не головоломка, а предложение лишний раз оценить работу художника по декорациям. Чуть позже авторы слегка усложняют игру при помощи «переключателей», меняющих состояния отдельных предметов. Например, есть характерная груда камней, преграждающая путь. Используем особую штуку, и преграда превращается в зеленый дым, через который можно спокойно пройти. Опять же, никаких сложностей. Подходим, переключаем, топаем дальше.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Со сражениями ситуация чуть приятней. Как и в оригинале, нам предлагаются дуэли с человекоподобными противниками. Набор приемов и вовсе знаком по множеству игр с ближним боем: быстрые и сильные удары, блок и перекат. Плюсом идет режим концентрации: несколько раз хорошо стукаем врага, заряжаем шкалу, и после активации противник движется, как комар в смоле. Остается только нашинковать. И пока мы смотрим чисто на битвы, всё не так уж и плохо. У игры отличная анимация, и каждый удар прям чувствуешь. Но проблема в том, что у Hellblade II нет больше ничего. Как только Сенуа возвращает свое зеркало, а с ним режим концентрации, так на этом игровая механика останавливается в развитии. Больше не будет никаких новых приемов, способностей или иных интересных штук на протяжении всего сюжета. Противники получились под стать. Да, есть отличающиеся типажи вроде мечника или копейщика со щитом, но их крайне мало. Монотонность усугубляется постановкой битв. Каждое побоище — очередь из 6-8 противников, среди которых типажи повторяются как минимум по два раза.

 📷
📷

 📷
📷

 📷
📷

Вот теперь выходим на заключение. Самое ироничное в судьбе Hellblade II то, что, несмотря на свои психологизм и художественную часть, она повторила путь последних эксклюзивов от Sony. Подобно God of War: Ragnarök и Horizon Forbidden West этот сиквел топчется на том месте, где стоял его предшественник. В плане графики Hellblade II совершила огромный скачок вперед: поражают и пейзажи, и фотореалистичные лица персонажей. Но за семь лет со времен оригинала остальное не поменялось. Поиск знаков среди декораций? Их всё еще сложно назвать головоломками. Сражения? Зрелищны, но вообще никак не развиваются. И даже сюжет съехал в странном направлении. Если оригинал был личной историей воительницы, проходившей через внутренний ад, то теперь перед нами куча скомканных сюжетных линий и слабо раскрытых спутников. По моему скромному мнению, оригинал был не выдающейся игрой, но интересным опытом. А перед сиквелом открывалось множество путей для развития, а он просто остался на перекрестке. Hellblade II сохранила унаследованный колорит: суровый скандинавский мир глазами необычной воительницы. Но если смотреть здраво на вещи, то перед нами слабый сиквел.

При всём своем психологизме Senua’s Saga: Hellblade II вышла на путь, по которому прошли блокбастеры последних лет. Графика совершила большой прыжок вперед, и теперь игра поражает северными красотами, однако наполнение едва ли поменялось со времен первой части. Сражения пусть и зрелищны, но однообразны, а задачки не получается назвать головоломками. И даже сюжет на пару шагов отступил от главной героини и сделал выбор в пользу скомканных историй иных персонажей. Hellblade II — необычное путешествие, которое, однако, не смогло выйти из тени оригинала.65

Обзор написан по цифровой версии игры для PC, предоставленной редакции магазином buysub.ru. Эту и другие игры вы можете приобрести со скидкой по промокоду «GAMEON5»