Дом на пешеходной улице сразу привлек к себе внимание, с виду как каменный, на самом деле деревянный, богато украшен резьбой по дереву - наличники, фронтоны, ворота, двери. Сам дом и его украшения можно разглядывать бесконечно.
Вместе с домом он приобрёл и торговое здание. Тогда купец торговал хлебом, зерном и мукой. На этом и сколотил состояние. Сейчас на магазине вывеска Хозтовары. Попасть внутрь не удалось, к сожалению.
Но, тоже привлекает своим декором, каменного уже здания. Любопытно, что значат все эти узоры на здании. Мне кажутся, какими-то северными, но это только ощущение, не больше.
Какие вывески! И название магазина и режим работы заслуживают отдельного внимания.
Но, вернёмся к дому. В конце XIX века этот деревокаменный, на кирпичном цокольном этаже, особняк принадлежал тюменской мещанке Поспеловой и, вероятно, именно на ее деньги и был построен.
Шесть разновидностей окон на одном доме, в качестве украшения виноградные лозы, символ добрых дел и меценатства.
Наличники дома массивные, многоярусные, основа сделана из сосны, а резьба из кедра. Все это набирается на гвозди. Резьба набирается как мозаика, до 30 разных элементов. Вес одного наличника около 250 кг.
Полукруглые фронтоны и парапет с балюстрадой на крыше, пилястры и крупные, разнообразные по форме наличники создают здесь особое пространство декора, которое прекрасно выражает торжественность здания и подчеркивает угловое положение дома.
На входе в дом в резьба можно рассмотреть райские плоды - груши, сливы, ананас.
Ворота тоже украшены резьбой.
Благодаря тому, что в здании находится сейчас центр эстетического развития детей и по воскресеньям они проводят экскурсии по дому, нам удалось попасть во двор и во внутрь дома, посмотреть внутреннее убранство и послушать историю дома.
С женой Василий Петрович познакомился на Ирбитской ярмарке, ей было всего 17 лет. Евдокия Ивановна была намного моложе своего мужа. У них было 10 детей - 2 сына и 8 дочерей. Когда Василия не стало она приняла управление хозяйством и бизнесом в свои руки и успешно справлялась до самой революции.
За воротами дом выглядит уже не так нарядно, здесь совсем другой декор на окнах.
Крыльцо как из русской сказки.
Планировка усадьбы достаточно оригинальная. На первом и втором этаже в центре находятся большие залы, откуда идут двери в отдельные комнаты. Резной декор доминирует и в интерьере.
Отлично сохранились лепные плафоны, настенные фризы у самого потолка, арки дверных проемов, а также роскошный камин в виде своеобразного портала в классицистических формах.
На этом рассказ про усадьбу Буркова заканчиваю, хочется узнать больше и о наличниках и о самом купца, о том как жили в этих комнатах.