Найти в Дзене

ОТКРОВЕНИЕ (ч.55): “ВЗВЕШЕН НА ВЕСАХ”

(Откровение 18)

Валтасар, царь вавилонский, устроил пир для тысячи своих вельмож. В разгар пиршества царь приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые когда-то вынесли из Иерусалимского храма. По залу, должно быть, пробегал презрительный смех, когда участники застолья пили вино из священных сосудов и отпускали шутки в адрес Бога евреев. Однако смех наверняка прекратился, когда вдруг в воздухе появилась человеческая рука и стала писать на стене: “Мене, мене, текел, упарсин” (Дан. 5:25).

Царю объяснили, что эти слова имели три значения: (1) Бог “исчислил” его царство, и конец его близок (ст. 26); (2) он был “взвешен на весах и найден очень легким” (ст. 27) и (3) его царство будет разделено и отдано в руки мидян и персов (ст. 28). “В ту же самую ночь Валтасар, царь халдейский, был убит” (ст. 30). Как и было предсказано, город Вавилон попал в руки мидо-персов (ст. 31).

Новозаветным двойником древнего Вавилона был город Рим, который в книге Откровение назван “Вавилоном великим”. В Отк. 18 мы находим “настенную надпись” для Рима. Дэниэл Рассел говорит, что “эта глава - одна из самых легких для понимания”. Вновь и вновь повторяется одна и та же весть: “Вавилон (то есть Рим) обречен”. Позже мы рассмотрим всю эту главу целиком, а пока я хочу выбрать из текста то, что в нем говорится о Риме. Почему, когда великий город был взвешен на Божьих весах правосудия, он оказался слишком легким? В главе 18 содержатся уроки для каждого города и для каждого его жителя.

КРАСИВЫЙ, НО ПОГИБАЮЩИЙ

В нашем тексте Рим сравнивается с “царицей” (ст. 7), одетой “в виссон и порфиру и багряницу”, украшенной “золотом и камнями драгоценными и жемчугом” (ст. 16). Стих 14 говорит о его “роскоши и великолепии” (Современный Перевод). О великолепии Рима писал американский поэт и писатель Эдгар По. Вот что сообщает о нем энциклопедия: “В новозаветные времена Рим был в самом расцвете своих сил и буйного роста... Аристократия... на своих загородных виллах и в поместьях безоглядно проматывала деньги, которые получала с трех континентов. Цезари... украсили центр города многочисленными общественными зданиями, равных которым, возможно, не было ни в одной столице”.

Рим был центром искусств и привлекал литературные и художественные таланты со всего мира. По всему городу можно было слышать звуки “играющих на гуслях и поющих, и играющих на свирелях и трубящих трубами” (ст. 22). Творения искусных ремесленников (ст. 22) слепили глаза и возбуждали чувства. Рим сверкал огнями; в нем кипела деловая жизнь и слышался смех (ст. 22, 23). Гостей города за каждым углом ожидало что-нибудь новое и удивительное.

К сожалению, Рим был не только красив; он был порочен. В стихе 5 говорится, что грехи его “дошли до неба” Некогда люди попытались построить башню, которая достала бы до неба (Быт. 11). То, что жители древнего Вавилона не сумели сделать с помощью кирпича, жителям Вавилона великого удалось осуществить с помощью греха.

-2

В своем письме к жившим в Риме христианам Павел дал вдохновенное описание греховности современного ему общества - общества, которое в большей или меньшей степени следовало примеру Рима:

“То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела; они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют” (Рим. 1:24-32).

Томас Фуллер (1642) писал: “Кто грешит - тот человек; кого грех печалит - тот святой; кто хвалится грехом - тот дьявол”. Рим не только грешил, но и гордился своим грехом. Главы 17—19 Откровения дают живое описание порочности и распутства, но Барклей говорит, что “картина Рима, которую рисует Иоанн, весьма сдержанна в сравнении с тем, что подчас писали о нем сами римляне”.

Соломон сказал: “Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов” (Прит. 14:34). Рим еще узнает, что его “красивое убранство” уподобится “увядшему цветку” (Ис. 28:1), а “сеющий неправду пожнет беду” (Прит. 22:8). Немного изменив слова мудреца, можно сказать: “Миловидность обманчива и красота суетна, но боящиеся Господа достойны похвалы” (см. Прит. 31:30).

МОГУЩЕСТВЕННЫЙ, НО ПОРОЧНЫЙ

Далеко идущее влияние Рима ясно видно из глав 17, 18 и 19: он правил народами всей земли (17:1, 15); он диктовал, кому иметь власть, а кому нет (17:18). Решения, принимавшиеся в римском форуме, не упускали ни одного уголка империи. Город подчинил себе и мировую торговлю (18:11-17). “В римском порту Остия была площадь с колоннадой, где общества купцов... имели свои конторы, и это место, пожалуй, было одним из самых больших центров сосредоточения власти в империи” (Кэрд).

Какой силой добра мог бы быть Рим! Однако вместо того, чтобы возвышать народы, “великая блудница” тянула их вниз. Ангел сказал: “Ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею” (18:2, 3). В стихе 9 мы вновь читаем, что цари земные “блудодействовали... с нею”. Это был как физический, так и духовный блуд, особенно в части поклонения императору. Своим блудом Рим совратил весь мир (см. 19:2).

-3

Стих 23 говорит, что своим “волшебством” Рим ввел в заблуждение все народы. “Волшебство” может означать фальшивые чудеса наподобие тех, к которым прибегал лжепророк. Хотя это слово вполне может означать, что он “зачаровал” жителей земли: он “околдовал все народы, заставив их поверить ложному чувству безопасности” (Кэрд). Он соблазнил народы, и они поверили, что можно обойтись без Бога, что максимальную безопасность можно обрести в богатстве и роскоши. Он пленил народы, и они приняли его “ложные стандарты и поклонение материальному” (Хейли).

Рим был не первым и не последним городом, который бы оказывал хорошее или дурное влияние. Каждый город - и каждый живущий в нем - может своим влиянием помогать или вредить. Чтобы показать силу положительного влияния, Иисус привел в пример соль и свет (Мф. 5:13-16). А отрицательное влияние Павел сравнил с закваской (1 Кор. 5:6; Гал. 5:9). Бэррит пишет: “Ни один человек не может прийти в этот мир, не увеличив или не уменьшив суммарного количества человеческого счастья”.

Вы можете думать, что ни на кого не влияете, но это не так. Даже тончайший волосок отбрасывает тень. Мудрые используют свое влияние, чтобы возвышать других, а не сталкивать их вниз.

ПОПУЛЯРНЫЙ, НО ГОРДЫЙ

Как утверждает древняя пословица, все дороги ведут в Рим. Я видел то, что осталось от “позолоченного помильного (верстового) столба” в центре древнеримского форума. На этом столбе было выбито расстояние до главных аванпостов империи: все они были соединены с этим “пупом земли”. В Рим стремились попасть миллионы людей.

К великому сожалению, популярность Рима наполнила его гордостью. В стихе 7 говорится: “...Славилась она... ибо она говорит в сердце своем: сижу царицею, я не вдова и не увижу горести”. Блудница Рим думала: “Я буду вечно царствовать. Я никогда не умру, и мои дети никогда не узнают смерти”. Выражение “вечный город” династия Флавиев взяла себе в качестве девиза; эти слова гравировались на монетах и включались в посвящения.

Проблема Рима состояла не в том, что он был красивым, могущественным и популярным, а в том, что он не признавал Бога как источник своих даров. Он думал, что ему никто не нужен. Кэрд отмечает, что ошибкой Рима была “не просто самонадеянность, а безусловная вера в собственные неиссякаемые возможности при полном отсутствии какого бы то ни было ощущения своей глубокой нужды”.

Все сказанное о Риме справедливо и по отношению ко многим людям. Живя в Австралии, я встречал многих людей, которые думали, что могут обойтись без Бога. У них, казалось, была такая позиция: “У нас есть солнце, прибой и социальные гарантии; зачем нам еще Бог?” Такая точка зрения преобладает не только в Австралии, но и во многих уголках мира. В обществе очень много таких, которые за все плохое ругают Бога, а все хорошее ставят в заслугу себе.

-4

Мудрец сказал: “Погибели предшествует гордость, и падению надменность” (Прит. 16:18). Эту истину отчетливо продемонстрировал Рим. Согласно стихам 1-8, главной причиной падения Рима была его гордость. Его надменность произвела на свет сотни других грехов, которые “дошли до неба” и которые Бог скоро должен был “воспомянуть”. Рим думал, что он “вечен”, но на деле оказалось иначе.

Поэт Перси Б. Шелли написал об огромной разрушенной временем статуе - обломках двух громадных каменных ног, стоящих в пустыне. Возле ног на песке, наполовину погрузившись в него, валялась разбитая каменная голова с суровой усмешкой холодного приказа на сжатых губах. На постаменте проступали слова:

“Я - Озимандия, я царь земных царей.

Бессильна мощь владык пред волею моей”.

В конце Шелли делает вывод:

“И что ж! Кругом следы гигантского крушения,

Бесплодный, выжженный простор нагих степей,

И стелется песок без жизни, без движенья”.

(“Озимандия”. Перевод. В. Левика).

Поразмышляйте над этим всеми забытым колоссом. Затем взгляните на заброшенный город, описанный в Отк. 18:2, 22, 23. Вот вам следствие гордости. Ветхий Завет учит: “Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь” (Прит. 29:23). В Новом Завете сказано: “Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк. 14:11). Пусть каждый из нас научится “смиренномудренно ходить пред [нашим] Богом” (Мих. 6:8).

БОГАТЫЙ, НО РАСТОЧИТЕЛЬНЫЙ

Гордость была одной из причин, приведших Рим к падению. Перечитайте стих 7 и найдите там еще одну причину: “Славилась она и роскошествовала”. Однокоренные слова встречаются еще в стихе 3, где говорится о “великой роскоши ее”, и в стихе 9, где речь идет о царях земных, “роскошествовавших с нею”.

В Новом Завете эти греческие слова встречаются только здесь. Бекуит пишет, что эти слова выражают идею “чрезмерной роскоши и потакания своим желаниям в сочетании с надменностью и злоупотреблением властью”. Корень этого слова выражает идею жизни “в горделивой роскоши, в то время как другие не могут ее себе позволить. Оно означает считать имущество самым важным в жизни и игнорировать нужды других” (Уирсби).

“Роскошествовали” - очень подходящее слово для описания жизни многих римлян. “В этом первом столетии богатства мира прямо-таки текли в руки Рима... «Длительный мир, безопасность морей и свобода торговли сделали Рим [торговым центром] для экзотических товаров и деликатесов из каждой страны - от Ламанша до Ганга»” (Барклей).

Стихи 12 и 13 дают представление о ввозимых в римский порт со всего мира товарах: “...золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц...”

Золото, слоновая кость, драгоценные сорта древесины, пряности и пшеница шли из северной Африки; драгоценные камни и жемчуг - из Индии; шелк и корица - из Китая, медь - из Коринфа; железо - из Причерноморья и Испании; фимиам и ладан - из Аравии; миро - из Мидии; кони - из Армении; колесницы - из Галлии. Однако более существенным, чем все эти страны, является тот факт, что большинство этих товаров были предметами роскоши.

-5

У Рима был ненасытный аппетит к новому и необычному. Стих 14 говорит о страсти к восхитительным плодам и ко всему “тучному и блистательному”. Греческое слово, переведенное как “тучный”, по всей видимости, означает экзотические пищевые продукты. Слово “блистательный” может означать красочную одежду и яркие украшения.

Рассказы о расточительности Рима кажутся невероятными: “На одном из пиров Нерона одни только египетские розы стоили почти 100 тысяч долларов. Вителлий очень любил такие деликатесы, как павлиньи мозги и соловьиные языки. Менее чем за два года своего правления он потратил 20 миллионов долларов, в основном на продукты. Один римлянин, промотав огромное состояние, покончил жизнь самоубийством, потому что не мог жить на оставшиеся жалкие гроши: около 300 тысяч долларов. В Талмуде написано: «Всему миру было отпущено десять мер богатства: Рим получил девять, а весь [остальной] мир - одну»” (Маунс).

Античный писатель Тит Ливий (59 г. до н.э.-17 г. н.э.) называл алчность и роскошь “теми вредителями, которые неизменно разрушают любое великое государство”. Павел говорил о некоторых, что они “более сластолюбивы, нежели боголюбивы” (2 Тим. 3:4). Оба автора, наверное, имели в виду жителей Рима.

Вряд ли кто из нас когда-либо приблизится к экстравагантной расточительности Рима, но если мы честны перед собой, то должны признать, что иногда не так уж хорошо распоряжаемся теми благословениями, которыми Бог так щедро нас наделил. Библия предостерегает от расточительности (15:13); Иисус, накормив пять тысяч людей, собрал остатки (Мф. 14:20).

О том, как надо беречь и хранить все, что Бог дает нам, хорошо говорится в притче об управителе, которого хозяин позвал к себе с отчетом о растраченном состоянии (Лк. 16:1). Иисус сказал: “Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Лк. 16:11-13).

Мф. 16:26 говорит о том же: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?”

ИЗВЕСТНЫЙ, НО БЕЗЖАЛОСТНЫЙ

Тема, которая проходит через всю главу 18, - эгоизм. Проблему Рима можно проиллюстрировать на примере богача из Лк. 16:19-31 и богатого глупца из Лк. 12:16-21, который сказал себе: “Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись” (ст. 19). Оба заботились лишь о себе, а не о других, что можно сказать и о Риме.

На своем примере Рим учил и других быть себялюбцами. Когда он пал, всех тех, кого он считал друзьями, обеспокоило не столько его падение, сколько то, как оно скажется на них самих (см. ст. 11, 17).

Холодный эгоизм Рима, наверное, лучше всего виден в последних “предметах” списка ввозимых товаров, перечисленных в стихах 12 и 13 (ранее я их не назвал). Список завершается словами: “и коней и колесниц, и тел и душ человеческих”. Жизнь в Римской империи шла за бесценок.

“Подсчитано, что одна треть населения Рима была рабами; и не было ничего необычного в том, чтобы на огромных невольничьих рынках империи только за один день было продано 10 тысяч человек. Во всей империи было свыше 60 миллионов рабов - людей, с которыми обращались, как с мебелью, покупали и продавали, эксплуатировали и жестоко мучили” (Уирсби).

-6

Предметом купли-продажи были “тела и души человеческие”. Судя по этим горьким словам, рабовладельцы считали, что другие люди могут принадлежать им душой и телом, могут быть живым товаром, “человеческим скотом”, за счет которого, как пишет Суит, пополнялись огромные штаты прислуги в домах богачей, бордели и школы гладиаторов; жизнь последних затем приносилась в жертву в амфитеатрах на потеху любителям кровавых зрелищ.

А разве в современном мире мы нигде не найдем двойника Рима? Разве нет в нем таких, кто не ценит человеческую жизнь? Разве нет таких, кто занят только обогащением и практически не задумывается о том, как его жизнь влияет на других? Я думаю о тех, кто “копит миллионы, эксплуатируя слабых, торгуя наркотиками и порнографией” (Хьюз). Есть и такие, кто наживается на поставках оружия, тем самым продлевая войны и способствуя смерти тысяч людей. К этому можно добавить проституцию, азартные игры и прочую индустрию разврата.

Давайте посмотрим ближе, на нас самих: а нам с вами не случается прежде думать о себе, а не о других? Задать этот вопрос - значит ответить на него. Какой внутренней борьбы нам стоит перестать быть “самолюбивыми” (2 Тим. 3:2)! “Нет человека, который простил бы этот отвратительный порок [себялюбие] в других, - пишет Генри Бичер, - как нет человека, который не имел бы его сам”.

Павел в Фил. 2:3, 4 ставит перед нами цель: “Ничего не делайте по любопрению... но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других”. И указал на Иисуса как на совершенный пример бескорыстной любви (ст. 5-8).

Иоанн писал: “А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?” (1 Ин. 3:17). Рим игнорировал нуждающихся. Мы же, последователи Иисуса, не смеем так поступать.

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЙ, НО ГОНЯЩИЙ

На самой верхушке башни грехов Рима было гонение христиан. Он делал это сам, и он склонял других во всей империи делать то же. В конце главы ангел поясняет, что Рим будет разрушен, “ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле” (ст. 23, 24).

-7

В контексте слова “все убитые на земле” означают всех Божьих людей, пострадавших за веру. Не все из них были в буквальном смысле убиты в Риме, но, как указывает Маунс, “вина Рима простирается на всех убитых на земле, потому что он - властелин всего мира. Где бы ни была отдана жизнь, ответственность лежит у его двери".

Как кровь Авеля взывала от земли (Быт. 4:10), так и кровь мучеников взывала к возмездию (см. Отк. 6:9, 10). Справедливость будет отмерена той же мерой. Чаши весов будут уравновешены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем следующем уроке мы поговорим о том, как были уравновешены чаши весов, когда Бог воздал Риму по делам его (18:6, 7), а сейчас я хочу подчеркнуть, почему Рим был “взвешен на весах и найден очень легким”. Наш текст указывает, по крайней мере, шесть причин. Он был красив, но грехи его дошли до неба. Он был могуществен, но использовал свое влияние не на добро, а на зло. Он был популярен, но исполнен гордыни. Он был богат, но непомерно расточителен. Он преуспевал, но не думал о других. И последним фактором (его одного хватило бы для того, чтобы чаши весов склонились в сторону “виновен”) было то, что он убивал святых.

Не поймите меня превратно. Позвольте мне еще раз сказать, что нет ничего плохого в том, чтобы быть красивым, могущественным, популярным, богатым и преуспевающим - если мы понимаем, что наши благословения исходят от Бога, и если этими благословениями мы славим Его и делаем жизнь других счастливее. Слишком часто все бывает иначе. Павел говорил, что “желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу” (1 Тим. 6:9). То же самое можно сказать о тех, чья цель в жизни - быть красивым, могущественным, популярным и преуспевающим.

В одном из последующих уроков мы уделим внимание наставлению в стихе 4: “Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать в грехах ее”. Что же касается основной идеи настоящего урока, то позвольте сделать такой практический вывод: не принимайте стандартов Вавилона. Вавилон/Рим сегодня - это мир, который пытается соблазнить нас. Мы ни в коем случае не должны принимать его систему ценностей. Павел выразил это так: “Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим. 12:2).

Поспешим же к Господу и будем держаться Его, а не то мы тоже будем “взвешены на весах и найдены очень легкими”.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)