Найти в Дзене

ОТКРОВЕНИЕ (ч.56): КОГДА БОГ ГАСИТ СВЕТ

(Откровение 18:1-24) Брюс Метцгер называет Отк. 17 и 18 “триумфом литературного дара и силы воображения”. Дэниэл Рассел говорит, что Отк. 18 - это “одна из великих глав Откровения... При чтении вслух эта глава звучит как величественная, прекрасная, страшная, впечатляющая поэма”. Содержание главы 18 построено по образцу ветхозаветных предсказаний гибели - например Ниневии (Соф. 2), Едома (Ис. 34) и Израиля (Ам. 5). Она в особенной степени напоминает нам плачи, в которых провозглашается падение Вавилона и Тира (Ис. 13; 14; 21; Иер. 50; 51; Иез. 26; 27). Ветхозаветная лексика задает тон главе; но более важно то, что она напоминает читателям первого столетия предсказания, которые исполнились в точности так, как сказал Бог. Таким образом они убеждались, что, если Бог сказал, что Вавилон (то есть Рим) падет, он падет непременно. Глава 18 делится на три части (ст. 1-8, ст. 9-19, ст. 20-24), каждая из которых вращается вокруг темы падения Вавилона. Мне больше всего западают в душу сцены пустын

(Откровение 18:1-24)

Брюс Метцгер называет Отк. 17 и 18 “триумфом литературного дара и силы воображения”. Дэниэл Рассел говорит, что Отк. 18 - это “одна из великих глав Откровения... При чтении вслух эта глава звучит как величественная, прекрасная, страшная, впечатляющая поэма”.

Содержание главы 18 построено по образцу ветхозаветных предсказаний гибели - например Ниневии (Соф. 2), Едома (Ис. 34) и Израиля (Ам. 5). Она в особенной степени напоминает нам плачи, в которых провозглашается падение Вавилона и Тира (Ис. 13; 14; 21; Иер. 50; 51; Иез. 26; 27). Ветхозаветная лексика задает тон главе; но более важно то, что она напоминает читателям первого столетия предсказания, которые исполнились в точности так, как сказал Бог. Таким образом они убеждались, что, если Бог сказал, что Вавилон (то есть Рим) падет, он падет непременно.

Глава 18 делится на три части (ст. 1-8, ст. 9-19, ст. 20-24), каждая из которых вращается вокруг темы падения Вавилона. Мне больше всего западают в душу сцены пустынного города: обезлюдевший (ст. 22, 23), он станет пристанищем лишь всякой нечисти (ст. 2). Вавилону было сказано: “И свет светильника уже не появится в тебе” (ст. 23). В некогда горделивом городе воцарятся тьма и запустение.

Чтобы связать эти три части воедино и подчеркнуть последствия греха, я хочу поговорить о том, что бывает, “когда Бог гасит свет”. Мы уделим некоторое время деталям, но они - не самый важный аспект этих стихов. Как подчеркивает Уилкок, более важно осознать угрозу, скрывающуюся за деталями, чем их значение.

СВЕТ ГАСНЕТ НЕПРЕЛОЖНО

Сообщение

Иоанн начинает:

“После сего я увидел иного ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши её” (Отк. 18:1-3).
-2

Этот ангел явился от Божьего присутствия, наделенный Его властью и сияющий Его славой. Он “воскликнул... громким голосом”, чтобы все могли услышать его: “Пал, пал Вавилон, великая блудница”. Приговор был вынесен раньше (14:8), теперь его надлежало привести в исполнение.

Ангел говорил в прошедшем времени, как будто это событие уже совершилось, хотя, когда Иоанн писал эти чрезвычайно волнующие главы, Рим был жив-здоров и не думал погибать, он все еще пользовался непререкаемой властью и вполне определенным авторитетом. Приговор сначала возникает в Божьем сознании. Для Бога падение Вавилона было уже свершившимся фактом. Дальше, в стихе 8, о разрушении Рима говорится в будущем времени. На протяжении всей главы время постоянно меняется: то оно прошлое, то настоящее, то будущее: падение было настолько определенным, что о нем можно было говорить как об уже свершившемся в прошлом; о нем можно было говорить как о событии настоящем, потому что совершители разрушения были уже на своих местах; но само событие еще должно было произойти в будущем.

Падение Вавилона описывается в мрачных тонах: “...[он] сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице” (ст. 2). Перед нами картина развалин оставленного людьми города, в котором живут лишь самые отвратительные твари.

Что касается слов “бесы” и “всякий нечистый дух”, то следует помнить, что на извращенные богослужение и обычаи язычества Новый Завет смотрел как на нечто бесовское (см. 1 Кор. 10:20). В символическом языке ангела “языческие боги, лишенные своей власти, безутешно бродят среди развалин храмов, где когда-то пользовались безраздельной властью” (Барклей).

В разрушенном Вавилоне обитали также “нечистые и отвратительные” птицы. Многим из нас понятен этот образ. Нам случалось видеть разрушенные и заросшие травой постройки, в которых теперь живут лишь птицы и другие дикие твари (с некоторыми из них мы предпочли бы не встречаться в темноте).

Наверняка, эта картина вавилонских развалин была понятна и обычному горожанину тех дней. “Люди, жившие в древности на Ближнем Востоке, постоянно боролись с наступавшей пустыней, с ее ветрами и все заметавшими песками. Если город [по какой-либо причине] покидали люди, он вскоре становился местом обитания призраков” (Робертс). Для знавших Божье Слово эти строки должны были иметь дополнительный смысл: о падении древнего Вавилона было предсказано теми же самыми словами (см. Ис. 13:19-22), и то пророчество трагически исполнилось.

“Падение исторического Вавилона было одной из величайших катастроф древности... Под ударами следовавших одно за другим завоеваний со стороны персов, македонцев и парфян он медленно приходил в упадок, пока в I веке нашей эры не превратился в обычную деревушку. Несмотря на свое стратегическое положение и плодородные земли... он быстро утратил свое значение и стал грудой заброшенных развалин” (Тенни).

Стих 2 объявлял ранним христианам о том, что падение Вавилона Откровения - Рима - так же определенно, как и уже свершившееся падение Вавилона древнего.

Конец стиха 2 и начало стиха 3 напоминает нам, почему падение Рима было предрешено. Ангел начал со знакомых слов: “Ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею” (ст. 2, 3; см. 14:8; 17:2). Под этими словами надо понимать порочное влияние Рима, особенно в части поклонения императору.

Затем ангел высказал новую мысль: “И купцы земные разбогатели от великой роскоши ее” (ст. 3). Это первое упоминание “купцов” (см. ст. 15; 23), и это вдохновенное объяснение того, почему люди так и льнули к “великой блуднице” Риму, чтобы она соблазнила их. “Рим дал всем мир и безопасность, сделав возможным рост широкой торговли предметами роскоши и повсеместное процветание” (Кэрд). Порочный союз купцов с Римом раздувал банковские счета богатых и могущественных. Как сказал Павел, “корень всех зол есть сребролюбие” (1 Тим. 6:10).

Призыв

“И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её; ибо грехи её дошли до неба, и Бог воспомянул неправды её” (Отк. 18:4, 5).

После этого Иоанн “услышал иной голос с неба”. Этот голос, говоривший от имени Бога, произнес два повеления. Первое касалось Божьего народа: “Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее”. Господь всегда требовал, чтобы Его народ отделялся и отличался от остальных (см. 2 Кор. 6:17).

-3

Наделение властью

Второе повеление касалось Божьих помощников, совершающих возмездие:

“Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовила вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своём: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на неё казни, смерть, и плач, и голод, и будет сожжена огнём, потому что силён Господь Бог, судящий её. И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара её” (Отк. 18:6-9).

В том факте, что та самая чаша, которую использовала эта “великая блудница”, чтобы отравить из нее народы, наполнится Божьим гневом, видна справедливость наказания Рима. Фразы “вдвое воздайте ей” и “приготовьте ей вдвое” могут означать, что великую блудницу Рим ждало вдвое больше страданий, чем она причинила другим. Ведь принцип сева и жатвы таков, что человек пожинает больше, чем сеет - и Рим несомненно заслуживал того, что ему полагалось. Тем не менее, как указывает Бекуит, “воздать вдвойне” было “общепринятым выражением, означавшим полную компенсацию, полный расчет” (см. Иер. 16:18; 17:18). В следующем стихе говорится: “Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей” (ст. 7). Лексика стиха 6 указывает на то, что в конце концов весы будут уравновешены и Рим получит по своим делам (см. Мф. 7:2).

Почему “великая блудница” заслуживала “мучения и горести”? Потому, что “славилась она и роскошествовала”, потому, что говорила в своем сердце: “Сижу царицею, я не вдова и не увижу горести” (ст. 7). Исполненная гордыни, она не испытывала потребности в Боге. “За то, - сказал ангел, - в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем” (ст. 8).

“В один день” не означает “за двадцать четыре часа”. В этой главе слова “один день” употребляются взаимозаменяемо со словами “один час” (см. ст. 8 и 10). Оба эти выражения используются символически для того, чтобы подчеркнуть внезапность краха Рима.

Помня кажущуюся неуязвимость Рима во время написания Откровения, мы спрашиваем: “Как такое возможно?” Ангел дает ответ в стихе 8: “Потому что силен Господь Бог, судящий ее”. Обратите внимание на порядок слов, такой же, как и в оригинале: слово “силен” вынесено вперед, чтобы особо подчеркнуть его. Может, Рим и был сильным (ст. 10), но Бог все равно сильнее.

ТЬМУ НЕ СКРЫТЬ

В первой части нашего текста ангел объявил, что “великая блудница” Рим “будет сожжена огнем” (ст. 8; см. также 17:16). Во второй части, в стихах 9-19, этот образ повторяется при описании трех групп людей, стоящих в стороне от дыма и огня и оплакивающих гибель Рима.

Цари

Вначале мы видим вассальных царей и правителей империи:

“И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! Ибо в один час пришел суд твой” (Отк. 18:9, 10).

Это те же цари, о которых говорилось в 17:2, и, может быть, даже те десять царей (17:12), которые будут участвовать в разрушении Рима (17:16). Для некоторых людей нет ничего необычного в том, чтобы совершить неблаговидный поступок, а потом скорбеть по поводу его последствий; см. 2 Кор. 7:10. Слова “восплачут” и “возрыдают” не означают молчаливую скорбь. Нет, они указывают на то, что цари рыдали навзрыд и били себя в грудь.

Однако они оплакивали не столько Рим, сколько свои убытки. Подчиненные правители рыдали потому, что той системе, которая наделила их властью, пришел конец. По словам Рубела Шелли, “время крушения Рима было отмечено всемирной паникой и растерянностью”.

Одна деталь особенно характеризует царей: плача и рыдая, они стояли “издали”. Когда-то они искали близости с великой блудницей, теперь же стояли “издали”. Они не побежали ей на помощь, не стали заливать огонь и сбивать пламя одеждой. Нет, они стояли “издали”. Кто живет для одного себя, в одиночестве и умрет.

Торговцы

“И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шёлка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и всё тучное и блистательное удалилось от тебя — ты уже не найдёшь его. Торговавшие всем сим, обогатившиеся от неё, станут вдали от страха мучений её, плача и рыдая и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали” (Отк. 18:11-17).
-4

Дальше изображаются купцы, “обогатившиеся от нее” (ст. 15). Они “восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает” (ст. 11). Они потеряли своего главного делового партнера и оказались лицом к лицу с собственным банкротством. Представляю, как купцы стоят на пристани в Остии, обратив свои взоры на восток и вглядываясь в поднимающийся от Рима дым, а их груз гниет в трюмах.

В стихах 12 и 13 приводится по-купечески деловитый перечень этих грузов, состоявших из товаров «...золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих».

Перечисленные предметы можно разделить на семь категорий: (1) драгоценные металлы и камни, (2) красивая одежда, (3) дорогое дерево, (4) дорогостоящие пряности, (5) заморские продукты, (6) ценное имущество и (7) рабы. Фрэнк Пэк назвал это перечисление “одной из наиболее ярких древних картин богатой торгашеской цивилизации во всей литературе”.

Как и цари, купцы стояли “вдали”. Как и цари, они стояли там “от страха мучений ее” - боясь, что, если они подойдут слишком близко, то суд может коснуться и их. С безопасного расстояния они кричали: “Горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом! Ибо в один час погибло такое богатство” (ст. 16, 17). Цари переживали по поводу утраты власти, а купцы горевали о потере прибыли.

Моряки

Плакавшие из третьей группы испугались того, что потеряют свое положение, так как падение Рима поставило под угрозу их работу:

“Ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие и все плывущие на кораблях, и все корабельщики и все торгующие на море стали вдали” (Отк. 18:17).

Слова “все торгующие на море” в Современном Переводе переведены “все, кто живет за счет моря” (см. также Славянское Евангельское Общество). Сюда, по-видимому, можно отнести кораблестроителей, рыбаков, ловцов жемчуга и других.

-5
“И [эти люди], видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому! И посыпали пеплом головы свои и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море! Ибо опустел в один час!” (Отк. 18:18, 19).

Эти три группы представляли тех, кто извлекал выгоду от связей с Римом (13:15, 16): практически всех, кроме христиан. Падение Рима ни для кого не останется незамеченным.

СВЕТ ПОГАСНЕТ НАВСЕГДА

Веселье

Когда моряки рыдали, чей-то голос произнес:

“Веселись о ней, небо, и святые, и апостолы и пророки, потому что судил Бог взыскать за вас с нее” (Отк. 18:20; Славянское Евангельское Общество).

“Святые”, “апостолы” и “пророки” - это умершие за веру христиане. (Согласно невдохновенному преданию, к моменту написания Откровения все апостолы, за исключением Иоанна, были убиты). Это окончательный ответ на вопль мучеников “Доколе?” (6:9-11).

Слова “судил Бог взыскать за вас с нее” в тексте оригинала представляют трудность для понимания, но смысл, кажется, в том, что Высший Суд (Бог) дал обратный ход решению земного суда (Рима). Тот приговор, который Рим вынес христианам, теперь вынесен ему.

Крах

Затем Божий приговор Риму драматизируется в символическом акте:

“И один сильный ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его” (Отк. 18:21).

Под “большим жерновом”, по-видимому, имеется в виду один из тех огромных жерновов, которые вращали животные. Нужно быть действительно сильным, чтобы поднять камень весом в несколько тонн! Ангел поднял большой камень и “поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его”.

Это волнующая сцена. Вот ангел поднимает камень, а его крепкие мышцы так и играют. Камень с шумом рассекает воздух и плюхается в океан, поднимая огромные брызги.

“[Представьте камень], падающий бесшумно, безвозвратно; он падает в вечное забвение, вечный холод. Проплывет мимо него равнодушная рыба, обовьют его темные водоросли мрачных глубин, но ни один человек больше никогда не увидит его” (Рассел).

Волнение, поднятое камнем на поверхности, затихает, море успокаивается, и кажется, будто камня никогда и не было. Вот так изображается безвозвратность падения Рима. Сенсуалисты любят говорить о “возрожденной Римской империи”, но Откровение не дает никаких намеков на этот счет. Как мировая держава, Рим должен был погибнуть навсегда.

Чтобы мы не упустили главную мысль, в стихе 21 употреблены слова “уже не...”, которые в стихах 22 и 23 встречаются еще пять раз. Греческий текст даже еще выразительнее, чем его перевод, потому что в нем употреблено двойное отрицание (у мэ), усиленное словом ети (что переводится как “уже”). Так на греческом выражалась мысль “Никогда, никогда, никогда!” Сегодня, если к нам приходит беда, мы успокаиваем себя словами: “Все образуется, все наладится”. Однако в отношении Рима наш текст говорит, что ситуация никогда не наладится. Он падет, и это будет навсегда.

“И голоса играющих на гуслях и поющих, и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы” (Отк. 18:22, 23).
-6

В Риме уже не будет слышно сладкой музыки и исчезнет шум деятельности человека. Римские улицы и дома навсегда останутся темными и навек умолкнут восторженные, радостные голоса. Воцарятся безмолвие и тьма - вечное безмолвие, вечная тьма.

Причины

Ангел завершает свои слова объяснением Риму, почему тому надлежит погибнуть. Во-первых, это произойдет потому, что “купцы твои были вельможи земли [великие мира сего; Современный Перевод]” (ст. 23). Само величие не греховно, поэтому это предложение следует читать в свете всей главы: римские купцы возвеличились, потому что им было наплевать на других, потому что они были готовы делать что угодно, лишь бы получать свои барыши. Во-вторых, Рим падет, ибо “волшебством [его] введены в заблуждение все народы” (ст. 23): Рим соблазнил народы, чтобы они вместе с ним поклонялись императору. Третья, самая важная, причина была оставлена напоследок:

“И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле” (Отк. 18:24).

По римским улицам текла кровь невинных и святых. Теперь он испытает на себе последствия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение позвольте подчеркнуть, что Бог в главе 18 не ставил Своей целью дать точное и подробное описание того, как именно падет Рим или как он будет после этого выглядеть. В начале и в конце главы сказано, что город опустел и стал пристанищем диких зверей, а в других местах - что он охвачен огнем (ст. 18:9, 18). В следующей главе мы прочтем, что “дым [его] восходил во веки веков” (19:3). Незатухающий пожар вряд ли будет подходящим местом обитания какой-нибудь живности. Мы должны воспринимать эти картины символически, а не буквально.

Я уже говорил, что предсказания о древнем Вавилоне были, в конце концов, исполнены буквально, но даже эти пророчества в большей степени касались факта его падения, а не деталей. Вавилон пал, когда его захватили мидо-персы, но еще долгие годы он продолжал существовать и оставаться красивым городом. Двести лет спустя Александр Македонский сделал Вавилон “своим вторым домом”; там он и умер. Целью Исаии и других пророков было не столько описание окончательного состояния Вавилона, сколько выразительное провозглашение, что дни Вавилона как мировой державы были сочтены.

Так и скорбные сцены из главы 18 не следует воспринимать как фотоснимки падшего Рима. Сегодня город Рим все еще существует; это полная жизни столица Италии. Однако в центре города лежат безмолвные развалины римского форума, куда приходят только те, кто интересуется древней историей, - яркое напоминание того, что, когда Бог говорит, что впереди погибель, вы можете на это рассчитывать!

Некоторым может быть интересно узнать, что на самом деле произошло с городом Римом.

“Как уже было не раз, исполнение Божьего приговора шло медленно, но, в конце концов, все произошло очень быстро. Век за веком Рим приходил в упадок и вырождался, ибо нравственный яд поразил всю его жизнь. Затем буквально за одну роковую неделю в августе 410 г. Аларик, пришедший с севера с ордами готов, разгромил Рим, не оставив после себя камня на камне” (Метцгер).

“В 455 г. вандалы в течение двух недель грабили город. В 476 г. германский вождь Одоасер низложил последнего императора, забив последний гвоздь в крышку гроба империи” (Шелли).

Бог сказал, что Рим падет, и он пал.

Глава 18 Откровения предупреждала не только Рим, но и всех противящихся Господу; она предупреждает все народы. Каждый неравнодушный гражданин должен задать вопрос: “Как скоро наши грехи дойдут до неба?” Библия говорит: “Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов” (Прит. 14:34). Эта глава также предупреждает города, районы, общества, центры гуманистической философии - всех и каждого, кто думает, что можно прожить без Бога.

Если мы хотим извлечь максимальную пользу из главы 18, давайте обратим сказанное на себя: когда нас взвесят на Божьих весах, не окажемся ли мы слишком легкими?

Ожидает ли нас духовная катастрофа, если мы не обратимся к Богу? Да! Глава 18 не оставляет никаких сомнений в том, что Бог серьезно относится к греху - и нам следует относиться так же! Если вы в духовной нужде, не медлите. Позаботьтесь об этом сейчас!

Церковь Христа