Найти в Дзене
Яркий фотомаркет

Тенденции современного постпродакшна в цифровой фотографии

https://www.technopat.net
https://www.technopat.net

Постобработка в современной фотографии сегодня приобрело значение даже большее, чем сама съемка. Современный фотограф практически не отслеживает параметры экспозиции кадра и настройки баланса белого при съемке, весь расчет идет на возможности RAW-файла и дальнейшую постобработку получаемого изображения. И если лет 6-7 назад такой подход был достоин только порицания, так как фотографы еще печатали большие форматы и на отпечатке даже 30 на 40 см было прекрасно видно падение резкости от высокого ISO и открытой диафрагмы. То сейчас 99% всей фотографии просматриваются на экране телефона или в редких случаях ноутбука и само по себе техническое качество снимка не имеет уже реального практического значения, теперь на первое место выходит стиль и общее впечатление от съемки. А за это как раз отвечает постобработка всеми доступными способами.

https://nationaltechnology.co.uk
https://nationaltechnology.co.uk

В общем, постпрдакшн актуален, востребован и стоит того, чтобы подробно ознакомиться со всеми его современными возможностями: от самых простых и быстрых решений для новичка до серьезных подходов в коммерческой фотографии.

Разумеется, начнем с простого, а именно возможности использования готовых (купленных или скаченных бесплатно) так называемых пресетов — готовых пакетов преднастроек для графических редакторов. Сразу стоит оговориться, что основной смысл пресета - это надеть на глаза зрителя розовые очки. То есть создать такие настройки цветности, контраста и освещенности в кадре, чтобы любое изображение могло вызывать некую гамму позитивных неосознанных эмоций. Подавляющее количество пресетов выполняют основные три функции:

1. Перекрашивают фотографию в теплые оттенки (от желтого до мадженты).

2. Добавляют яркости светлым участкам снимка, создают эффект засветок (правая часть графика кривых).

3. Повышают насыщенность цветов фотографий в целом.

Далее возможны разные вариации от наложения масок через слои с эффектом, например, старения фотографии до добавления монохромного шума и снижения контраста в тенях (левая часть графика кривых) для создания эффекта пленочной фотографии или черно-белой фотографии. Самое главное, что пресет работает одновременно с большим количеством снимков — то есть его применяют для быстрой массовой обработки фотографий.

https://i.pinimg.com
https://i.pinimg.com

В то же время сам по себе пресет никак не может:

  • поднять техническое качество снимка,
  • добавить художественности фотографии,
  • проработать сюжет или, как бы то ни было, еще улучшить исходную фотографию,

Другими словами, пресет просто создает общее настроение от большого количества фотографий (или иногда от одного кадра) для весьма неискушенного зрителя, как правило, для обычного обывателя, заказавшего, например, свадебную фотосессию (помните — розовые очки). Использовать подобную постобработку для улучшения посредственного кадра в целях отправки его на конкурс или размещения в своем портфолио или онлайн-фотоклубе будет непростительной ошибкой для автора.

С пресетами разобрались, но на них современный постпродакшн не заканчивается. Следующий шаг - это профессиональная обработка и ретушь. Время не стоит на месте и современные методы обработки в угоду желаниям современного заказчика объединили в себя основы ретуши, цветокоррекции и фотомонтажа. Для полной ясности стоит сразу рассмотреть наиболее популярные сегодня направления коммерческой обработки материалов портретной фотосессии:

  • цветокоррекция,
  • частотное разложение (работа по выравниванию фактуры кожи) или более дорогая и качественная журнальная ретушь,
  • интерактивная пластика (коррекция фигуры, чуть реже лица модели),
  • обтравка фона и фотомонтаж (замена интерьера вокруг модели, добавление аксессуаров),
  • доработка светотеневого рисунка на модели и фоне (исправление ошибок при постановке света).
https://i0.wp.com
https://i0.wp.com

Как видно из приведенного списка, фотографии меняются до неузнаваемости, обработке подвергается 40-90% всех деталей кадра, и сегодня это норма. Это не плохо и не хорошо — это требования времени. По сути заказчик хочет получить сказку, а фотограф ее создает, и сам исходный снимок тут является лишь полуфабрикатом для будущей графической работы.

У глубокой ретуши кадра есть и свои побочные эффекты, из-за глобальных изменений в фактурах снимка резко снижается техническое качество фотографий. При любом более или менее значительном увеличении обработанный снимок начинает больше напоминать очень качественную, но графическую работу. В современном мире это не трагедия, поскольку, как и было отмечено выше, никто для коммерческого использования уже фотографии не печатает. Баннеры и растяжки в расчет не берем, там слишком низкое разрешение печати и смотрят на них издалека.

Какие выводы можно сделать из изложенного выше материала?

Во-первых, форматы современных виртуальных публикаций привели к резкому снижению требований к техническому качеству фотографий — современная коммерческая съемка стала доступной даже для хорошей модели смартфона.

https://image.winudf.com
https://image.winudf.com

Во-вторых, применение пресетов достаточно эффективно увеличивает привлекательность отснятого материала (независимо от его реального качества), а, значит, крайне эффективны к условиях коммерческой фотографии.

И в-третьих, создание ускоренных сценариев постобработки может быть крайне доходным делом для профессионального фотографа. Ведь в действительности создавать пресеты достаточно несложно (во всяком случае для профессионала), но их востребованность среди начинающих фотографов позволяет зарабатывать на этом вполне ощутимые средства.

Кстати, у пресетов есть еще один козырь в рукаве. Пока опыта и знаний начинающего фотографа недостаточно для создания своего уникального авторского стиля, платный пресет может временно решить эту проблему. Но именно платный, так как бесплатные слишком распространены и узнаваемы даже малоподготовленным зрителем.

Как часто вы используете в своей работе пресеты?

По вашему мнению, что ожидает российскую коммерческую фотографию в будущем?

© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2024 г.