Найти в Дзене
TheGoodStranger

Что не так с балльной системой оценок?

Оглавление

Добрый день. Сегодня наконец-то дотянулись руки до темы, на которую уже какое-то время хотелось сказать пару слов. Думал я об этом уже давненько, но подтолкнул меня к этому пользователь под ником "Vita=Motus", он же Михаил Александрович Карабутин, согласно описанию канала, — за что говорю ему "Спасибо".

Тогда я хотел ответить ему по поводу системы оценок кино(и вообще) в баллах — что с ней так или не так. Но комментарий выходил уж больно объёмным, и даже так он не отражал всего, что я имел сказать по сему поводу. В связи с этим, с согласия собеседника, за что его ещё раз благодарю, я решил вывалить всё это здесь. Вот это я понимаю, магия карьерного роста из потенциально ответа на комментарий в отдельный пост, который небось ещё и будет страдать "многобуквием". И на всякий случай перед началом прямо говорю, что никакой статистики, социологии и прочих исследований здесь не будет — чисто моя духота по теме.

Введение

Обычно используют 10-балльную систему оценок, чуть реже — 5-балльную, например, на Letterboxd-е. Но мне более симпатизирует 10-балльная, тупо привычнее. С ней всё просто, лень расписывать подробно: 1 и 2 из 10 — полнейший или почти полный трэш, 3 и 4 из 10 — уже не трэш, но ниже среднего, 5 и 6 из 10 — средне и чуть выше среднего, 7 и 8 из 10 — хорошо и достойно, 9 и 10 из 10 — шикарно и шедеврально. Очень упростил, некоторые могли сформулировать чуть иначе, но, если не придираться, то примерно так.

Ну и что же не так с этой балльной системой? К чему весь сыр-бор? Смотрите себе фильмы, трэшанине ставите 1-4, середняку 5-6, годноте 7-8, а шикардосу 9-10. Что не так?

Про причины нелюбви критиков и любви (некоторых) зрителей к баллам

А проблема вся, как обычно и принято, возникает на практике. Пару лет назад обнаружил, что в профессиональных критических рецензиях никаких баллов никому не выставляют. Обосновывают это тем, что читатели будут тупо листать в самый низ статьи, смотреть оценку и на этом чтение закончится, и тем, что система баллов далека от идеала и не всегда может учитывать индивидуальные особенности произведений.

Насчёт ленивых читателей это есть такое, на КП это усилили, дав каждому типу рецензий свой цвет, положительным зелёный, негативным красный, а нейтральным серый. Хорошо это или плохо — зависит от того, кого вы спросите. Если автора, которому нужно накапливать время чтения материала, то почти однозначно плохо, а если вы потенциальный зритель, которому просто нужно увидеть итоговый балл, то хорошо. Лично я ничего против выставление единого балла против не имею, но только если он сопровождается кратким комментарием или пояснением каких-то особенностей, которые стоит учитывать, если они есть. Поэтому поспешность читателя отдельным пунктом в перечне того, что не так с балльной системой, выносить не буду. А вот второе уже пойдёт.

Не знаю, какие картинки сюда вставлять, а текст разбавлять нужно, так что довольствуемся тем, что я нашёл в своей галерее на телефоне:(
Не знаю, какие картинки сюда вставлять, а текст разбавлять нужно, так что довольствуемся тем, что я нашёл в своей галерее на телефоне:(

Минус Первый: Проблема специфики

А теперь про индивидуальные особенности. Приведу пример для наглядности. Есть такое кино как "Лица" 1968 года режиссёра Джона Кассаветиса. Я о нём писал более двух лет назад, и отозвался о нём не лучшим образом. Но после я о нём думал некоторое время и пришёл к выводу, что, ну, на 5,5 из 10 он тянет. НО!!! Здесь есть жирнейшее "НО"! Сама суть фильма такова, что он должен быть скучен, дабы он работал. Однако зритель, увидевший эту 5 или 6 из 10 подумает, что это обычный, ни на что не претендующий фильм, а посмотрев обалдеет.

"Лица" — неплохой фильм с интересной задумкой, толковый кино-эксперимент, где через унылые посиделки с пустой болтовнёй нам показывают, как все люди на экране на самом деле несчастливы, как они скучают, что им вот вообще не так хорошо, как они хотят показать. Но вот какой балл ему ставить? Оценивать его как обыкновенное кино, с сюжетом, с персонажами, с красотой кадра, с диалогами интересными, то бишь так, как я его пытался оценить в январе 2022, несколько бессмысленно. И как тогда выкарабкиваться из этой неординарной ситуации? Ставить слишком низкую или высокую оценку несколько провокационно, а нейтральная просто ничего прямо не сообщает тому, кто посмотрит только на неё.

Кадр из фильма "Лица" 1968 года
Кадр из фильма "Лица" 1968 года

Минус Второй: Сопоставимость несопоставимого

Творение Кассаветиса лишь наиболее яркий и иллюстративный пример. Но примерно схожие проблемы могут возникнуть у любого зрителя с любой картиной, просто в чуть менее выраженной форме. Мой аккаунт на КП насчитывает уже под тысячу оценок, и очевидно, что в категории одного балла, например, "5 из 10", могут быть собраны совершенно разные, диаметрально противоположные и совершенно несопоставимые вещи.

Пример: фильм ужасов "Клиника" 2012 года и "Крёстный отец" Копполы. Не думаю, что много кто знает о существовании какой-то там "Клиники", у него на КП даже тысячи оценок за 10+ лет существования не набралось. Первое — никому не известных, но, как по мне, годный хоррор, а второй — признанная классика мирового кинематографа. Но полистав свои списки отсмотренного, я обнаружил, что "Клинике" я поставил 6,5/7 из 10, а "Приключению" 5,5 из 10. Истинные ценители могут просто заявить, что ГудСтрэнджер быдло и идиот, и это, конечно, да, но вы же понимаете, что это не исчерпывающий ответ? Неужели у меня одного есть такое, что какую-то нишевую хрень я оцениваю с точки зрения оценок выше, чем классику? Очень сомневаюсь. Более вероятно, что такое есть у всех, чаще или реже, не имеет фундаментального значения.

Кино, как и любое другое искусство, слишком разное, даже если оно было создано в примерно одно время. Но как тогда оценивать такие разнящиеся вещи?... И тут мы подошли вплотную к следующей проблеме.

-4

Минус Третий: Неоднородность

Окей, даже если мы берём только как бы классику кино, то как вы считаете, можно ли ставить в один ряд и оценивать одинаковым образом "Крёстного отца" Копполы, "Презрение" Годара, "Фотоувеличение" Антониони, "Гараж" Рязанова", "Аталанту" Виго, "Это случилось однажды ночью" Капры, "Броненосец Потёмкин" Эйзенштейна, "Космическую одиссею" Кубрика, "Кабинет доктора Калигари" Вине, "Касабланку" Кёртица и "Путешествие на Луну" Мельеса? Это я даже не упоминал менее известные и скромные работы, также считающиеся классическими, вроде тех же "Лиц" Кассаветиса.

Думаю, вы поняли, к чему я. Даже если задирать нос, проблема никуда не денется. Фильмы слишком разные. Разное время создания, разные условия, разные жанра, разные направления, разные цели даже. А если спускаться с небес на бренную землю, то и тут то же самое.

Как, например, я должен оценить тот же "ВанПис", который сейчас смотрю? Огромное аниме на 1 000+ эпизодов по 20 минут, которое прошло огромный путь, в жанре, выражаясь терминами традиционного кино, приключенческо-драматический боевик, он же сёнен так называемый, и у которого были свои сильные и слабые аспекты и моменты. Как его оценивать? И да, наперёд, если ваш аргумент "не смотреть мультики для детей", то можете засунуть его туда же, откуда взяли. Судя чисто по послевкусию от просмотра первой половины произведения я могу выставить ей 8 из 10.

Но тогда выходит, что "ВанПис" у меня лучше, чем почти весь список "Sight&Sound". Как-то странно. Или нет. Может, дело в моих вкусовых особенностях, может, в том, что жанр ужасов мне симпатичнее, нежели жанр криминала, а может в моих глазах "Клиника" лучше как ужасы, чем "Крёстный отец" как криминал, хотя это уже откровенно сомнительно, — на самом деле это всё не суть важно. Да, мне самому странно видеть, что я оценил какое-то третьеплановый нишевый хоррор или аниме выше, чем условную классическую ленту. Однако здесь стоит обозначить то, что было понятно с самого начала.

Кадр из фильма "Клиника" 2012 года
Кадр из фильма "Клиника" 2012 года

Главное Оправдание: Субъективщина

Да, супер банальный итог. А что поделать? Я видел много холиваров на эту тему. Некоторые люди даже предлагают какие-то замудрённые формулы, где надо выставлять какое-то там количество баллов каждому аспекту фильма, потом пропустить это всё через какую-то там формулу и получить итоговую оценку, ещё и с десятичной дробью. Это всё, конечно, очень интересно, но мне видится несколько избыточным.

Воистину, балльная система оценок, она априори не способна учитывать особенности конкретных фильмов, жанровую специфику и творческое направление, одни и те же оценки разных лент могут давать весьма смутное представление о качестве их содержания, — но в конечном счёте это просто оценка одного отдельного человека, будь то обычный мимо проходящий или же великий профессионал. Искусство — это не механика, ему нельзя дать объективную оценку, просто описав технические характеристики. Вне сомнений, какой-то пласт картин практически бесспорно лучше, чем другие, по разным причинам: качество съёмки, более высокое требование к эстетическим предпочтениям смотрящего, способность включиться в драматическую составляющую и так далее. Думаю, мало кто станет спорить, что "Великий диктатор" лучше, чем "Веном".

Звучит по-идиотски, но даже если я ставлю "Клинике" оценку выше, чем "Приключению" Антониони, то это не значит, что я считаю, что надо слать куда поглубже этого итальянца и всем нестись смотреть хоррор с 600 оценок. Это значит лишь, что конкретный хоррор мне зашёл больше, нежели конкретная экзистенциальная драма. Поэтому, как бы мне самому не резали глаза некоторые подобные сравнения, стоит признать, что это необходимое зло.

"Ты поставил моему фильму 6 из 10, и сделал это без уважения, — какой-то там Монки Д. Луффи тебе дороже мировой классики.." (кадр из фильма "Крёстный отец")
"Ты поставил моему фильму 6 из 10, и сделал это без уважения, — какой-то там Монки Д. Луффи тебе дороже мировой классики.." (кадр из фильма "Крёстный отец")

Пожалуй, так балльную систему оценивания и можно расценивать: как необходимое зло. Необходимо оно не всем. Как я говорил, многие, и я в том числе, избегают её использовать, предпочитая дать краткую или не очень характеристику. Просто объяснить всё напрямую, уточнив про нюансы, всегда лучше, чем прятаться за мало что значащими цифрами. Но, опять же, против особо ничего не имею. Да, это некое упрощение. Да, это нужно в основном не очень охочим до чтения гражданам, — ну и пусть. Мне видится более важным то, чтоб человек осмысленно выставлял отметки, а не как очень многие, этим грешащие, что ставят либо единицы, либо десятки; чтоб он мог смотреть на общую картину, иногда и в обход своего восторга или неприязни, дабы не превращать простую субъективщину в хардкорную вкусовщину, не ведающую жалости.

Если вам кино не нравится, но оно сделано достойно и качественно, то не стоит ставить единицу или, напротив, десятку, обманывая самого себя. Если вам кино понравилось, но оно объективно на любителя, нишевое, второплановое, не очень хорошо выполнено технически, то, ну, десятку ставить, наверно, не стоит, а вот семёрочку или даже восьмёрочку — почему бы и нет.

Как-то так. Откровенно тяжко мне это писать было. Думать, знаете ли, пришлось. Наш брат этого не любит. Ему бы только дурацкие мультики смотреть. Этим и займусь.

За сим всё. Всех благодарю и прощаюсь.