Найти тему
Искусство кино

Час суда: «Мы жили счастливо» Ильи Леутина

В Великом Новгороде проходит первый фестиваль актуального кино «Новое движение». В конкурсе, отобранном программным директором Вадимом Рутковским, участвуют молодые режиссеры, которые по регламенту могут подаваться не только с дебютом, но и со вторым, и даже третьим своим фильмом. Одной из самых обсуждаемых работ в первые дни фестиваля стала трагикомедия Ильи Леутина «Мы жили счастливо», в которой бабушка, чтобы вытащить сидящего за репост внука, вынуждена начать торговать героином. О фильме пишет Никита Карцев.

Если судить фильм «Мы жили счастливо» по его же законам, то в первую очередь нужно обозначить определенное облако тегов. Дебют Ильи Леутина — это что-то среднее между «Ке-дами» (режиссер — выпускник мастерской Сергея Соловьева); акцией Оксимирона [признан в России иностранным агентом] «Сядь за текст» в поддержку рэпера Хаски, которая цитируется здесь почти дословно; делом «Нового величия» [признана в России экстремистской организацией] и фильмом Кена Лоуча «Я, Дэниел Блэйк» про то, как старички осваивают интернет.

«Мы жили счастливо» во многом держится на обаянии главной героини (Валентина Грачева). Она же, а также обилие женщин и девочек всех возрастов в кадре, создают определенную атмосферу, задают нужную интонацию. Делают происходящее как бы миленьким, безвредным. Только знакомство бабушки с миром подростков («А что такое мем?») мотивировано не тягой к внуку, а суровыми реалиями русской жизни. Картинки в интернете здесь не только зумерский способ коммуникации, но и основание сесть на два года в колонию.

Этот конфликт формы и содержания озадачивает. Дезориентирует в пространстве, как Людмилу Ивановну — интерфейс рабочего стола персонального компьютера. В фильме есть как бы наблюдения — полно неактерских, живых, интересных лиц — а есть целые вставные театральные сцены. Они тут тоже отвечают за наивность и идеализм. Школьники осваивают акционизм по YouTube-трансляциям любимых артистов, повторяют за ними, инсценируют свою версию социальной справедливости. «Мандельштам погиб, Булгакова преследовали, Бродского выдавили из страны — и это только наш школьный курс литературы».

    «Мы Жили Счастливо», 2024 «Мы Жили Счастливо», 2024
«Мы Жили Счастливо», 2024 «Мы Жили Счастливо», 2024

Также в этом кино есть правдоподобная, но искусственно сконструированная съемка вирусного ролика в защиту внука. Он поставлен (и сыгран) по всем законам государственной социальной рекламы. Пожилая женщина сидит в кресле, на заднем плане скачет трехлапая дворняжка, бабуля путает хештег с кешбэком, повторяет не свои слова не своим голосом — девочки-операторы довольны, зрители в зале аплодируют и смеются.

С этой механической сценой соседствует куда более живая, в которой маленький мальчик, разряжая драматичный диалог взрослых про деньги и взятки, смотрит настоящий, а не выдуманный TikTok. Виральный, смешной, полный жизни — и свободы.

Так, морализаторской притче а ля Лоуч и Дарденны постоянно наступает на пятки то социальная сатира, то комедия наблюдений, еще больше сбивая с толку. Заранее зная, что он хочет сказать, режиссер в деталях рисует довольно узнаваемый, но все же претенциозный мир. К примеру, мы видим мигрантов, но, во-первых, только в роли курьеров, во-вторых, и работа курьера для них лишь прикрытие для торговли наркотиками. При этом никакой другой информации о них нет. Они здесь — такая же функция в сюжете, инструмент, как приложение для доставки в айфоне. Не сравнить с тем путем к правонарушению, который автор прокладывает для главной героини.

То же касается папы мальчика, который смешно залипал в TikTok. Он — армянин в олимпийке с надписью Russia и пахучкой на зеркале заднего вида в форме логотипа «Единой России» (привет одновременно и финалу «Елены» с мигрантами на спортплощадке, и «Нелюбви» с бегом на месте на балконе), который здесь решает все вопросы. Фигура тоже, с одной стороны, из жизни, с другой — довольно тенденциозная. Для высмеивания русских культурных правил, с серыми зонами ответственности и закона, режиссеру почему-то необходим именно иностранный акцент.

    «Мы Жили Счастливо», 2024 «Мы Жили Счастливо», 2024
«Мы Жили Счастливо», 2024 «Мы Жили Счастливо», 2024

При этом у фильма точно есть автор, и у него есть определенная позиция. Дети, подростки в нем — вполне себе герои нашего времени. Их конфликт со взрослыми — и отличие от них — в несговорчивости, максимализме, отказе играть по лживым правилам. Вопрос морали у госслужащих и тех, кто под них мимикрирует, заменяется вопросом профессионализма, системой знаков и предписаний, где все в страшном порядке и все имеет свой, пусть неофициальный, но логичный и железный прайс. Правосудие — как обвинение, так и оправдание, как преступление, так и наказание — становится просто бизнесом. «Дайте 350 тысяч — и замнем дело». Бабушка в какой-то момент задает прокурору самый частый вопрос из либерального фейсбука [принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской]: «Как вы спите по ночам?» Тот с явным удовлетворением отвечает: «Я просто хорошо делаю свою работу».

Есть в фильме и хрестоматийная сцена суда, которая, вообще-то, — довольно редкий гость в нашем кино.

Место, где прокуроры и адвокаты читают заранее написанный по шаблону текст, в котором только меняют фамилии от дела к делу, становится трибуной для нагорной проповеди главной героини. Она так и обращается к уважаемому суду: «Как вам не стыдно!»

Эта сцена чем-то напоминает начало «Пацанов» Динары Асановой, где фильм как раз стартовал с того, что мальчишка на скамье подсудимых — это, пусть и запуганная, но личность, и ему надо помочь раскрыться, а не наказывать сверх к тому, как его уже наказала жизнь.

    «Мы Жили Счастливо», 2024 «Мы Жили Счастливо», 2024
«Мы Жили Счастливо», 2024 «Мы Жили Счастливо», 2024

Симптоматично (и ново), что внук, тот самый подсудимый за решеткой, отказывается принимать не только вину, но и предложенную форму сочувствия и компромисса: объявить себя сумасшедшим, прикрыться социальным статусом полусироты с недееспособной матерью, как — вслед за Приемыховым у Асановой, только не от чистого сердца, а за деньги (то есть согласно профессионально сделанной работе) — было предложено бабуле вывернуть дело адвокатом.

Этот подростковый бунт, который обнажает порочность, несправедливость и отсутствие консенсуса там, где для взрослых — понятные правила игры («не мы такие — жизнь такая») — роднит это кружевное нежное кино с вполне себе маскулинной драмой «Приговор», снятой в этом году казахским дебютантом Диасом Бертисом на Кыргызском Иссык-Куле. Там тоже конфликт со лживым миром взрослых демонстративно решался в суде — подростку ценой жизни было важно, чтобы именно в этом храме правосудия прозвучали настоящие слова про вину и ответственность.

    «Мы Жили Счастливо», 2024 «Мы Жили Счастливо», 2024
«Мы Жили Счастливо», 2024 «Мы Жили Счастливо», 2024

Чтобы эта зияющая дыра, этот убийственный зазор между означающим и означаемым наконец-то схлопнулся, и наступила нормальная человеческая жизнь.

В российском фильме этот бунт заканчивается не так кроваво. А за условный хеппи-энд отвечает все та же витальная бабушка. Отвлекшись на короткое свидание с монументальным символом и родины, и матери на Мамаевом кургане, берет себя в руки и продолжает делать то, что умеет лучше всего и что, видимо, передалось по наследству ее внуку.

Жить.