Найти тему

Образовательный проект Грефа. 3 часть

ДВОЕМЫСЛИЕ

Приведем еще раз вывод первой части:

"...из каждой концепции должны происходить кардинально разные взгляды на устройство народного образования.

И если Г.О. отказался от одной из двух концепций (чего в публичном поле не было), то он не может продвигать следующую из нее систему образования".

Однако, как теперь ясно, Греф на практике имеет Хорошколу, но говорит о совершенно отличном от нее образовательном Проекте.

Подчеркивает это абсурдное несоответствие следующее высказывание Г.О.:

Дети должны быть развиты на триста шестьдесят градусов. В первую очередь нужно сосредоточиться на интересах ребенка...
Он не должен быть математиком, экономистом или юристом. Сменятся приоритеты и он не будет востребован в этом мире. Важно строить хорошие школы с комплексной подготовкой. С углубленным изучением естественных наук и гуманитарных наук ровно тех, к которым есть талант у конкретного ребенка. Наша задача кастомизировать систему образования точно так же, как мы кастомизируем все остальное.

Раскроем несоответствие.

  1. Сосредоточенность «в первую очередь» на интересах ребенка не позволит добиться развития «на триста шестьдесят градусов». Не в школе. Не в массовой школе. Может быть, в университете.
  2. Какими бы ни были приоритеты, специалисты в фундаментальных областях науки необходимы для выживания страны. Нам нужны математики, биологи, филологи и т.д. Это – несменяемые приоритеты.
  3. Кастомизация никогда не обеспечит повышения качества массового продукта. Что бы это ни было. У нее другая цель и смысл. И, тем более, не обеспечит качества она в образовании, где «потребительская парадигма» неприемлема. Ни о какой комплексной подготовке речи тут быть не может.

И как это понимать?

Понятнее станет, когда мы обсудим вопрос о том, только ли говорит Греф о своем образовательном Проекте. Или, всё-таки, что-то делает?

Что делает Греф со своим образовательным Проектом?

Ответ на этот вопрос будет после ответа на другой. На вопрос «Когда?».

-2

КОГДА?

Возвращаясь к созданному Грефом при участии ВШЭ «Центру стратегических разработок», нужно кое-что вспомнить из второго раздела «Стратегии развития РФ до 2010 года». Рассмотрим цитаты:

«...ригидность образовательной системы, обусловленная преобладанием трансляции знаний над воспитанием навыков...»,
«Модернизация общества предполагает переход от индустриального общества к обществу информационному, в котором процессы порождения и распространения знания становятся ключевыми. Этот процесс в сильной степени опирается на развитие образовательной системы»,
«...предполагает также становление новой культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость... Образование может играть важнейшую роль в этом процессе»,
«Устранить характерную как для общего, так и для профессионального образования традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний, а рассчитаны на "прохождение", на то, чтобы их сдать и забыть. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребоваться в дальнейшей социальной и профессиональной деятельности»,
«Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся...»,
«Увеличить долю открытого образования в учебных программах всех уровней до 20-30%. Обеспечить до 2005 года подключенными к глобальной сети компьютерными классами все учебные заведения системы профессионального образования и не менее 60% общеобразовательных школ»,
«...личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ...»,
«...прежде всего необходимо: во-первых, преодолеть существующий технократизм школьного образования, вывести на должный уровень предметы социально-гуманитарного цикла (право, экономика, основы политической системы, общественного устройства, иностранные языки должны преподаваться в объеме, достаточном для полноценной гражданской деятельности выпускников школы)...»,
«Практическая ориентация и инструментальная направленность общего среднего образования. Это означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д. Необходимо существенно повысить роль коммуникативных дисциплин, прежде всего информатики и иностранных языков»,
«Механизмы осуществления реструктуризации сельской школы включают развитие дистанционного образования (включая Интернет-образование) и соответствующей сети центров дистанционного обучения».

Вспоминая время, когда формировался данный «документ» Исак Фрумин говорит:

«Греф интеллектуально опирался на Вышку. И в целом как министр экономики играл тогда очень важную скрипку.
Поэтому Владимир Михайлович Филиппов позвал Вышку: он понимал, что он через Вышку выстраивает отношения с министерством экономики, с Германом Оскаровичем».
Исак Фрумин (спиной в кадре).
Исак Фрумин (спиной в кадре).

Продолжая вспоминать Филиппова, он указывает на следующее:

«Он, безусловно, был абсолютно международный человек. До сих пор, когда я с кем-то из ЮНЕСКО разговариваю, то прежде всего они называют Филиппова. Его помнят и ценят».

Итак, под руководством Г.О. создавался тот документ, некоторые цитаты из которого мы только что рассмотрели. Министр образования Филиппов вынужден был выстраивать отношения с Грефом. После чего рядом с ним объявляется ЮНЕСКО.

Продолжая вспоминать задачи, которые кто-то поставил перед «абсолютно международным человеком» Филипповым, Фрумин сообщает:

«И второй большой проект был по информатизации системы образования. Семь регионов. А Всемирный банк работает так. Обязательной частью процедуры был выезд на место...»

И вот уже перед нами Всемирный банк...

-4

Но проходит время и появляется служебная записка В. Болотова и А. Пинского на имя А. Фурсенко. 2004 год.

«...Несмотря на то что только что подписанные стандарты школьного образования сделали определенный шаг в сторону разгрузки школьников, тем не менее по-прежнему упор делается на явно избыточное учебное содержание, крайне недостаточно заложен практико-ориентированный подход, нацеленный на формирование в школе современных ключевых компетенций (компетенции коммуникативные, социальные, умение работать с информацией и др.)...».

Из всего приведенного становится ясно, почему в риторике Грефа отсутствуют призывы возрождать фундаментальное образование, но много негатива в сторону математических школ.

Кроме того, понятно, что «компетенции», замена «предметного технократизма» на право, обществознание, английский язык и многое другое не пришли в голову Грефа недавно. Он последовательно продвигает эти положения как минимум с 2000 года. При этом, участие в данных процессах Всемирного банка и ЮНЕСКО очевидно, но его степень не ясна.

Кроме того, у нас имеется такое признание А. Фурсенко из того же источника:

«Сама система образования не может определить, кого мы должны готовить... Кто заказчики? Работодатели, экономика, общество. И тогда мы стали собирать работодателей и спрашивать: а кто вам нужен? Беда в том, что пока они не могут четко сформулировать ответ. Сказать о том, каких специалистов не хватает сейчас, они в состоянии. А нам нужно знать, кого готовить через пять-семь лет!»

Не напоминает избитый тезис Грефа об ориентации на бизнес и о том, что через пять лет всё поменяется и людям нужно будет переучиваться? Что, в общем-то логично, в условиях стратегического отставания, ориентации на технологические достижения врага и отсутствие собственной субъектности.

Свежее дополнение:

Приведенная выше ссылка на страницу "Коммерсанта" с недавнего времени выдает вместо Стратегии развития РФ до 2010 года это:

-5

По прямому запросу в Сети можно найти другой документ. О том, что этот документ другой можно понять по структуре оглавления.

Однако, все приведенные из Стратегии цитаты находятся в разных местах, куда их "растащили" за длительное время.

И если искать "исходник" по этим цитатам, то можно попасть на едва ли не единственный оставшийся его вариант:

-6

Первая часть.

Вторая часть.

Продолжение следует.