ДВОЕМЫСЛИЕ
Приведем еще раз вывод первой части:
"...из каждой концепции должны происходить кардинально разные взгляды на устройство народного образования.
И если Г.О. отказался от одной из двух концепций (чего в публичном поле не было), то он не может продвигать следующую из нее систему образования".
Однако, как теперь ясно, Греф на практике имеет Хорошколу, но говорит о совершенно отличном от нее образовательном Проекте.
Подчеркивает это абсурдное несоответствие следующее высказывание Г.О.:
Дети должны быть развиты на триста шестьдесят градусов. В первую очередь нужно сосредоточиться на интересах ребенка...
Он не должен быть математиком, экономистом или юристом. Сменятся приоритеты и он не будет востребован в этом мире. Важно строить хорошие школы с комплексной подготовкой. С углубленным изучением естественных наук и гуманитарных наук ровно тех, к которым есть талант у конкретного ребенка. Наша задача кастомизировать систему образования точно так же, как мы кастомизируем все остальное.
Раскроем несоответствие.
- Сосредоточенность «в первую очередь» на интересах ребенка не позволит добиться развития «на триста шестьдесят градусов». Не в школе. Не в массовой школе. Может быть, в университете.
- Какими бы ни были приоритеты, специалисты в фундаментальных областях науки необходимы для выживания страны. Нам нужны математики, биологи, филологи и т.д. Это – несменяемые приоритеты.
- Кастомизация никогда не обеспечит повышения качества массового продукта. Что бы это ни было. У нее другая цель и смысл. И, тем более, не обеспечит качества она в образовании, где «потребительская парадигма» неприемлема. Ни о какой комплексной подготовке речи тут быть не может.
И как это понимать?
Понятнее станет, когда мы обсудим вопрос о том, только ли говорит Греф о своем образовательном Проекте. Или, всё-таки, что-то делает?
Что делает Греф со своим образовательным Проектом?
Ответ на этот вопрос будет после ответа на другой. На вопрос «Когда?».
КОГДА?
Возвращаясь к созданному Грефом при участии ВШЭ «Центру стратегических разработок», нужно кое-что вспомнить из второго раздела «Стратегии развития РФ до 2010 года». Рассмотрим цитаты:
«...ригидность образовательной системы, обусловленная преобладанием трансляции знаний над воспитанием навыков...»,
«Модернизация общества предполагает переход от индустриального общества к обществу информационному, в котором процессы порождения и распространения знания становятся ключевыми. Этот процесс в сильной степени опирается на развитие образовательной системы»,
«...предполагает также становление новой культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость... Образование может играть важнейшую роль в этом процессе»,
«Устранить характерную как для общего, так и для профессионального образования традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний, а рассчитаны на "прохождение", на то, чтобы их сдать и забыть. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребоваться в дальнейшей социальной и профессиональной деятельности»,
«Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся...»,
«Увеличить долю открытого образования в учебных программах всех уровней до 20-30%. Обеспечить до 2005 года подключенными к глобальной сети компьютерными классами все учебные заведения системы профессионального образования и не менее 60% общеобразовательных школ»,
«...личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ...»,
«...прежде всего необходимо: во-первых, преодолеть существующий технократизм школьного образования, вывести на должный уровень предметы социально-гуманитарного цикла (право, экономика, основы политической системы, общественного устройства, иностранные языки должны преподаваться в объеме, достаточном для полноценной гражданской деятельности выпускников школы)...»,
«Практическая ориентация и инструментальная направленность общего среднего образования. Это означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д. Необходимо существенно повысить роль коммуникативных дисциплин, прежде всего информатики и иностранных языков»,
«Механизмы осуществления реструктуризации сельской школы включают развитие дистанционного образования (включая Интернет-образование) и соответствующей сети центров дистанционного обучения».
Вспоминая время, когда формировался данный «документ» Исак Фрумин говорит:
«Греф интеллектуально опирался на Вышку. И в целом как министр экономики играл тогда очень важную скрипку.
Поэтому Владимир Михайлович Филиппов позвал Вышку: он понимал, что он через Вышку выстраивает отношения с министерством экономики, с Германом Оскаровичем».
Продолжая вспоминать Филиппова, он указывает на следующее:
«Он, безусловно, был абсолютно международный человек. До сих пор, когда я с кем-то из ЮНЕСКО разговариваю, то прежде всего они называют Филиппова. Его помнят и ценят».
Итак, под руководством Г.О. создавался тот документ, некоторые цитаты из которого мы только что рассмотрели. Министр образования Филиппов вынужден был выстраивать отношения с Грефом. После чего рядом с ним объявляется ЮНЕСКО.
Продолжая вспоминать задачи, которые кто-то поставил перед «абсолютно международным человеком» Филипповым, Фрумин сообщает:
«И второй большой проект был по информатизации системы образования. Семь регионов. А Всемирный банк работает так. Обязательной частью процедуры был выезд на место...»
И вот уже перед нами Всемирный банк...
Но проходит время и появляется служебная записка В. Болотова и А. Пинского на имя А. Фурсенко. 2004 год.
«...Несмотря на то что только что подписанные стандарты школьного образования сделали определенный шаг в сторону разгрузки школьников, тем не менее по-прежнему упор делается на явно избыточное учебное содержание, крайне недостаточно заложен практико-ориентированный подход, нацеленный на формирование в школе современных ключевых компетенций (компетенции коммуникативные, социальные, умение работать с информацией и др.)...».
Из всего приведенного становится ясно, почему в риторике Грефа отсутствуют призывы возрождать фундаментальное образование, но много негатива в сторону математических школ.
Кроме того, понятно, что «компетенции», замена «предметного технократизма» на право, обществознание, английский язык и многое другое не пришли в голову Грефа недавно. Он последовательно продвигает эти положения как минимум с 2000 года. При этом, участие в данных процессах Всемирного банка и ЮНЕСКО очевидно, но его степень не ясна.
Кроме того, у нас имеется такое признание А. Фурсенко из того же источника:
«Сама система образования не может определить, кого мы должны готовить... Кто заказчики? Работодатели, экономика, общество. И тогда мы стали собирать работодателей и спрашивать: а кто вам нужен? Беда в том, что пока они не могут четко сформулировать ответ. Сказать о том, каких специалистов не хватает сейчас, они в состоянии. А нам нужно знать, кого готовить через пять-семь лет!»
Не напоминает избитый тезис Грефа об ориентации на бизнес и о том, что через пять лет всё поменяется и людям нужно будет переучиваться? Что, в общем-то логично, в условиях стратегического отставания, ориентации на технологические достижения врага и отсутствие собственной субъектности.
Свежее дополнение:
Приведенная выше ссылка на страницу "Коммерсанта" с недавнего времени выдает вместо Стратегии развития РФ до 2010 года это:
По прямому запросу в Сети можно найти другой документ. О том, что этот документ другой можно понять по структуре оглавления.
Однако, все приведенные из Стратегии цитаты находятся в разных местах, куда их "растащили" за длительное время.
И если искать "исходник" по этим цитатам, то можно попасть на едва ли не единственный оставшийся его вариант:
Продолжение следует.