Найти тему

Образовательный проект Грефа. 1 часть.

КОНЦЕПЦИИ ГРЕФА

Начать обсуждение взглядов Германа Оскаровича Грефа на российское образование стоит с обсуждения отвлеченного вопроса.

Выступая на «Гайдаровском» форуме в 2016 году Герман Оскарович (Г.О.) произнес нашумевшую фразу. Вот краткая цитата из неё:

«Если каждый человек сможет участвовать напрямую в управлении, что же мы науправляем...?
Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания... А любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции».

Сказанное тянет на концептуальную позицию. Которая противоположна, например, такой:

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством.
...мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами... к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

Эта известная цитата взята нами из собрания сочинений Ленина, потому что именно советскую систему образования Г.О. последовательно критикует.

Имеющееся в ней концептуальное положение входит в прямое противоречие с концепцией самого Г.О. Однако, позднее он утверждал, что функция образования в раскрытии потенциала каждого человека. Что обладать фундаментальными знаниями нужно и критически важно, потому что без этого человек не может развить целый ряд своих способностей.

Возникает вопрос, как эти две концепции могут существовать в одной системе ценностей. Либо мы должны признать, что от какой-то из них Греф отказался, либо есть вариант их совместного существования.

Это тем более интересно, что из каждой концепции должны происходить кардинально разные взгляды на устройство народного образования.

И если Г.О. отказался от одной из двух концепций (чего в публичном поле не было), то он не может продвигать следующую из нее систему образования.

СТАВКА ГРЕФА

На том же форуме в 2016 году Г.О. рассуждал о футуристичном (и, теперь очевидно, не сбывшемся и смешном) прогнозе Рэймонда Курцвейла, неминуемом снижении цен на нефть и о том, что развитие новых технологий сильно изменит общество.

Рассказывая о том, сколько востребованных новой реальностью специалистов в новых сферах Сбер выучил самостоятельно, Г.О. говорил о «шести с лишним тысячах программистов», которых просто неоткуда было взять. При этом данными силами в 2015 году Сбер сделал 27 тысяч изменений платформы в год. Однако американская компания Amazon, по его словам, на тот момент делала 10 тысяч изменений в день.

Из этого и остального сказанного тогда становится ясно, что Г.О. не устраивают возможности нашего общества и народной системы образования по «бытовой» обработке фундаментальных достижений в IT-области. О каких фундаментальных достижениях идет речь?

Например, первое соединение между узлами компьютерной сети, созданной Агентством Министерства обороны США по перспективным исследованиям произошло в 1969 году.

Первый массовый микропроцессор разработала Intel в 1971 году.

А поныне использующийся протокол TCP/IP стали применять в 1983 году.

Первый квантовый компьютер появился в 1998 году и был так же разработан американской корпорацией IBM.

Есть ли куда стремиться в области фундаментальных исследований? Безусловно, есть.

-2

Например, в сфере любимого Г.О. искусственного интеллекта Россия сильно отстала. Отстала так, что догнать и, тем более, перегнать кажется невозможно.

Эксперты считают, что тут есть два перспективных направления:

Первое.

Достаточная и даже местами выдающаяся квалификация русских инженеров в области ИИ позволит разрабатывать модели в узких практически значимых секторах для отдельных применений (медицина, ВПК, телеком, финансы, промышленность). Не исключено, что даже автономные дроны\авто и роботы вполне могут быть созданы без привлечения гигантских вычислительных ресурсов и объемов данных (которых у нас нет и не будет).

Качество даже вторичных и отстающих моделей ИИ в России будет отставать от западных, но это отставание не будет катастрофическим из-за эффектов падающего возврата. Фактически, это будет несколько лет. Сомнительно, что появится приложение, которое будет представлять для России экзистенциальную угрозу и одновременно будет возможным только для противника ввиду его опережения на несколько лет. Но это значит, что инженеры должны готовиться в стране и обеспечивать «догоняющие» работы в этом направлении.

Второе.

Единственным реалистичным способом опередить в области ИИ и вырваться в лидеры является разработка альтернативной технологии ИИ, отличной от существующих нейросетей, опирающихся на вычислительную мощь и объемы обучающей выборки.

Такой способ, безусловно, существует – головной мозг человека обходится без всего этого и демонстрирует недостижимые показатели качества, несмотря на, на первый взгляд, несовершенную «элементную базу». В отрасли является уже очевидным и принятым, что существует другой способ обучения нейроподобных систем, не использующий глобальную оптимизацию (которая и является причиной необходимости в вычислителях и данных). Поиск этого способа – задача математическая, и нам открыты все возможности.

Российский боевой робот
Российский боевой робот

Однако Г.О. не говорит о важности разработки подобных стратегических направлений. И о том, какое народное образование и какого качества специалисты нужны для этого он тоже не говорит. Г.О. постоянно говорит о необходимости догонять «Запад» в количестве и качестве тех специалистов, которые будут сооружать «косметические надстройки» над созданным другими фундаментом.

Складывается впечатление, что необходимость такого народного образования, которое обеспечит России стратегический рывок по типу «советского экономического чуда» Г.О. не интересует. И что ставку он сделал именно на «косметическую» обработку поставляемых в страну фундаментальных принципов и решений.

«ШКОЛА 21»

В 1999 году по поручению В.В. Путина под руководством Г.О. и при участии ВШЭ был создан «Центр стратегических разработок», иначе известный, как «Центр Грефа». К нему мы позднее еще вернемся. Сейчас важно то, что он занимался совсем не подготовкой специалистов, способных хотя бы сократить стратегическое отставание от вероятных на тот момент противников.

Не создан такой Центр (или о нем не известно) и до сих пор, несмотря на то, что Г.О. заявляет сферу IT, как важнейшую, имеет ресурсы и вроде бы что-то понимает (?) в образовании.

Зато в 2015-м году, как уже говорилось, Г.О. где-то подготовил более шести тысяч технических специалистов, способных создать банковскую платформу и делать десятки тысяч «изменений». А в 2018 году под руководством Грефа был создан центр профессиональной подготовки «Школа 21».

Неожиданное альтернативное мнение относительно "Школы 21" из комментариев
Неожиданное альтернативное мнение относительно "Школы 21" из комментариев

В «Школе 21» за срок от полутора до трех лет можно обучиться мобильной разработке, компьютерной графике, веб-программированию и другим важным для «бизнеса», но «косметическим» специальностям.

В каком-нибудь «Яндекс-практикуме» сделать это можно за три-четыре месяца и понятно, что у Г.О. подготовка несколько серьезней (при прилежной учебе срок обучения – полтора года). Но также понятно, что за это время специалистов в фундаментальных областях знания не подготовишь. Хотя ясно это уже и из направлений подготовки.

Тем более очевидно это становится после рассмотрения подробностей зачисления и обучения в «Школе 21», где с желающих не спрашивают аттестатов и школьных знаний. Для поступления нужны те самые «мягкие навыки», которые позволят научиться выполнению одной более или менее сложной, но, всё-таки, локальной операции. А потом, при желании, переобучиться на другую такую же локальную операцию.

Однажды Г.О. сказал:

«Я не верю в науку, которая не связана с практикой, я не верю в образование, которое не связано с практикой и наукой, я не верю в бизнес, который не связан с образованием и наукой».
-5

О «пустой» науке, которая не связана с практикой мы говорить не будем. Важно, что в «Школе 21» связывают образование с практикой. И в качестве организации СПО данное начинание, наверное, весьма достойно, хотя это надо проверять более вдумчиво. Сейчас нам важно другое.

Видимо, имеющихся узко-профильных специалистов «бизнесу» Г.О. не хватает, несмотря на мировое лидерство в части инноваций банковской сферы.

Или же появились какие-то «новые горизонты» развития...

Продолжение следует.